Ольга Жамсаранова
Конспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития познавательного интереса к уникальному озеру Байкал; формирование экологической культуры дошкольников.
Задачи:
Обучающие:
- расширять представления детей о природе родного края, ее богатстве;
- формировать у детей целостное представление о жемчужине родного края – озере Байкал.
Развивающие:
- закреплять знания детей о свойствах воды: бесцветная, пресная, соленая, прозрачная;
- активизировать познавательную деятельность детей средствами экспериментирования;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Байкал — жемчужина России“ в средней группе» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
- развивать познавательный интерес, любознательность, логическое мышление, память, внимание, речь, мелкую моторику рук;
- расширять словарный запас.
Воспитывающие:
- воспитывать осознанное отношение к объектам окружающего мира, бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: беседы об озере Байкал, просмотр иллюстраций и фотографий с изображением озера Байкал, чтение бурятской легенды о Байкале и Ангаре.
Методы и приемы:
проблемно-поисковый: создание проблемных ситуаций;
игровые: игра - имитация, малоподвижные игры;
наглядный: просмотр фотографий и слайдов;
словесный: беседа, объяснение;
практический: экспериментирование, рисование.
Оборудование: фотографии Байкала, мольберт; камни; бумажные макеты рыб; емкости с чистой соленой и пресной водой, емкость с грязной водой, кувшин с фильтром для очистки воды; воронка, ватные диски, макет реки (бумага грязно-голубого цвета 50*400см, с обратной стороны – светло-голубого цвета, бумажный макет озера диаметром около 3м; бытовой мусор (пластиковые и стеклянные бутылки, жестяные банки, целлофановые пакеты, мусорный мешок, пластиковые ложки, пластиковые стаканы; светло-голубая гуашь, кисти, лист А4, салфетки; вода бутилированная «Байкал».
Ход НОД
1. Мотивационный этап
Дети проходят в зал, присаживаются на стульчики.
Воспитатель: «Добрый день, ребята. Сегодня я предлагаю нам отправиться в небольшое путешествие. А куда именно, попробуйте догадаться:
Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.
Это озеро -(ответы детей: «Байкал»)
В окруженье диких скал».
Воспитатель: «Действительно, ребята, это великое озеро Байкал. Как мы можем добраться до озера?»
Дети: «На машине, на поезде»
Воспитатель: «Все верно. Но я вам предлагаю водный путь. Вспомним, как называется река, которая течет в нашем городе».
Дети: «Селенга»
Воспитатель: «Да, это река Селенга. Это самая крупная река, которая впадает в озеро Байкал. Она даёт озеру половину объёма всего речного притока. А теперь закройте глаза и представьте, что мы оказались все в большой лодке. На этой лодке по реке Селенга мы и поплывем к Байкалу».
(дети встают и с воспитателем подходят к макету реки, на котором в хаотичном порядке разбросан бытовой мусор)
Воспитатель: «Дети, обратите внимание, какого цвета вода в реке?»
Дети: «Грязно-голубая»
Воспитатель: «Как вы думаете, почему это случилось?»
Дети: «В реке много мусора»
2. Ориентировочный этап
Воспитатель: «Кто же оставил этот мусор? Что нам делать? Как нужно поступать с отходами, которые остаются после отдыха на природе? Кому или чему могут навредить мусорные отходы?»
Дети: «Мусор оставили люди. Нельзя оставлять мусор на отдыхе. Его нужно собрать и отнести до ближайшего мусорного контейнера. Отходы вредят рыбам, животным, природе».
(воспитатель с детьми собирают мусор в мешок)
Воспитатель: «Мы собрали весь мусор. Заберем его с собой в город и сдадим на утилизацию. Стала ли река чище из-за того, что мы убрали мусор?»
Дети: «Да!»
Воспитатель переворачивает макет реки светло-голубой стороной.
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, если бы мы оставили мусор в реке, что могло бы случиться?»
Дети: «Река унесла бы отходы в Байкал. Погибли бы обитатели реки и озера. Погибли бы деревья, птицы. Озеро Байкал превратилось бы в грязный водоем с водой, непригодной для питья».
3. Исполнительский этап
Воспитатель: «Поменяла ли цвет река? Можно ли мыть руки этой водой или пить эту воду из реки? Почему?»
Дети: «Река стала светлее. Этой водой руки мыть можно, а пить нельзя. Воду нужно очистить».
Воспитатель: «Дети, я предлагаю причалить к берегу. Здесь находится станция по очистке воды. Мы с вами можем попробовать, как настоящие ученые, очисть воду».
Воспитатель предлагает детям подойти к столам, на которых стоят емкости с чистой соленой и пресной водой, емкость с грязной водой, фильтры для очистки воды, емкости с песком, лежат камни, пластиковые ложки.
Воспитатель: «Дети, перед нами небольшая лаборатория по очистке воды. Предлагаю сначала определить, в какой емкости вода пресная, а в какой соленая. Как это можно узнать?»
Дети: «Попробовать на вкус»
Двое детей пробуют воду на вкус из разных емкостей, зачерпнув ее ложками.
Воспитатель: «Какую воду мы пьем – соленую или пресную?»
Дети: «Пресную»
Воспитатель: «В каких водоемах вода соленая, а в каких пресная?»
Дети: «Пресная вода – в реках, ручьях, озерах, а соленая – в морях и океанах».
Воспитатель: «Байкал – самое большое природное хранилище пресной воды. Его запасов хватило бы напоить в 10 миллионов раз больше человек, чем живёт на Земле. То есть, озеро Байкал – это не только достояние нашей республики – Бурятия, но и достояние всей России. И мы должны бережно относиться к нему».
