Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Дети блокадного Ленинграда«

виктория войкина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Дети блокадного Ленинграда«

Тема: «Дети блокадного Ленинграда»

Цель занятия: ознакомление детей старшей группы с ВОВ на примере подвига детей блокадного Ленинграда.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с жизнью детей в блокадном Ленинграде, с помощью музыки, документального видеофильма, фотографий.

Познакомить детей с понятием «блокада».

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Дети блокадного Ленинграда„» размещена в разделах

Развивающие :

Развитие познавательного интереса;

Расширение кругозора;

Развитие речи, активного и пассивного словаря;

Воспитательные:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ;

Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.

Предварительная работа:

Посещение музея СОШ №3 р. п. Хор.

Рассматривание иллюстраций и фото военных лет.

Слушание голоса Левитана, метронома, шестой симфонии Шостаковича.

Разучивание стихов.

Подготовка презентации.

Подбор видеофильма о детях блокадного города.

Ход занятия

Восп. : - Ребята сегодня мы вновь находимся в нашем музее «Росинка». Давайте вместе еще раз рассмотрим экспозицию посвященную ВОВ. (Дети рассматривают экспонаты военного времени, воспитатель комментирует). Восп. : - Сегодня я хочу познакомить вас с историей одного города. Это город Санкт – Петербург, один из самых красивых городов нашей страны. Раньше этот город назывался Ленинград. Враги не смогли захватить этот город, но окружили его со всех сторон. 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, которая длилась 900 дней и ночей.

Восп. : Ребята а вы знаете, что значит слово блокада? (ответы детей)

Правильно, из города нельзя было выехать, нельзя было и попасть в него.

Уже 75 лет все жители Санкт - Петербурга и всей нашей страны вспоминают и отдают дань великим и храбрым, мужественным и бесстрашным защитникам города, отстоявшим его в годы Великой Отечественной Войны.

Общаясь и гуляя, учась и развлекаясь, нам тяжело представить, что могло быть по-другому. Что ребята, такие же как вы, отчаянно боролись за право жить и возможность быть счастливыми. Вы познакомитесь с этими трагическими событиями, просмотрев подготовленный для вас видео фильм «Дети блокадного Ленинграда». Вы узнаете, какими были ваши сверстники в то далёкое время, дети - пережившие ужас и боль блокадных дней.

Просмотр видео фильма «Дети блокадного Ленинграда»

Восп. : - Ребята, какое настроение у вас после просмотра?

Как вы думаете, что испытывали дети, живущие в блокадном городе?

Почему вы так решили? (ответы детей)

Восп. : Ребята я предлагаю нам с вами сделать «альбом памяти» о детях блокадного города. Вместе с вами, мы отберем фотографии для альбома, оформим его и подарим нашему музею «Росинка», чтобы люди помнили о этих трагических событиях, и они никогда не повторились. Вы согласны?

Восп. : - Несмотря на военные действия, голод и холод, чем занимались дети? (ответы детей)

Верно, дети приходили в школу несмотря на то, что здания были разрушены, в классах не было света и тепла. И даже несмотря на то, что по дороге в школу их могло убить осколком снаряда или внезапно рухнувшей стеной. Ощущая постоянный голод, холод и страшную усталость, они находили в себе силы идти в школу. 39 школ работали в блокадном городе.

Посмотрите на эти фотографии, предлагаю включить их в наш альбом.

Восп. : - Что же еще выпало на долю ленинградской детворы, когда кругом царил холод и голод? Ребята, вспомните, как еще помогали дети взрослым?

Некоторым детям пришлось наравне со взрослыми работать на заводах и фабриках, работали на почте, помогали ухаживать за ранеными в госпитале, поставляли оружие фронту. Они были серьезными и суровыми не по годам. Из комсомольцев и пионеров создавались специальные подростковые группы. Во время налетов немецкой авиации учащиеся выслеживали ракетчиков и сигнальщиков. На случай уличных боев юноши и девушки готовились стать разведчиками, связистами, подносчиками боеприпасов, санитарами, проводниками через проходные дворы.

Вот и следующие фотографии для нашего альбома памяти.

Восп. : - Кто заметил, какие новогодние подарки получили дети? (хлеб)

Почему ребята испытывали радость, получив маленький кусочек хлеба?

Восп. : - В первые дни блокады немцы разгромили продовольственные склады и перед городом встала угроза голода. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Восп. : - Посмотрите, я принесла хлеб. Какой он? (Ответы детей).

Этот хлеб вы едите каждый день, он сделан из лучшего зерна. Не такой хлеб получали ленинградцы. Но все равно, и этот кусочек хлеба они ласково называли «хлебушек» и ценили его каждый грамм. А теперь я отрежу кусочек хлеба на порцию весом в 125 граммов блокадного пайка на день. Посмотрите, какой он маленький, тоненький. Это была практически единственная еда на долгий тяжелый день, вода и хлеб. Мне кажется, что пора отобрать следующую фотографию для альбома.

