Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Вулканы — загадка природы»

Ирина Александровна Макарова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Вулканы — загадка природы»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

Тема: "Вулканы – загадка природы"

Цель: Знакомство воспитанников с таким геологические образования на поверхности коры Земли как вулкан. Знакомство с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Вулканы — загадка природы“» размещена в разделах

Расширить знания детей об окружающем мире.

Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи, фантазию и воображение.

Познакомить с новыми словами «лава», «пемза», «жерло», «кратер».

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Оборудование:

презентация на тему «Вулканы»;

макет вулканов;

смесь из жидкости для мытья посуды, пищевой соды, сухой краски красного,

зеленого и синего цвета;

уксус в пластиковой бутылке;

раскраски «Вулканы»;

пемза (маленькие кусочки пемзы у каждого ребенка);

прозрачные стаканы с водой у каждого ребенка;

ИКТ (ноутбук, экран, проектор).

Предварительная работа: чтение энциклопедии о вулканах, рассматривание иллюстраций с различными вулканами, беседы о вулканах с фактами, изготовление макета горы (конуса из картона, салфетки белого цвета, клея ПВА, краска гуашь черного цвета, пластиковые бутылки, пшено, игрушечные деревья и маленькие машинки, предметные картинки (камень, солнце, пепел, тигр, слон, вулкан, роза, облако).

Сценарий НОД

- Здравствуйте, ребята. Отгадайте о чем речь. Послушайте загадку:

Я черный страшный великан,

Что делать мне - решаю сам

Могу я спать, могу рычать,

Огонь и пепел извергать

Я черный страшный великан

А зовут меня? (Вулкан)

— Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.

- Послушайте стихотворение о вулкане.

Стихи о вулкане

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Из горы идет дымок,

Летят камни, серый смог.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Камни, пепел полетели,

Небо видно еле-еле.

Не ходи ты, лучше там,

Где проснувшийся вулкан.

- Ребята, так, что такое — вулкан? (слайд №1, №2, №3)

(Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.)

- Правильно, ребята. Вы уже немного узнали о вулканах. Сейчас я вам расскажу легенду о вулкане. (слайд №4)

«Жил, далеко в древности, Бог – по имени Вулкан.

Он стоял у наковальни, бил тяжелым молотом по железу, раздувал огонь в горне. Кузница была внутри высоченной горы. А гора стояла посреди моря.

Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел… «Вулкан работает»,- со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило их жилища”

- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.

- Давайте поиграем в игру «Живое – неживое». Я буду называть слова и показывать картинки, а вы, если считаете, что это живое встаньте, а если считаете, что это не живое сидите на местах. Начали. (Камень, солнце, пепел, тигр, слон, вулкан, роза, облако)

- Молодцы, поиграли. А теперь давайте рассмотрим строение вулкана. (Слайд №5 и макет вулканов)

- Какой формы вулкан? (конус).

- На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана,

- Когда вулканы «спят» то похожи на обычные горы. Но когда они «просыпаются», мы слышим сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни. (слайд №7, №8 – со звуковым оформлением)

- Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава.

- Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из-под земли по жерлу вулкана, и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. (слайд №9, №10 - со звуковым оформлением)

- Вулканы бывают: (слайд №11, №12)

- Затем лавы, которая выбралась на поверхность земли, застывает и получаются камни, которые называются пемзой.

- Пемза это – (слайд №13)

- (слайд №14) У каждого из вас на столе есть кусочек пемзы. Рассмотрите его. А теперь опустите этот кусочек в воду. (он не тонет)

- Посмотрите, насколько полезна пемза. (слайд №15)

- Кто же занимается изучением вулканов. (слайд «16)

Физкультминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше, потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите

Поднимите, опустите,

Мы походим на носках,

А потом на пятках,

Влево, вправо, повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, кто занимается изучением вулканов? Как называется эта профессия?

- А вы хотите немного побывать вулканологами?

- Хорошо. Превратимся в вулканологов.

- Ребята, посмотрите на наши вулканы. Один стоит на суше и два вулкана на островах.

- Они еще спят.

- Смотрите внимательно, сейчас попробую «разбудить» наши вулканы.

- Внутри «жерла» смесь из воды, пищевой соды и жидкости для мытья посуды.

- Для того чтобы наши вулканы проснулись, нам необходим уксус.

- Вот он. Это опасное вещество?

- И поэтому его наливать может только взрослый.

- Ребята, кажется наши вулканы (макет вулкана, сделанный предварительно) «оживают», близко не подходите.

(Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает уксус. Дети наблюдают извержение вулкана)

- Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». Эти извержения мы с вами наблюдали на слайдах. Интересно!

- Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергаются наши вулканы. Они извергаются спокойно.

- Что нового вы сейчас узнали?

(Вулкан похож на конус, из него извергается лава, вулканы бывают спящие, потухшие, действующие. Люди, которые занимаются изучением вулканов – называются вулканологами.)

- Мы с вами тоже чуть-чуть побывали вулканологами.

- Все молодцы, были очень внимательны, аккуратны. Теперь вы знаете, что такое вулкан, что он опасен когда извергается?

- Я подготовила для вас сюрпризы – раскраски, их вы сможете раскрасить в свободное время.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Вулканы» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему: «Вулканы» Выполнила:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Почётные земляки» в старшей группе Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Почётные земляки» в старшей группе. Цели и задачи: -Познакомить детей с творчеством К.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «По грибы» Цель: Формировать знания детей о съедобных и ядовитых грибах. дать знания о приготовлении грибов. Закрепить знания об особенностях внешнего.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Птицы» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Птицы» Программные задачи: Формировать у детей обобщённое представление о птицах.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Служба 01» Образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни; учить действовать во время.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Транспорт» Цель: Формировать знания детей о транспорте и его видах. Задачи: Дать понятие "специальный транспорт" и закрепить кто на нем работает. Закрепить.

Конспект ОД по познавательному развитию «Человек — часть природы» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Загадки природы» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

НОД по познавательному развитию «Лаборатория неживой природы — вода» Цель: повторить с детьми некоторые свойства воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много.

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Волшебный лотос» Конспект НОД в старшей группе №9 по познавательному развитию Тема: «Волшебный лотос» Подготовила воспитатель Рябцева Юлия Александровна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Вулканы — загадка природы»
Опубликовано: 22 мая 2018 в 19:39
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД