Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группе (1 фото)

Ольга Жамсаранова
Конспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: создание условий для развития познавательного интереса к уникальному озеру Байкал; формирование экологической культуры дошкольников.

Задачи:

Обучающие:

- расширять представления детей о природе родного края, ее богатстве;

- формировать у детей целостное представление о жемчужине родного края – озере Байкал.

Развивающие:

- закреплять знания детей о свойствах воды: бесцветная, пресная, соленая, прозрачная;

- активизировать познавательную деятельность детей средствами экспериментирования;

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Байкал — жемчужина России“ в средней группе» размещена в разделах

- развивать познавательный интерес, любознательность, логическое мышление, память, внимание, речь, мелкую моторику рук;

- расширять словарный запас.

Воспитывающие:

- воспитывать осознанное отношение к объектам окружающего мира, бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: беседы об озере Байкал, просмотр иллюстраций и фотографий с изображением озера Байкал, чтение бурятской легенды о Байкале и Ангаре.

Методы и приемы:

проблемно-поисковый: создание проблемных ситуаций;

игровые: игра - имитация, малоподвижные игры;

наглядный: просмотр фотографий и слайдов;

словесный: беседа, объяснение;

практический: экспериментирование, рисование.

Оборудование: фотографии Байкала, мольберт; камни; бумажные макеты рыб; емкости с чистой соленой и пресной водой, емкость с грязной водой, кувшин с фильтром для очистки воды; воронка, ватные диски, макет реки (бумага грязно-голубого цвета 50*400см, с обратной стороны – светло-голубого цвета, бумажный макет озера диаметром около 3м; бытовой мусор (пластиковые и стеклянные бутылки, жестяные банки, целлофановые пакеты, мусорный мешок, пластиковые ложки, пластиковые стаканы; светло-голубая гуашь, кисти, лист А4, салфетки; вода бутилированная «Байкал».

Ход НОД

1. Мотивационный этап

Дети проходят в зал, присаживаются на стульчики.

Воспитатель: «Добрый день, ребята. Сегодня я предлагаю нам отправиться в небольшое путешествие. А куда именно, попробуйте догадаться:

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо-чаша.

Это озеро -(ответы детей: «Байкал»)

В окруженье диких скал».

Воспитатель: «Действительно, ребята, это великое озеро Байкал. Как мы можем добраться до озера?»

Дети: «На машине, на поезде»

Воспитатель: «Все верно. Но я вам предлагаю водный путь. Вспомним, как называется река, которая течет в нашем городе».

Дети: «Селенга»

Воспитатель: «Да, это река Селенга. Это самая крупная река, которая впадает в озеро Байкал. Она даёт озеру половину объёма всего речного притока. А теперь закройте глаза и представьте, что мы оказались все в большой лодке. На этой лодке по реке Селенга мы и поплывем к Байкалу».

(дети встают и с воспитателем подходят к макету реки, на котором в хаотичном порядке разбросан бытовой мусор)

Воспитатель: «Дети, обратите внимание, какого цвета вода в реке?»

Дети: «Грязно-голубая»

Воспитатель: «Как вы думаете, почему это случилось?»

Дети: «В реке много мусора»

2. Ориентировочный этап

Воспитатель: «Кто же оставил этот мусор? Что нам делать? Как нужно поступать с отходами, которые остаются после отдыха на природе? Кому или чему могут навредить мусорные отходы?»

Дети: «Мусор оставили люди. Нельзя оставлять мусор на отдыхе. Его нужно собрать и отнести до ближайшего мусорного контейнера. Отходы вредят рыбам, животным, природе».

(воспитатель с детьми собирают мусор в мешок)

Воспитатель: «Мы собрали весь мусор. Заберем его с собой в город и сдадим на утилизацию. Стала ли река чище из-за того, что мы убрали мусор?»

Дети: «Да!»

Воспитатель переворачивает макет реки светло-голубой стороной.

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, если бы мы оставили мусор в реке, что могло бы случиться?»

Дети: «Река унесла бы отходы в Байкал. Погибли бы обитатели реки и озера. Погибли бы деревья, птицы. Озеро Байкал превратилось бы в грязный водоем с водой, непригодной для питья».

3. Исполнительский этап

Воспитатель: «Поменяла ли цвет река? Можно ли мыть руки этой водой или пить эту воду из реки? Почему?»

Дети: «Река стала светлее. Этой водой руки мыть можно, а пить нельзя. Воду нужно очистить».

