Папки-передвижки

Конспект НОД по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству «По страницам сказки К. Чуковского «Федорино горе»

Наталья Бучнева
Конспект НОД по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству «По страницам сказки К. Чуковского «Федорино горе»

Образовательная деятельность для детей 4 – 5 лет

«ПО СТРАНИЦАМ СКАЗКИ К. ЧУКОВСКОГО «ФЕДОРИНО ГОРЕ»

Цель: Формировать интерес к прикладному искусству русского народа через построение обра-зовательной деятельности в форме игры, при которой дети являются активными участниками в процессе решения проблемно - обучающих ситуаций.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству „По страницам сказки К, Чуковского „Федорино горе“» размещена в разделах

1. Систематизировать знания детей о декоративно – прикладном искусстве, а именно гжельской и хохломской росписей.

2. Познакомить детей с некоторыми обычаями карельского народа.

Развивающие:

1. Развивать эстетические чувства в условиях собственной практической деятельности.

2. Способствовать развитию творческих способностей детей в орнаментальной деятельно-сти, чувства цвета, ритма композиции при выкладывании орнамента на плоскости, самостоятельность, творческую инициативу.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к искусству родного народа.

2. Воспитывать уважительное отношение, чувство любви и гордости к русскому народу, традициям родного края.

Предварительная работа:

1. Беседы: «Сказочная Гжель», «История Хохломы».

2. Рассматривание демонстрационных картин : «Хохлома», «Гжель».

3. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино Горе», просмотр спектакля в театре кукол Каре-лии по мотивам сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение стихов о народных про-мыслах.

4. Оформление выставки семейных творческих работ по мотивам росписи «Гжель», «Хох-лома» (раскраски, рисунки, поделки из соленого теста и пластилина.

5. Оформление выставки посуды в развивающем центре группы «Художественная творче-ство».

6. НОД по ознакомлению дошкольников с декоративно – прикладным творчеством в рам-ках проекта группы.

7. Посещение выставки народных ремесел русского народа в театре «Маленькая страна».

Принципы построения образовательной деятельности:

1. Принцип активности и сознательности - заинтересованное усвоение знаний и умений через решение практических и познавательных задач в самостоятельной деятельности детей.

2. Принцип развивающей ориентации - развитие у детей творческой активности и само-стоятельности.

3. Принцип наглядности – систематизация знаний детей через использование иллюстра-тивного материала при организации самостоятельной активной деятельности детей.

Интеграция образовательных областей:

"Социально - коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие".

Методы и приемы:

1. Наглядный метод (иллюстративный материал).

2. Словесный метод (вопросы, чтение отрывков из сказки, рассказ сказочного персонажа «Бабушки Федоры», словесная мотивация решения проблемной ситуации).

3. Проблемно-поисковый метод (проблемные ситуации, коллективное обсуждение зада-ний).

4. Прием эмоциональной заинтересованности (непосредственно-образовательная деятель-ность построена в форме поисковой игры, сюрпризный момент).

5. Игровой прием (сюрпризный момент, игра «Автобус», физминутка «Самовар», посидел-ки с Бабушкой Федорой).

Оборудование и материалы:

• следы зайца, вырезанные из бумаги;

• игрушечный заяц с сумкой почтальона;

• разрезные картинки тарелок гжельской и хохломской росписи для билетов на автобус;

• картинка с изображением сита с росписью гжель и картинка с изображением корыта с росписью хохлома;

• две пустые корзинки для найденной посуды;

• картинки с изображением блюдца, чашки и самовара (для каждой команды по одной с со-ответствующей росписью);

• два шаблона самовара, вырезанных из белой бумаги; маленькие картинки с изображением элементов орнамента Гжели, Хохломы и Дымки;

• аудиозаписи отрывков из сказки К. Чуковского «Федорино Горе»;

• предметы из фарфора, пластмассы, резины, дерева и бумаги в двух корзинках;

• мнемотаблицы для описательного рассказа о народных промыслах, таких как Гжель и Хохлома;

• по два конверта с изображением росписи Гжель, Хохлома, Дымка;

• испеченный каравай;

• скатерть с карельской вышивкой.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель раскладывает следы зайца на ковре, обращает внимание детей на следы, тем са-мым собирает детей в круг:

- Ребятки, чьи же это следы? (ответы детей, пойдемте по следам и посмотрим, кто же это к нам в гости прискакал?

Дети совместно с воспитателем идут по кругу, находят зайчика, воспитатель читает строки:

«Заяц прыгал и скакал, прыг-скок, прыг-скок и собрал нас всех в кружок»

- Ребята, посмотрите, к нам в гости прискакал зайка – почтальон, что же он для нас принёс, да-вайте посмотрим.

Воспитатель достает из сумки зайца письмо от Бабушки Федоры из сказки К. Чуковского : (Приложение 1)

Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки, пишет вам бабушка Федора…

На опушке возле леса

Я живу совсем одна.

Раньше в доме был порядок,

И уют, и чистота опушке возле леса,

Я живу совсем,

И посуду я любила,

Её чисто – чисто мыла.

Годы шли, я постарела,

Лень меня вдруг одолела.

И стараться я устала,

Убирать дом перестала.

И решила вся посуда

Тут же от меня сбежать.

Я прощенья попросила,

И Она меня простила,

Только вот одна беда,

Воротилась, да не вся.

Видно где-то заблудилась

Помогите мне посуду отыскать.

Чтобы снова самовар начал чаем угощать,

Да на вышитой салфеточке стоять, приговаривать:

«Сладким чаем угощаю и ребят всех приглашаю».

Воспитатель: «Ребятки, что же делать? Может мы поможем бабушке Федоре отыскать посуду? А вместе с письмом зайчик принес нам конверты с подсказками, где посуду отыскать (в конвертах задания для самостоятельной деятельности детей в ходе образовательной деятельности). На чем нам с вами отправиться в путь? (ответы детей) А на автобусе вы ездили? Я предлагаю вам отправится на автобусе, согласны? У меня даже билетики на автобус есть, да не простые, а сказочные». (Воспитатель раздает детям разрезные картинки по мотивам росписи гжель и хохлома, тем самым дети делятся на две команды по 6 человек). (Приложение 2) «Ребята, пройдите к столам и попробуйте собрать картинку из своих билетиков, будьте внимательны, картинка получится только из билетиков, похожих друг на друга, найдите свою команду».

Дети собирают картинки и присаживаются вокруг столов группами по 6 человек.

Воспитатель: «Молодцы ребятки! Все готовы к путешествию? (Да) Подумайте, какую посуду вы будете искать, кто готов ответить, хлопните в ладоши (дети догадываются, что посуда будет с росписью гжель и хохлома). Кто первый хлопнул в ладоши, тот дает ответ. Вторая команда тоже хлопает в ладоши, если согласны с ответом, если с ответом не согласны – топают.

Воспитатель: «Отправляемся в путь»!

Проводится игра с движениями «Автобус» по словам Е. Железновой: (Приложение 3)

Вот мы в автобусе сидим,

И сидим, и сидим.

И из окошечка глядим, всё глядим.

Глядим назад,глядим вперед,

Вот так вот, вот так вот.

И мы не просто так сидим

Бип – бип – бип (2 раза)

Мы громко – громко все гудим

Бип – бип – бип.

Пускай автобус нас трясет.

Вот так вот, вот так вот.

Мы едем, едем все вперед,

Вот так вот.

Воспитатель: «Ребята, вот мы и прибыли в сказку «Федорино Горе» (звучит аудиозапись - от-рывок из сказки :

Скачет сито по полям, а корыто по лугам,

За лопатою метла вдоль по улице пошла.

Топоры то, топоры,

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза, растопырила глаза:

«Что такое, почему, ничего я не пойму.»

Воспитатель: «Вот корыто, сито вот (достает картинки с изображением сита (роспись гжель) для одной команды, корыто (роспись хохлома) для другой команды (Приложение 4, Разложи их так, как в сказке, сам, без чьей либо подсказки, где чей домик подскажи, быстренько его найди ( детям предложены три конверта с изображением элементов росписи на каждом: гжель, хохлома, дымка, детям предлагается узнать элемент узора в своей картинке (сито, у других ко-рыто) в соответствующем конверте и положить картинку в конверт).

