Конспект НОД по познавательному развитию «В стране мастеров» (для детей старшего дошкольного возраста)

Галина Шеянова
Конспект НОД по познавательному развитию «В стране мастеров» (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект НОД по познавательному развитию «В стране мастеров»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:

Углублять и конкретизировать представление о народном декоративном искусстве (изделия мастеров с. Дымково, г. Городец, с. Хохлома; изделия мордовских мастеров с. Абашево, с. Подлесная Тавла, с. Гавриловка);

Учить выделять элементы узора, орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи, технику её выполнения;

Совершенствовать умения передавать колорит мордовского орнамента (элементы: крестики, ромбы, треугольники, полоски, точки и др., цветовую гамму: белый, красный, чёрный, зелёный, жёлтый);

Упражнять в технике прорисовки концом кисти и плашмя;

Развивать лексико-грамматическую сторону речи, связную речь, умение правильно выражать свои мысли;

Воспитывать и развивать у детей эстетический вкус, умение видеть красоту предметов, которые их окружают;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту народного творчества.

Воспитывать интерес и уважение к творчеству народных мастеров, стремление научиться самим создавать изделия.

Методические приёмы:

Художественное слово, УНТ, рассматривание изделий народного искусства, дидактическая игра, показ, физминутка, сюрпризный момент.

Дидактический материал:

Дымковские игрушки, образцы росписи, городецкие изделия, образцы росписи, образцы и изделия с хохломской росписью; мордовская глиняная игрушка (с. Абашево, деревянные резные игрушки (с. Подлесная Тавла, матрёшки (с. Гавриловка) и образцы орнамента (можно использовать слайды). Заготовки матрёшек для росписи (картон, разноцветные перья, изображение луга на большом листе бумаги. Дидактическая игра «Составь узор»; краски, кисточки, вода, салфетки, палитра.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, изделий дымковских, городецких, хохломских мастеров, мордовских мастеров, экскурсия в Мордовский музей национальной культуры, рисование в альбомах для раскрашивания, составление узоров по аппликации.

Словарная работа: народное искусство, роспись, орнамент, с. Дымково – дымковская игрушка, с. Хохлома – хохломская, с. Городец – городецкая, с. Абашево – абашевская, рукоделье, искусница, изделие, умельцы.

Ход

Группа (зал) оформлена в виде выставки в музее «В стране мастеров» и мастерской.

Воспитатель: Шумбрат! Здравствуйте, дети!

(ответы детей на приветствие на мордовском и русском языке).

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о народном искусстве, в том числе и о мордовском, узнаем много интересного.

Воспитатель: В какой стране мы живём? (Если дети не будут давать полные ответы, напомнить)

Дети: Мы живём России.

Воспитатель: Как называется наша республика?

Дети: Наша республика называется Мордовия.

Воспитатель: Люди каких национальностей живут в Мордовии?

Дети: В Мордовии живут мордва (мокша, эрзя, русские, татары и др. Воспитатель: Во все времена ценили людей умных и трудолюбивых, какой бы национальности они ни были. Недаром говорят: «Человек трудом красен». Много пословиц сложил русский народ о труде. Какие это пословицы?

Дети: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Кончил дело - гуляй смело», «Труд кормит, а лень портит», «Делу - время, потехе – час».

Воспитатель: Какие мордовские пословицы о труде вы знаете?

Дети: «Хорошо дело начинать, ещё лучше завершать, «Доброе дело добром оплачивается», «Что собирался сделать сегодня, не откладывай на завтра», «У кого много желаний, у того много дел» (можно объяснить смысл некоторых пословиц).

Воспитатель: Люди всегда жили своим трудом: пахали землю, строили города, шили одежду, делали украшения, игрушки и многое другое.

Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. А любуясь выполненной работой говорили: «Красна птица опереньем, а человек рукодельем».

Послушайте интересную сказку:

…Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали её за это Марья-искусница. Прослышал о Марье Кащей Бессмертный и решил её заполучить в Кащеево царство. Налетел, схватил и понёс. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перья, на память о себе. Куда падало красивое пёрышко, там и появлялись мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно перо упало в село Дымково.

Воспитатель: А вы, дети, знаете, что делали дымковские мастера?

Дети: Они лепили игрушки из глины, расписывали изделия.

Воспитатель: (походят к выставке) Давайте полюбуемся изделиями дымковских мастеров. Кто прочитает стихотворение о дымковской росписи?

Ребёнок: Скоморохи, водоноски,

Барыни и петухи –

Украшают их полоски,

Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,

Алый, синий, голубой –

Все цвета на белом фоне

Этой дымки расписной.

Воспитатель: Другое пёрышко упало в г. Городец. Чем прославлялись городецкие мастера? (Подходят к следующему столу)

Дети: Они расписывали деревянные изделия, прялки, посуду, мебель.

Воспитатель: Какие элементы мастера использовали в своей росписи?

Дети: Круги, точки, горошины, кольца, прямые и волнистые линии.