Воспитатель: «Чтобы пить воду из рек и озер, что нужно сделать?»
Дети: «Очистить ее»
Воспитатель: «Перед нами емкость с грязной водой. Как можно ее очистить от песка, камней, грязи? С помощью чего?»
Дети: «С помощью фильтра»
Воспитатель: «Действительно, дома практически у каждого есть фильтр для очистки воды. Сегодня я принесла кувшин с фильтром для очистки воды. Нальем в него грязную воду и через некоторое время посмотрим, что произойдет».
Воспитатель или ребенок наливают 1 литр грязной воды в кувшин с фильтром для очистки воды и убирают его на время в сторону.
Воспитатель: «А если мы отдыхаем на природе, забыли взять с собой воду, но поблизости есть река, как очистить воду, чтобы использовать ее для питья?» (ответы детей)
Воспитатель: «Предлагаю нам самим смастерить фильтр для воды. Возьмите пластиковый стаканчик, сверху поставьте воронку. В воронку положите ватный диск. Налейте грязной воды до края воронки. Теперь немного подождем».
Дети и воспитатель наблюдают, как чистая вода постепенно просачивается сквозь ватный диск, а на нем остается грязь.
Воспитатель: «Дети, обратите внимание, что в кувшине с фильтром для очистки воды и в ваших устройствах происходит один и тот же процесс – очистка воды от грязи. В походных условиях мы можем ее использовать для питья. А для того, чтобы в наши дома поступала чистая вода, существуют очистные станции, где работники не только удаляют грязь, но и специальными средствами уничтожают вредные микробы, которые живут в воде».
Воспитатель: «На станции мы тоже не будем оставлять мусор, выльем воду, а пластиковую посуду соберем в мусорный мешок для дальнейшей утилизации»
Воспитатель и дети освобождают стаканы от воды, собирают ложки, ватные диски, стаканы в мешок.
Воспитатель: «Продолжим наше путешествие. Чтобы мы гребли веслами быстрее и скорее добрались до озера, предлагаю сделать небольшую зарядку:
Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)
Берег слева, берег справа. (повороты влево и вправо)
Речка лентой впереди. (потягивания — руки вперёд)
Сверху мостик — погляди. (потягивания — руки вверх)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (плавательные движения)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (ходьба на месте)
И на травке отдыхаем».
Воспитатель и дети подходят к макету озера и мольберту с фотографиями Байкала, дети рассматривают фотографии, воспитатель рассказывает.
Воспитатель: «Вот мы и у цели. Это озеро Байкал. Это озеро – священный дар природы. Я хочу рассказать вам о Байкале, чтобы вы могли гордиться, что живёте рядом с таким замечательным озером. Вода в озере настолько чиста, что можно разглядеть камушки на его дне и плавающих рыбок. Байкал – одно из древнейших озёр планеты. Часто Байкал в песнях и сказках называют «Батюшкой», и мы представляем себе озеро этаким старцем. И хотя его возраст 25 миллионов лет, он ещё молод. Со всех сторон озеро окружают горы и нагорья с многообразием растительности – тайгой. Тайгу населяют различные животные: медведи, волки, козы, соболь и так далее. И все эти животные утоляют жажду в Байкале или в ручьях, реках и речушках, впадающих в него».
Воспитатель: «Дети, напомните, пожалуйста, бурятскую легенду о Байкале и Ангаре».
Дети рассказывают легенду: «В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман-камнем».
Воспитатель: «Да, так случилось, что всего одна река вытекает из Байкала, а впадает в него 336 рек. Одну из них мы сегодня очистили от мусора и помогли Батюшке-Байкалу и его обитателям. Посмотрите, дети, изменило ли озеро свой цвет? Видны ли нам жители Байкала? Предлагаю помочь озеру приобрести свой светло-голубой оттенок с помощью красок и кистей. Нас хоть и не 336 человек, но несколько рек, впадающих в Байкал мы спасем. Сейчас каждый из вас возьмет светло-голубую краску и нарисует на листе бумаги чистую, прозрачную реку, впадающую в Байкал».
Дети рассаживаются за столы, рисуют реку. Воспитатель в это время переворачивает макет озера на светло-голубую сторону.
Воспитатель: «Теперь возьмите свои рисунки, разложите их вокруг макета озера. Посмотрите, цвет озера изменился, стал светлее. Мы с вами говорили о том, что в Байкале водится много рыбы, но посмотрите, какой — то он у нас безжизненный. Давайте его заселим рыбками, и будем делать это с любовью. Когда будете класть на дно озера рыбку, говорите Байкалу ласковые слова. Например, «прекрасный Байкал».
Дети раскладывают на макете озера макеты рыбок, камни, приговаривая ласковые слова.
4. Рефлексивный этап
Воспитатель: «Молодцы, дети, справились с заданием. Думаю, Батюшка Байкал будет вам очень признателен за заботу. Именно так он и должен выглядеть: светлый, прозрачный и, самое главное, чистый. А теперь расскажите, что вам понравилось в нашем небольшом путешествии?»
Дети отвечают.
5. Перспективный этап
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы говорили о Байкале, о том, что нужно беречь природу, не оставлять мусор, чтобы обитатели озера не погибли. А кто же населяет озеро Байкал? Какие рыбы? Какие животные живут в тайге вокруг Байкала? Предлагаю вам дома с родителями поговорить на эту тему. Можете нарисовать понравившегося вам обитателя озера, а на следующем занятии расскажите нам о нем.
И, напоследок, Батюшка – Байкал за ваши добрые дела решил угостить вас своей чистой, прозрачной и полезной водицей, чтобы вы росли здоровыми, умными, бережливыми».
Воспитатель раздает детям байкальскую воду.