Восп. : - Постепенно ситуация с продовольствием ухудшалась. Единственной нитью, которая связывала Ленинград с Большой землей, была Дорога жизни, которая проходила по льду Ладожского озера и равнялась 30 километрам. Эта дорога работала в двух направлениях. В Ленинград везли продовольствие, медикаменты, горючее. Зимой 1941-1942 гг. началась эвакуация жителей по "дороге жизни" в тыл. Маленьких ленинградцев вывозили на территорию Сибири, Дальнего Востока и т. д.

Следующее фото «Дорога жизни» Вы согласны?

Восп. : Смерть входила во все дома, унося жизни тысячи детей, женщин, стариков. Ленинградская школьница Таня Савичева в условиях блокады вела краткие записи о том, как на её глазах умирали ближайшие родственники.

Такой дневник - потрясающий документ.

Его нельзя читать без слёз.

(Дети читают стихи)

1.«9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Пусто и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

2. Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

“Маму и бабушку голод унес.

Нет больше сил и нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной. Пустел Ленинград.

Умерли все. Что поделать. Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.

4. Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

Девочке Тане 11 лет… (Просмотр фотографий)

Восп. : Ребята давайте добавим эти фотографии в наш альбом.

Восп. : - К сожалению, не все дети, которых вывозили из города, благополучно добрались до места. И сейчас я хочу прочитать вам отрывок из воспоминаний маленькой девочки.

«Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни».

Восп. : - Таким было детство у детей 1942 года.

А каким должно быть детство, как вам кажется? (рассказы детей)

Восп. : - Во всех городах страны и мира помнят и ценят подвиг города-героя Ленинград. И не только пожилые люди, ветераны и участники войны, но и ваши сверстники, ровесники, такие же, как и вы.

Восп. : - 9 мая во многих станах проходят праздники, концерты, посвященные Великой Победе русского народа над фашистами.

И 27 января отмечается снятие блокады и полное освобождение города от фашистской блокады. Посмотрите, это фотографии памятников в разных городах нашей страны, установленные в память о ленинградских детях. Их мы тоже добавим в наш фотоальбом.

Фотоматериал для нашего альбома уже готов, остается лишь подобрать слова, подходящие для ее названия. Давайте назовём его «Дети блокадного Ленинграда». (Дети вместе с воспитателем делают альбом памяти).

Восп. : - Итак ребята подошло к концу наше с вами занятие. Сегодня мы ещё раз увидели, какою ценой нам далась победа - ценой миллионов жизней, в том числе и детских. И поэтому сегодня сравнивая жизнь того времени и нашего бережно относитесь к тому, что имеете: цените и берегите своих родителей, знайте цену каждой крошечке хлеба, радуйтесь мирному небу и каждому дню. Я надеюсь, вы запомните эту трагическую историю нашего народа и с уважением будете относиться к истории своей страны.

(Дети читают стихи) :

1.«Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград».

2. «В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны».

Восп. :

«Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим».

Предлагаю почтить память мужественных ленинградцев минутой молчания.

Звучит метроном. Зажигается свеча.

Публикации по теме:

27 января — День снятия блокады Ленинграда Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе детского сада27 января — День снятия блокады Ленинграда Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе детского сада Цель: - расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Задачи: - Познакомить детей с жизнью людей в.

Фотоотчет о беседе в старшей группе «Блокада Ленинграда, дети блокады»Фотоотчет о беседе в старшей группе «Блокада Ленинграда, дети блокады» Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Познакомить детей с жизнью людей в это время.

Фотоотчет «Что бы я подарил детям блокадного Ленинграда»Фотоотчет «Что бы я подарил детям блокадного Ленинграда» Фотоотчет «Что бы я подарил детям блокадного Ленинграда» Была и блокада, и умирающий город Ленинград. Из песни, как говорится, не выкинуть.

Фотоотчет «Тематическая неделя «Подвиг блокадного Ленинграда»Фотоотчет «Тематическая неделя «Подвиг блокадного Ленинграда» 27 января - важная, памятная дата в жизни коренных ленинградцев. В этот день в 1944 году ровно 77 лет назад была снята вражеская блокада.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: Углубить, закрепить, упорядочить знания.

Конспект ООД по познавательному развитию «Час памяти. Дети блокадного Ленинграда» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по познавательному развитию «Час памяти. Дети блокадного Ленинграда» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе «На помощь к доктору Айболиту. Четырехугольники. Способы измерения объема жидких тел» Тема: «На помощь к доктору Айболиту». Тип занятия: интеллектуально – развивающее. Вид занятия: формирование элементарных математических.

Музыкально-литературная композиция для 1–3 классов школы-интерната «Мы не стреляли», посвященная детям блокадного Ленинграда Межгрупповое внеклассное занятие Здравствуйте уважаемые коллеги!Подготовка к празднованию 75-летия Победы мы начали цикл внеклассных занятий,и.

Конспект познавательной беседы, посвященной памяти защитников блокадного Ленинграда «Был город-фронт, была блокада»Конспект познавательной беседы, посвященной памяти защитников блокадного Ленинграда «Был город-фронт, была блокада» Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном.

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дети блокадного Ленинграда»Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дети блокадного Ленинграда» Цель мероприятия: Развивать нравственно-патриотические качества у дошкольников. Задачи: Расширить знания детей о жизни детей во время войны. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Дети блокадного Ленинграда«
Опубликовано: 28 мая 2022 в 13:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД