МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Прощание с избой»

Любовь Григорьева
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Прощание с избой»

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

Образовательные:

. Знакомство с устным народным творчеством: пословицами, поговорками и прибаутками

. Систематизировать знания детей о народных традициях, фольклоре;

Воспитательные:

. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, народным традициям, жизни и быте в древности, об обычаях на Руси;

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Прощание с избой“» размещена в разделах

. Формирование любви и бережного отношения к предметам старины.

Развивающие :

. Играть в русские народные хороводные игры;

. Обогащение словаря названиями предмета быта: самовар, веретено, печь, лапти, люлька, прялка, рукомойник;

. Совершенствовать связную монологическую речь детей,

Материал к занятию: «Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, стол, старинная посуда, веретено, самовар и т. д.); дидактическая игра «Что было, что стало»; русский народный костюм для хозяйки; атласная лента и бусины из соленого теста; русские народные музыкальные инструменты; аудиозапись «Кадриль»; магнитофон.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, слайды с предметами русского быта (печь, сундук, стол, старинная посуда, прялка, самовар и т. д.); загадки; игра «Пирог».

Ход занятия:

Хозяюшка: Здравствуйте, детки милые! Прошу в избу, будьте как дома. Как говорится «Гость на порог — хозяину радость».

Что ж, садитесь поудобней.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Хозяюшка: Сейчас я хочу вам рассказать об одной русской традиции. По

традиции хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. Хлеб – соль торжественно выносят на полотенце. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и съедает. И сегодня хлеб-соль мы вручаем нашим гостям, вашим мамам. (Вручается хлеб-соль)

Хозяюшка: Дети, а давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю. (Поклон)

Хозяюшка:

Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Дети:

«Домом жить – не лукошко шить»

«Хозяюшка в дому, что оладушек в меду»

«Домом жить – обо всем тужить»

«Что есть в печи – на стол мечи»

«Много гостей – Много новостей»

Хозяюшка: А вы знаете почему Русь называли деревянной?

(Выслушивает ответы детей)

Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое. Дверь в избу – низкая, а порог – высокий. Делали это для того, чтобы в холод с улицы не дуло. В старой избе была всего одна комната и почти половину ее занимала печка. «Без печки хата – не хата», - говорили в старину. А как вы думаете, почему?

Дети: В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду готовили в печке. Русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами!

Хозяюшка: Ребята, давайте рассмотрим, что же стоит в правом углу от печки.

Дети. В правом углу от печки всегда стоял стол, на столе лежала буханка хлеба с солью. Около него – простые длинные скамейки.

Хозяюшка: А как назывался этот угол?

Дети. Он назывался «красным», т. е. красивым. Здесь принимали гостей хлебом и солью. «Не красна изба углами, а красна пирогами» - говорили в народе.

Хозяюшка: Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали. Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находилась икона. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

Хозяюшка: А что же находилось в левом углу от печки?

Дети. В левом от печки углу размещалась домашняя утварь: красивая деревянная посуда, прялка, на стене висели расшитые полотенца. Тут же висела люлька.

Хозяюшка: Что такое люлька?

Дети. Кроватка для младенца.

Хозяюшка: Это место называлось «бабий кут». Его назвали потому, что здесь было все приспособлено для того, чтобы хозяйка могла готовить пищу, а также стояла прялка, с помощью которой пряли овечью, козью, собачью шерсть.

Хозяюшка: А сейчас давайте вспомним ещё о предметах быта русской избы. И помогут нам в этом загадки:

Стоит жилище

деревянные бочища,

Внутри печь да дрова

это русская…

Изба

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

Печь

Черный конь

Скачет в огонь.

Кочерга

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

Ухват

На стене висит, болтается,

За него всяк хватается.

Полотенце

Бегал бегунок

Да шмыг в уголок.

Веник

Это что за простачок

Лёг у двери на бочок

На дороге на пороге

Останавливает ноги?

Половик, коврик

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.

. Самовар

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

Ложка

Говорит дорожка - два вышитых конца:

Помойся хоть немножко, чернила смой с лица.

Иначе ты в полдня испачкаешь меня!

Полотенце

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит.

Чугунок

Хозяюшка: Все ладно и складно было в русской избе, места всем хватало и жильцам, и гостям. Ведь зимой длинными вечерами собирался народ в самой большой избе где пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками.

Давайте и мы поиграем с вами русскую народную игру «Бубенцы»

Русская народная игра «Звонари»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком (звонарь, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят:

Трынцы- брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Хозяюшка: Ай да молодцы! А сейчас, красны девицы и добры молодцы приглашаю вас к столу. (Дети садятся за стол).

Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. Давайте и вы мне сейчас поможете испечь в нашей печке калачи да баранки. А перед тем, как тесто месить надо печь затопить, дров в топку положить, да лучше березовых, они жарче горят! (воспитатель кладет дрова в печку).

Хозяюшка: Пока я вас в гости ждала поставила тесто оно уже подошло.

Вот и тесто подоспело,

Нужно взяться нам за дело.

Напечь калачи всем дружно.

(Хозяюшка раздает детям уже приготовленное тесто, все вместе лепят калачи складывают их на противень, ставят в печку)

Хозяюшка: Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у на вот такая баранка, и кладем ее на противень. Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку. А пока калачи пекутся, расскажу я вам одну историю.

«Жили в одной деревушке две девчушки, Настенька и Алёнушка. Настенька очень любила наряжаться в мамины вещи, надевать бусы, туфли и всем говорить «Я уже стала взрослая!». Алёнушка в тоже время убирала игрушки, подметала пол в избе и тоже говорила: «Я уже стала взрослая!».

- Как вы думаете, какая же из девочек стала взрослая? Почему? (Алёнушка стала большой, потому что она помогает маме. А Настя только, любит наряжаться).

Так вот ребята, в народе говорят «По одёжке не суди, по делам гляди».

Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», давайте вспомним какое дерево самое почитаемое на Руси (ответы детей).

Выходите да хоровод для нашей белоствольной заводите

Хоровод «Ай, да берёзка»

Хозяюшка: Вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы! А сейчас проходите к столу пить чай из самовара, как делали наши бабушки и приглашайте наших гостей. (Хозяюшка достаёт из печи калачи).

Сверху пар, снизу пар-

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

Хозяюшка: Вот и подошла к концу наша встреча. Сегодня мы с вами заглянули в прошлое, без него невозможно будущее. Вам понравилось? (Ответ детей).

Спасибо всем за работу и теплую встречу.

Публикации по теме:

Конспект беседы по познавательному развитию «Танкист» в старшей группеКонспект беседы по познавательному развитию «Танкист» в старшей группе Цель: создать условия для развития познавательной и речевой инициативы дошкольников в процессе знакомства с профессией "танкист". Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группе Цель: познакомить детей с разнообразием деревянных предметов в окружающей обстановке. Задачи: 1. Формировать представление о том, что дерево.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как помочь Карлсону?» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Как помочь Карлсону?». Цель: создавать предпосылки для проявления у детей.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют звери» Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие». Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие «Во саду ли в огороде» в старшей группе Программное содержание.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: Углубить, закрепить, упорядочить знания.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зима» Тема: «Зимушка - зима» /итоговое занятие/. Цели: - Закрепить знания.

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе «На помощь к доктору Айболиту. Четырехугольники. Способы измерения объема жидких тел» Тема: «На помощь к доктору Айболиту». Тип занятия: интеллектуально – развивающее. Вид занятия: формирование элементарных математических.

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Математическое путешествие»Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Математическое путешествие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физкультурное». Методы:.

Конспект ООД в старшей группе по развитию речи «Осеннее прощание»Конспект ООД в старшей группе по развитию речи «Осеннее прощание» Конспект ООД в старшей группе по развитию речи «Осеннее прощание» Цель: Закрепить и обобщить представления детей об осени. Задачи: Обобщить.

Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Прощание с избой»
Опубликовано: 30 мая 2022 в 22:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД