Ирина Зинченко
Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Почему тает снег?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе
Тема: «Почему тает снег?»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: формирование и расширение представлений детей о снеге и его свойствах, повышение познавательного интереса детей при формировании элементарных представлений о явлениях неживой природы весной в экспериментальной деятельности.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе „Почему тает снег?“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снег. Конспекты
- Темочки
Задачи:
• Образовательные: познакомить детей с физическими свойствами снега. Стимулировать воспитанников к проведению несложных опытов, с использованием заранее подготовленного оборудования
• Развивающие : развивать связную речь, внимание к наблюдению за весенними явлениями; расширить словарный запас за счет существительных, прилагательных: тепло, лужа, ручеек, струйка, капельки, холодный, ледяной, мокрые, сухая, лучики.
• Воспитательные: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Словарная работа: струйка, тает, исчезает, превращается, ледяной, холодный, капает, греет, лужа.
Материалы к занятию: набор для фланелеграфа «Лес» : медвежонок, медведица, деревья; небольшие комочки снега или кусочки льда (2 шт. для демонстрации детям, скатерть-клеенка, поднос, прозрачный стаканчик, бумажные салфетки для вытирания рук, листы бумаги А5 на каждого ребенка (6 шт) для отображения опыта, стаканчики с заранее посаженным луком; цветные карандаши; детали коврика-пазла (4-5 шт)
Формы и методы: художественное слово (стихи, проблемно-игровая ситуация, исследовательская деятельность, вопросы поискового характера.
Предварительная работа: наблюдения на прогулках за солнцем, таянием снега, появлением капели, беседа по книге П. Багин «В лесу».
Планируемые результаты образовательной деятельности: дети стремятся поделиться впечатлениями от того, что снег и лед тает от тепла, солнце греет сильнее (со значимыми взрослыми и сверстниками).
Ход:
Этапы занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей
Вводная часть
Мотивационный компонент
Дети садятся на коврики. Воспитатель обращает внимание детей на фланелеграф.
- Как вы думаете, кто там?
Воспитатель достает из-за дерева фигурку медвежонка.
- Тут спрятался медвежонок, послушайте его историю, которая приключилась с ним недавно.
Спал медведь в своей берлоге,
Снег лежал со всех сторон,
А весной медведь проснулся,
А снег пропал.
— Вот это история! Давайте разбираться вместе: какое время года было, когда медведь спал? А когда проснулся? Куда же пропал снег, когда медведь проснулся? Кто хочет высказаться? Только по очереди. (В случае, если дети не могут ответить, подсказывает, читая по две строчки стиха).
- А почему снег тает?
- А когда солнышко теплое: зимой или весной?
Фланелеграф:
Зимой солнце светит, но не греет, поэтому на улице лежит снег.
Весной у солнышка появляются теплые лучики, которые начинают пригревать своим теплом и поэтому снег начинает таять.
- А на улице сегодня холодно или тепло? А вы видели снег?
- Я тоже видела и решила взять немного снега для вас, так мы сможем проверить и узнать как ведёт себя снег в тепле.
- Итак, мы выяснили, что весной солнышко становится теплым и поэтому снег тает. А у нас с вами в группе тепло? где самое теплое место в группе?
При затруднении ответа уточняет: где мы сушим одежду после прогулки?
- Отлично! А давайте с вами проверим, что будет со снегом в тепле?
- Надуйте свои щечки, чтобы я видела кто готов.
- Все готовы! А теперь пойдемте за мной. Дети садятся полукругом на ковриках.
Дети высказывают предположения в свободной форме.
Слушают стихотворение.
Высказывают предположения.
Высказывают предположения.
Основная часть Дети с воспитателем перемещаются к столу по «ручейку» из скакалки, где будут проводить опыт.
Воспитатель достает из холодильника заранее подготовленные снежные комочки (или лед, выложенные на подносе.
- Давайте внимательно посмотрим на снег и по очереди дотронемся до него. Какой он? (холодный, твердый, гладкий, белый). Верно. Молодцы.
- Теперь мы с вами будем проводить наш опыт. Мы определили, что самое теплое место в группе – это батарея. Что будем делать? Подводит детей к тому, что один комочек снега оставим на батарее, а второй попробуем погреть в руках. Затем ставит блюдце с одним комочком на батарею, а второй предлагает всем детям по очереди погреть в руках.