Воспитатель: «Дети, я предлагаю причалить к берегу. Здесь находится станция по очистке воды. Мы с вами можем попробовать, как настоящие ученые, очисть воду».

Воспитатель предлагает детям подойти к столам, на которых стоят емкости с чистой соленой и пресной водой, емкость с грязной водой, фильтры для очистки воды, емкости с песком, лежат камни, пластиковые ложки.

Воспитатель: «Дети, перед нами небольшая лаборатория по очистке воды. Предлагаю сначала определить, в какой емкости вода пресная, а в какой соленая. Как это можно узнать?»

Дети: «Попробовать на вкус»

Двое детей пробуют воду на вкус из разных емкостей, зачерпнув ее ложками.

Воспитатель: «Какую воду мы пьем – соленую или пресную?»

Дети: «Пресную»

Воспитатель: «В каких водоемах вода соленая, а в каких пресная?»

Дети: «Пресная вода – в реках, ручьях, озерах, а соленая – в морях и океанах».

Воспитатель: «Байкал – самое большое природное хранилище пресной воды. Его запасов хватило бы напоить в 10 миллионов раз больше человек, чем живёт на Земле. То есть, озеро Байкал – это не только достояние нашей республики – Бурятия, но и достояние всей России. И мы должны бережно относиться к нему».

Воспитатель: «Чтобы пить воду из рек и озер, что нужно сделать?»

Дети: «Очистить ее»

Воспитатель: «Перед нами емкость с грязной водой. Как можно ее очистить от песка, камней, грязи? С помощью чего?»

Дети: «С помощью фильтра»

Воспитатель: «Действительно, дома практически у каждого есть фильтр для очистки воды. Сегодня я принесла кувшин с фильтром для очистки воды. Нальем в него грязную воду и через некоторое время посмотрим, что произойдет».

Воспитатель или ребенок наливают 1 литр грязной воды в кувшин с фильтром для очистки воды и убирают его на время в сторону.

Воспитатель: «А если мы отдыхаем на природе, забыли взять с собой воду, но поблизости есть река, как очистить воду, чтобы использовать ее для питья?» (ответы детей)

Воспитатель: «Предлагаю нам самим смастерить фильтр для воды. Возьмите пластиковый стаканчик, сверху поставьте воронку. В воронку положите ватный диск. Налейте грязной воды до края воронки. Теперь немного подождем».

Дети и воспитатель наблюдают, как чистая вода постепенно просачивается сквозь ватный диск, а на нем остается грязь.

Воспитатель: «Дети, обратите внимание, что в кувшине с фильтром для очистки воды и в ваших устройствах происходит один и тот же процесс – очистка воды от грязи. В походных условиях мы можем ее использовать для питья. А для того, чтобы в наши дома поступала чистая вода, существуют очистные станции, где работники не только удаляют грязь, но и специальными средствами уничтожают вредные микробы, которые живут в воде».

Воспитатель: «На станции мы тоже не будем оставлять мусор, выльем воду, а пластиковую посуду соберем в мусорный мешок для дальнейшей утилизации»

Воспитатель и дети освобождают стаканы от воды, собирают ложки, ватные диски, стаканы в мешок.

Воспитатель: «Продолжим наше путешествие. Чтобы мы гребли веслами быстрее и скорее добрались до озера, предлагаю сделать небольшую зарядку:

Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)

Берег слева, берег справа. (повороты влево и вправо)

Речка лентой впереди. (потягивания — руки вперёд)

Сверху мостик — погляди. (потягивания — руки вверх)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (плавательные движения)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (ходьба на месте)

И на травке отдыхаем».

Воспитатель и дети подходят к макету озера и мольберту с фотографиями Байкала, дети рассматривают фотографии, воспитатель рассказывает.

Воспитатель: «Вот мы и у цели. Это озеро Байкал. Это озеро – священный дар природы. Я хочу рассказать вам о Байкале, чтобы вы могли гордиться, что живёте рядом с таким замечательным озером. Вода в озере настолько чиста, что можно разглядеть камушки на его дне и плавающих рыбок. Байкал – одно из древнейших озёр планеты. Часто Байкал в песнях и сказках называют «Батюшкой», и мы представляем себе озеро этаким старцем. И хотя его возраст 25 миллионов лет, он ещё молод. Со всех сторон озеро окружают горы и нагорья с многообразием растительности – тайгой. Тайгу населяют различные животные: медведи, волки, козы, соболь и так далее. И все эти животные утоляют жажду в Байкале или в ручьях, реках и речушках, впадающих в него».