Воспитатель: Третье пёрышко упало в с. Хохлому (подходят к следующей выставке). А что за чудо здесь делали?

Дети: В селе Хохлома мастера расписывали деревянную посуду, доски, мебель.

Воспитатель: Какие основные цвета в хохломской росписи?

Дети: Основные цвета в хохломской росписи — золотой, красный, черный и реже зеленый.

Воспитатель: Эту роспись ещё называют «золотой». Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что в ней очень много золотого цвета.

Воспитатель: Упали пёрышки и в Мордовии. Одно – в селе Абашево. Радостно стало жить в этом селе. Как вы думаете, отчего стало весело жителям?

Дети: Они стали делать игрушки из глины, свистульки (предлагается взять свистульки и посвистеть, после НОД они обрабатываются).

Воспитатель: Ещё пёрышко упало в с. Подлесная Тавла. (переходят к следующему столу с изделиями). Здесь стали заниматься резьбой по дереву. Что же делали мастера?

Дети: Они мастерили деревянные игрушки, музыкальные инструменты.

(воспитатель может продемонстрировать трещётки….)

Воспитатель: И в селе Гавриловка упало пёрышко. Здесь мастера до сих пор занимаются промыслом, делают матрёшек-мордовок. Заготовки расписывают мордовским орнаментом. Давайте полюбуемся красавицами-матрёшками.

Вот какие мастера живут на земле благодаря Марье-искуснице.

Воспитатель: Посмотрите, рядом с матрёшками лежит какой-то конверт. (читает адрес и содержание письма «Для детей старшей группы детского сада №1»)

- Дорогие дети, помогите мне, пожалуйста, расписать матрёшек мордовским орнаментом. Гавриловский мастер Николай Петрович»)

Воспитатель: Дети, давайте серьёзно отнесёмся к просьбе Николая Петровича, постараемся всё сделать аккуратно.

Из каких элементов состоит мордовский орнамент?

Дети: Мордовский орнамент – крестики, точки, треугольники, ромбы, квадраты.

Воспитатель: Какие цвета преобладают в мордовском орнаменте?

Дети: Преобладают красный, чёрный, жёлтый, зелёный цвета.

(Проводится дидактическая игра «Составь узор». Из элементов составляют орнамент).

Воспитатель: Проходите в мастерскую, будем расписывать матрёшек, поможем мастеру.

Давайте вспомним, как надо работать с красками и кисточкой?

Дети: Аккуратно, не набирать много воды, краску брать на кончик кисточки, пользоваться палитрой и салфеткой.

Воспитатель: Перед работой разомнём наши пальчики.

(Будем пальчики считать: (сжимать в кулаки)

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно соединить пальцы обеих рук, начиная с большого)

Десять пальцев – пара рук (руки в замочек)

Вот твоё богатство, друг! (сжимать и разжимать кулаки).

Воспитатель: Приступайте к работе. (Тихо звучит музыка мордовского композитора Н. Кошелевой)

(воспитатель работает вместе с детьми, уточняет прорисовку элементов, цвета краски и т. д.)

Воспитатель: Дети заканчиваем работу.

(По мере окончания работы дети размещают матрёшек в весёлый хоровод на цветущий луг (заранее подготовлен с использованием различной техники рисования и аппликации).

Отмечают, чья матрёшка понравилась больше и почему. Любуются матрёшками.

Воспитатель: Мне понравились ваши матрешки. Вы старались прорисовывать аккуратно все элементы. Удачно использовали сочетание красок и элементов. Передали колорит мордовского орнамента. Спасибо вам, дети. Думаю, мастер Николай Петрович будет доволен вашими работами и благодарен вам за помощь.

На этом чудеса ещё не закончились. В гости пришли матрёшки (Входят девочки в мордовских костюмах и исполняют танец матрёшек. Можно танец не включать).

Вот и подошло к концу наше путешествие, можно сказать, по следам Марьи- искусницы. До свидания. Дети уходят

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Вид деятельности: познавательное развитие. Возраст детей: старший дошкольный возраст. Цель: Продолжать формировать представления детей о.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «В стране Насекомия» Задачи: - Формировать умение использовать в речи обобщающее понятие насекомые. - Расширять представления о насекомых; развивать любознательность,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «В стране мастеров» (для детей старшего дошкольного возраста)
Опубликовано: 14 июня 2015 в 17:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Фотоотчет о наблюдении за ростом «травянчиков» детьми старшей группы
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение делать выводы, интерес к живой природе. 16. 07. 2019. Знакомство с травянчиками: рассмотрели;...
Фотоотчёт о занятии по лепке «Встреча двух подруг на дне морском»
Фотоотчёт по лепке «Встреча двух подруг на дне морском» Пришла внучка Илиана из детского сада, сказала, что к началу учебного года нужно принести поделку...
Фотозарисовка «Топиарии»
Доброго времени суток, коллеги. Чем я только не пробовала заниматься, сегодня расскажу о топиарии. Топиарий —представляет собой искусственное, несколько...