- Давайте, вспомним, что мы рисуем во время проведения эксперимента?
Выслушивает ответы детей.
- Подойдем к другому столу и зарисуем снег в стаканчике вначале, а потом нарисуем в другом, что стало с ним потом.
Дети с воспитателем перемещаются за другой стол, где зарисовывают комочек снега в начале опыта. После зарисовки возвращаются обратно к столу для экспериментирования.
- Давайте поставим стаканчик на батарею.
- А теперь возьмем комочек снега в руки и по очереди подержим его в руках. Что происходит со снегом в руках? (рука становится мокрой, затем вода стекает струйкой, комочек становится меньше и исчезает совсем, превращаясь в воду).
- А какие ручки стали после льда? Давайте их вытрем салфеткой и погреем немножко, а потом посмотрим, что стало со льдом на батарее.
Дети подходят к столу, на котором стоит поднос со снегом (или льдом).
Трогают снег (лед, отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы. Приходят к пониманию того, что снег/лед – растаял, т. к. рука, батарея – теплые.
Физ. минутка Ручки-ручки потираем,
Ручки- ручки согреваем
(дети потирают одну ладонь о другую)
Не будут мерзнуть ручку-крошки-
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот так ручки мы согреем.
Основная часть - Давайте посмотрим, что же произошло с комочками на батарее. Что с ними? Да, они тоже растаяли. Почему? (Вместе с детьми делает вывод, что снег тает от тепла).
- Как у вас хорошо получается думать и рассуждать. Вы просто настоящие маленькие учёные.
- Ребята, мы с вами сейчас выяснили, что снег тает от тепла и превращается в воду. Вспомните, пожалуйста, что стало со снегом, когда медведь проснулся? (он пропал)
- А куда же на улице пропадает снег, превращаясь в воду?
Выслушивает ответы детей
- Так это или не так помогут разобраться в этом горшочки с луком. Давайте возьмем по комочку снега и оставим его на грунте, а потом посмотрим, что стало. Кто хочет?
Дети берут по комочку снега и оставляют его в своем горшочке с луком.
- Пока комочки тают, давайте вернемся к нашему медведю.
Предлагает вернуться на коврики детям. Дети идут, перешагивая через «лужи», выложенные из коврика-пазла.
- А теперь давайте вспомним, что случилось с медвежонком?
Выслушивает ответы детей.
- Ребята, медвежонку мама-медведица перед сном сказала, что когда он будет зимой спать, то кругом будет лежать снег, а когда проснется, то снега уже не будет. Поэтому медвежонок, когда проснулся, отправился на поиски снега. Искал- искал он его и заблудился. Давайте сначала по очереди расскажем медвежонку куда пропал снег, а потом будем звать его маму.
Дети берут в руки медвежонка, говорят ему то, что запомнили и передают друг другу.
- Отлично, теперь ты мишенька знаешь, куда снег пропал. Пора твою маму звать. Давайте все вместе скажем ау!
Дети вместе с воспитателем вместе зовут три раза медведицу звуком «Ау». Воспитатель достает медведицу, спрятанную за кроной дерева.
- Вот и мама- медведица пришла, миша возвращайся к совей маме. Пока!
(закрепить медвежонка на фланелеграфе)
Высказывают предположения.
отвечают на вопросы.
Высказывают предположения.
Оставляют комочек снега в горшочке.
Высказывают предположения.
Говорят, что запомнили.
Вместе с воспитателем зовут медведицу
Прощаются с медведем
Заключительная часть (аналитический компонент) Задает вопросы.
- Мне понравилось сегодня с вами работать, а что понравилось вам?
- В чем мы сегодня разбирались?
Определяет перспективы полученных знаний (выполненной работы)
- А какие новые слова вы сегодня на занятии услышали?
- Отлично! Вы молодцы! А кто мне поможет убрать сейчас всё со стола и заодно посмотрим, что стало снегом в ваших горшочках с луком.
Слушают и высказывают свои желания. По желанию помогают навести порядок на столах. Наблюдают за снегом в горшочках.