Воспитатель: «Дети, напомните, пожалуйста, бурятскую легенду о Байкале и Ангаре».

Дети рассказывают легенду: «В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман-камнем».

Воспитатель: «Да, так случилось, что всего одна река вытекает из Байкала, а впадает в него 336 рек. Одну из них мы сегодня очистили от мусора и помогли Батюшке-Байкалу и его обитателям. Посмотрите, дети, изменило ли озеро свой цвет? Видны ли нам жители Байкала? Предлагаю помочь озеру приобрести свой светло-голубой оттенок с помощью красок и кистей. Нас хоть и не 336 человек, но несколько рек, впадающих в Байкал мы спасем. Сейчас каждый из вас возьмет светло-голубую краску и нарисует на листе бумаги чистую, прозрачную реку, впадающую в Байкал».

Дети рассаживаются за столы, рисуют реку. Воспитатель в это время переворачивает макет озера на светло-голубую сторону.

Воспитатель: «Теперь возьмите свои рисунки, разложите их вокруг макета озера. Посмотрите, цвет озера изменился, стал светлее. Мы с вами говорили о том, что в Байкале водится много рыбы, но посмотрите, какой — то он у нас безжизненный. Давайте его заселим рыбками, и будем делать это с любовью. Когда будете класть на дно озера рыбку, говорите Байкалу ласковые слова. Например, «прекрасный Байкал».

Дети раскладывают на макете озера макеты рыбок, камни, приговаривая ласковые слова.

4. Рефлексивный этап

Воспитатель: «Молодцы, дети, справились с заданием. Думаю, Батюшка Байкал будет вам очень признателен за заботу. Именно так он и должен выглядеть: светлый, прозрачный и, самое главное, чистый. А теперь расскажите, что вам понравилось в нашем небольшом путешествии?»

Дети отвечают.

5. Перспективный этап

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы говорили о Байкале, о том, что нужно беречь природу, не оставлять мусор, чтобы обитатели озера не погибли. А кто же населяет озеро Байкал? Какие рыбы? Какие животные живут в тайге вокруг Байкала? Предлагаю вам дома с родителями поговорить на эту тему. Можете нарисовать понравившегося вам обитателя озера, а на следующем занятии расскажите нам о нем.

И, напоследок, Батюшка – Байкал за ваши добрые дела решил угостить вас своей чистой, прозрачной и полезной водицей, чтобы вы росли здоровыми, умными, бережливыми».

Воспитатель раздает детям байкальскую воду.

Конспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группе
Публикации по теме:

Конспект НОД «Как звери живут в лесу зимой» по познавательному развитию в средней группеКонспект НОД «Как звери живут в лесу зимой» по познавательному развитию в средней группе «Как звери живут в лесу зимой" (занятие по познавательному развитию в средней группе) Цель: Ознакомление детей с жизнью диких зверей в.

Конспект НОД по познавательному развитию «Мой поселок» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Мой поселок» в средней группе Цель: уточнить и расширить знание детей о родном поселке. Утром рано мы встаем, поселок видим за окном. Он проснулся, он живет, нас на.

Конспект НОД по познавательному развитию в младше-средней группе «В гостях у сказки» Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях. Задачи:1) Закрепить умения детей угадывать знакомые сказки. 2) Развивать.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Кубань — жемчужина России»Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Кубань — жемчужина России» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Кубань -жемчужина России" Программное содержание: Уточнить знания о.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Наша армия»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Наша армия» Программное содержание:Образовательные:Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с родами войск,.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: закрепление знаний о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей Задачи: Образовательные: - расширять знания о внешних признаках,.

Конспект ОД по познавательному развитию «Наша армия» в средней группеКонспект ОД по познавательному развитию «Наша армия» в средней группе Цель: уточнение представления детей о нашей армии. - познакомить с родами войск, военными профессиями; - учить самостоятельно рассказать.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Зимние забавы» Конспект занятия познавательного развития в средней группе: «Зимние забавы» Цель: - Повторить с детьми признаки и особенности зимы; закреплять.

Проект «Байкал — жемчужина Сибири» Цель: Сформировать у детей представления о родном крае, о местонахождении Байкала (внешний вид, география, климат, вода); об уникальности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группе
Опубликовано: 9 мая 2020 в 17:04
+123Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Жамсаранова (УИ 1933753) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД