Острикова Ольга
Конспект НОД по познавательному развитию «Круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) группы №5 «Зернышко» общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет
Подготовила воспитатель: Острикова О. В.
Дата проведения: 27.02.2024
Тема: Круг
Цель: формирование представления о круге как общей форме некоторых
предметов
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Круг“» размещена в разделах
Задачи:
Образовательные:
-тренировать умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки;
- формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения
под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и
опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
- закрепить счет до двух, умение сравнивать предметы по свойствам;
Развивающие : тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, двигательную и тактильную память, логическое мышление, творческие способности.
Воспитывающие: воспитывать любознательность
Материалы:
Демонстрационный: фигурки зайцев, колесо, большой лист бумаги с
нарисованными на нем кругами разного размера, изображение тележки
с треугольными колесами, мешок, геометрические фигуры, предметные
картинки с изображением треугольных и квадратных предметов.
Раздаточный: предметные картинки с изображением предметов круглой формы, таблицы, игрушечные пластмассовые тарелки, большие по
размеру монеты, пуговицы.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что у каждого человека есть семья, то есть самые близкие и родные люди.
- Из кого состоит ваша семья?
После ответов детей воспитатель рассказывает, что у него есть знакомый заяц, которого зовут Касьян. У Касьяна тоже есть семья.
- Хотите послушать сказку про семью зайца Касьяна?
2. Мотивационная игра
Игра «Колесо» (начало).
Воспитатель рассказывает детям сказку про зайца.
- Жил-был заяц по имени Касьян. Пошел он как-то за грибами и
видит, что на земле колесо лежит. Хочется зайцу колесо домой взять,
да не знает можно ли, ведь это не его колесо. Мимо пролетала сорока,
которая в лесу все про всех знала.
«Это колесо ничье, оно давно здесь лежит, — говорит зайцу сорока. — Забирай его!»
Попробовал заяц поднять колесо, да не может, тяжелое очень. Как
вы думаете, как надо поступить зайцу, чтобы доставить колесо домой?
(Колесо нужно докатить до дома.)
Воспитатель катит колесо по столу.
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Колесо» (продолжение).
— Пришел заяц домой, а там его семья дожидается.
Воспитатель выставляет на мольберт изображение зайчихи и
зайчат.
— Кто в семье зайца Касьяна? (Мама — зайчиха и дети - зайчата).
Воспитатель кладет на стол рядом с колесом пуговицы и монетки по
количеству детей.
— Ты зачем такую большую пуговицу прикатил? — спрашивает зайчиха.
— Какая большая монетка! — радуются зайчата.
— Это не пуговица, не монетка, а колесо, — отвечает заяц.
— Нет, монетка!
— Нет, колесо!
— Смогли договориться между собой члены заячьей семьи? (Нет.)
— Они не договорились, потому что не смогли найти, что общего у
монеты, пуговицы и колеса от телеги.
4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации
Игра «Колесо» (окончание).
— Что общего есть у всех этих предметов?
Воспитатель раздает каждому ребенку по одной пуговице или монетке (они должны быть разные по размеру, но достаточно крупные). Дети
рассматривают их, манипулируют с ними, затем высказывают свои версии.
Воспитатель поддерживает детей в высказывании версий, выслушивает нескольких человек, даже если их версии совпадают, хвалит их.
Затем вместе с детьми делает вывод:
— И колесо, и пуговица, и монетка катятся. У них одинаковая форма.
Воспитатель предлагает детям показать всем зайцам, что форма у колеса, монетки, тарелки действительно одинаковая. Дети обводят пальцем предмет, находящийся у них в руках, рисуют круг пальчиком по
воздуху.
Игра «Тележка для медведя» (начало).
В это время прилетела сорока — принесла письмо от медведя (из
конверта вынимается рисунок тележки с треугольными колесами).
Медведь звонит по телефону и говорит, что прислал им фотографию тележки, которую сам сделал. Тележка почему-то не едет. Медведь
интересуется, почему же не едет тележка.
- Как вы думаете?
- Как назвать медведю форму колес?
- А зайцы говорят, что это квадрат! Кто же прав?
Воспитатель рассказывает детям о том, что общая форма, которую
имеют колесо, монетка и тарелка, называется кругом.
Дети «звонят» медведю и говорят, что колеса у тележки должны быть
круглыми.
5. Самостоятельное применение нового
Игра «Открой дверь».
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что пока
заячья семья разбиралась с колесом, в их домике захлопнулась дверь.
Зайцы просят помочь открыть замок.
Воспитатель показывает детям рисунок, сделанный на большом листе, лежащем на столе (количество кругов должно быть равно количеству детей,
Это замок. Открыть его можно, подобрав детали замка.
— Какую форму имеют детали замка? (Круглую.)
Каждый ребенок двумя руками нащупывает в мешке круг, вынимает
его, идет к рисунку и ищет в замке круг такого же размера. Найденный
круг накладывается на нарисованный.
После того как все дети положили свои круги, воспитатель задает
вопросы:
— Из каких фигур сделан замок? (Из кругов.)
— Из одинаковых или разных кругов сделан замок? (Из разных.)
— Что у кругов разное?
Игра «Встанем в круг».
Воспитатель предлагает детям вместе с зайчатами поиграть.
— Возьмитесь за руки и сделайте большой-большой круг.
— Как сделать маленький кружок?
Дети должны либо растянуть руки, либо приблизиться друг к другу.
Игра повторяется 2-3 раза.
Можно включить музыку и предложить детям делать большой круг, если
звучит громкая музыка, и маленький круг, если музыка звучит тихо.
Игра «Подбери картинку».
Дети садятся за стол, на котором лежат таблицы по количеству детей и предметные картинки. Для удобства проверки предметы
круглой формы на карточках у всех детей должны быть одинаковыми.
Предметы другой формы должны быть разными.
Зайчата просят детей помочь навести порядок в их домике и положить в пустые клеточки-ящички картинки, которые по форме напоминают круг (воспитатель показывает на круг, нарисованный в таблице, причем все картинки в пустых клеточках должны быть разными.
Круглые картинки могут быть, например, такими: круглая пуговица,
круглое блюдце, круглый торт.
— Обведите круг пальчиком.
Дети обводят круг несколько раз. Воспитатель предлагает им нарисовать круг пальчиком по воздуху.
— Какие предметы вам нужно найти? (Круглые.)
Воспитатель предлагает детям, взяв карточку, обвести нарисованный
на ней предмет пальчиком и определить, круглый он или нет.
После того как все дети выполнили задание, воспитатель говорит,
что зайчата просят рассказать, какие картинки они положили в пустые
клеточки. Один ребенок называет первую картинку, например, круглый
стол. Остальные дети находят эту картинку у себя и хором повторяют:
круглый стол. Следующую картинку называет другой ребенок, все дети
находят ее у себя и хором называют. И т. д.
— Почему вы не выбрали, например, флажок? (Потому что он не круглый.)
6. Рефлексия
— У кого в гостях вы сегодня побывали?
— Чем вы помогли семье зайцев?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что помочь они смогли
потому, что знают круг и умеют его находить среди других фигур.