Татьяна Глазкова
Конспект НОД по познавательному развитию по теме «Свойства воды. Экспериментирование» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Вовлечение детей в исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.
Задачи:
Обучающие.
Познакомить детей со свойствами воды (вода жидкая, вода прозрачная, без запаха, без вкуса, вода окрашивается, уточнить значение воды для всего живого на земле.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию по теме „Свойства воды, Экспериментирование“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Развивающие.
Развивать творческое воображение, любознательность, умение проводить несложные эксперименты, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова : бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Формировать начальные предпосылки поисковой и интеллектуальной деятельности (практические опыты).
Воспитательные.
Воспитывать аккуратность в работе, интерес и желание расширять свой кругозор, бережное отношение к воде.
Методы и приемы:
Игровой: внесение игрового персонажа «Капельки».
Практический: опыты.
Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Оборудование:
Пластмассовые стаканы, чайные ложки, сахар, молоко, вода, дольки лимона, кисточки, гуашь (всё индивидуально для каждого ребенка).
Предварительная работа:
Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».
Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера.
Проведение опытов с водой (окрашивание воды).
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день. Солнышко уже проснулось и заглянуло к нам в окошки. Наверное, солнышко хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение? Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, надо ли поделиться своим прекрасным настроением с окружающими нас людьми? Ответы детей.
Воспитатель: Тогда давайте поздороваемся с гостями, улыбнёмся им и друг другу.
Здравствуй, ты скажешь человеку.
Здравствуй, улыбнётся он в ответ.
И наверно не пойдёт в аптеку.
И здоровым будет много, много лет!
Воспитатель: Замечательно.
Поудобней садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в группу я зашла,
К нам капелька в гости пришла.
(показ картинки Капелька) Посмотрите, какая она (грустная).
Но почему она такая грустная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Ответы детей.
Воспитатель: Где живет капелька? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. капелька живет в воде.
Воспитатель: А как вы думаете из чего состоит капелька? Ответы детей.
Воспитатель: Капелька состоит из воды.
Воспитатель: Вот только Капелька не совсем поняла, как выглядит вода, и какая она бывает. Давайте познакомим ее с водичкой? Ответы детей.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, что вода имеет волшебные свойства : с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость». Воспитатель берет бутылку с водой и стакан (заранее приготовленные).
Воспитатель: Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой?
Ответы детей.
Воспитатель: Она переливается из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Слышите? Как звучит? (буль-буль-буль) Вода льется, и мы слышим ее. Что мы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили). А если она льется, значит, она какая? Ответы детей.
Воспитатель: Вода жидкая.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.
На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.
Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному кубику в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? Ответы детей.
Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: Молодцы! А где можно встретить воду?
Ответы детей. В реке, море, океане (разные ответы детей)
Физкультминутка.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру "Ходят капельки по кругу".
Я – мама Тучка. Вы превратитесь в моих деток-капелек, если скажете такие слова:
Дождик, дождик лей,
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей
И для маленьких детей
И для мам, и для пап
Кап-кап, кап-кап.
(вот вы и превратились в капельки).
Воспитатель: Вы полетели путешествовать на землю.
Дети прыгают, бегают, играют свободно по всему залу.
Воспитатель: Но вот им стало скучно прыгать поодиночке, собрались они попарно и потекли маленькими веселыми ручейками.
(Смена музыки. Музыка ручейка).
Дети капельки соединяются парами и составляют ручейки.
Воспитатель: Встретились ручейки и стали большой рекой.
(Смена музыки. Музыка реки)
Дети капельки соединяются в одну цепочку.
Воспитатель: Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой пребольшой океан.
(Смена музыки. Музыка океана).
Дети перестраиваются в хоровод и кружатся по кругу, затем приседают.
Воспитатель: Плавали они плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама –Тучка наказывала домой вернуться, а тут как раз солнышко пригрело (Показываю солнышко)
Свети, свети, солнышко,
На чистую водицу.
Стали капельки легкими, потянулись вверх.
Присевшие дети поднимаются, а затем вытягивают руки вверх.
Воспитатель: испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме – Тучке.
Капельки подходят к маме – Тучке и она их обнимает.
Воспитатель: Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались, теперь со мной побудьте. Я без вас соскучилась.
Воспитатель: Превращаю вас снова в детей.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить?
Ответы детей. Сок, чай, молоко и т. д.
Воспитатель: А кто из вас любит пить лимонад? Из чего его делают?
Дети с помощью педагога: Из воды, лимона, сахара.
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю приготовить этот вкусный напиток!
Опыт № 3 «У воды нет вкуса»
Обращение педагога к детям, с одновременным показом:
Ребята, возьмите каждый себе по стакану с водой и попробуйте воду. Какая она на вкус? Ответы детей. У нее нет вкуса.
Воспитатель. А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью сахара.
Положите кусочек сахара в стакан с водой. Возьмите маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус.
Какая вода стала на вкус? Ответы детей. Вода стала сладкая.
Воспитатель: Вода хороший растворитель, она, растворяя вещества, приобретает их свойства. У сахара она забрала его сладость.
Давайте каждый возьмем по дольке лимона (как мы делали ранее с сахаром, и положим лимон в стакан. Разомнем ложкой лимон, остатки выложим на блюдце. Попробуем, какая стала вода?
Ответы детей с помощью воспитателя: стала кисло-сладкая.
Воспитатель: Когда мы к сладкой воде, добавили кислый сок лимона, у нас получилась на вкус кисло-сладкая.
Домашний лимонад готов.
Молодцы. Значит, сделаем вывод – у воды нет вкуса.
Опыт № 4 «Вода растворитель».
Воспитатель. Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой. Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску любую и опустите в воду. Что произошло с водой? Ответы детей.
Воспитатель. Вода изменила цвет.
Воспитатель. Каким цветом стала вода?
Ответы детей. Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.
Воспитатель. Почему вода стала красной, желтой, синей?
Ответы детей с помощью воспитателя. Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной.
Воспитатель. Правильно. Вода изменила цвет, потому что краска в ней
растворилась.
Воспитатель: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Давайте присядем на стульчики и напомним Капельке, что мы узнали о ней.
Ответы детей. Жидкая, прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха.
Воспитатель: Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода?
(показ и рассматривание картинок) Ответы детей.
- Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
А нам, в детском саду, нужна вода? Ответы детей.
Воспитатель. А для чего?
- Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы сказали все правильно: растениям нужна вода
и их нужно поливать водой — иначе они погибнут.
Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода
просто необходима: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды.
Ни одно живое существо не может жить без воды.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Итог: Дети давайте с вами напомним капельке какая вода (без вкуса, запаха, вода прозрачная
Воспитатель: Смотрите, какая Капелька веселая и радостная стала! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек – «Капелек» (раздает детям медальки с видом капельки)
Дети: Принимают подарки от «Капельки» и благодарят ее.
Воспитатель: Дружите с ними и берегите их, потому что без воды не будет жизни на земле!