Воспитатель: «Ребята, кто готов, хлопните в ладоши. Покажите, как вы справились с заданием! (команды показывают друг другу выполненное задание, если те согласны, хлопают, если нет, топают).

Зайчик: «Вы большие молодцы, справились с заданием, вот вам и первый предмет посуды, по-ложите его в корзинку (зайчик дает детям расписные блюдца, соответствующие их росписи). (Приложение 5)

Звучит аудиозапись отрывка из сказки :

А за ними блюдца, блюдца

Дзынь – ля – ля, дзынь ля – ля!

Вдоль по улице несутся

Дзынь – ля – ля, дзынь – ля – ля!

На стаканы – дзынь! - натыкаются,

И стаканы – дзынь! – разбиваются!

Воспитатель: «И стаканы дзынь – разбиваются? И быть может они и ломаются? Если бьются стаканы Федоры, ломаются, да о землю они разбиваются, из чего они? Из фарфора? Из дерева или бумаги? А может из пластмассы или резины? Выберите, пожалуйста, тот материал, из ко-торого изготовлена ваша посуда (воспитатель ставит на стол корзинку с предметами из фарфо-ра, дерева, резины, пластмассы, бумаги). Почему вы так решили? Егор, а ты как думаешь? Пра-вильно, молодцы»

Воспитатель: «Ребята, кто готов, хлопните в ладоши. Покажите, как вы справились с заданием (команды показывают друг другу выполненное задание, если те согласны, хлопают, если нет, топают).

Зайчик: «Вы снова справились, и я отдаю вам вот эти красивые расписные чашечки (дети кла-дут картинки с изображением чашек в корзинку). (Приложение 5)

Звучит аудиозапись из сказки :

Самоварище сидит и товарищам кричит:

«Уходите, бегите, спасайтеся!»

И в железную трубу:

«Бу – бу – бу, Бу – бу – бу!».

Воспитатель: «Самовар вернуть поможет роспись дивная, быть может! Ну, ребятки удалые, все картинки расписные. Подберите-ка наряд новый самовару, и тогда он снова порадует Фе-дору (воспитатель раздает детям шаблоны самовара, вырезанного из белой бумаги (приложе-ние 6) и картинки с элементами росписи гжели и хохломы (приложение 7) для каждой коман-ды свой орнамент, в элементах орнамента присутствует дымковский узор, который дети исключают, выполняя задание).

Воспитатель: «Ребятки, а почему эту роспись вы исключили? Маша, а ты как думаешь? Катя, а ты?»

Воспитатель: «Ребята, кто готов, хлопните в ладоши». Покажите, как вы справились с заданием другой команде (команды показывают друг другу выполненное задание, если те согласны, хло-пают, если нет, топают).

После выполнения задания зайчик вручает детям картинку с изображением самовара (гжель и хохлома) (приложение 5).

Воспитатель: «Самовар смогли вернуть, не пора ли отдохнуть?»

Физминутка «Самовар» : (приложение 8)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу (дети поднимают плечи)

Больше греться не хочу (поворот из стороны в сторону)

Крышечка запрыгает, будто кто-то двигает (дети прыгают на месте)

Крышка громко зазвенела, пейте чай, вода вскипела! (хлопают в ладоши)

Воспитатель: «Ребятки, мы нашли всю посуду Федоры, но наш зайчик – почтальон не знает, что же это за посуда такая расписная красивая, расскажите, пожалуйста, зайчику про посуду, которую вы искали, а помогут вам в этом волшебные картинки (воспитатель раздает группам мнемотаблицы для составления краткого рассказа о росписи) (приложение 9).

Воспитатель: «Ребята, кто готов, хлопните в ладоши. Расскажите, как вы справились с заданием другой команде» (команды рассказывают друг другу о посуде, если те согласны, хлопают, если нет, топают).

В группу заходит сказочный персонаж Бабушка Федора в карельском костюме, дети отдают ей посуду. Федора благодарит детей за помощь и приглашает к столу, на котором стоит на карель-ской скатерти самовар, а рядом с ним испеченный каравай.

Федора : «Ребята, а расскажите мне, пожалуйста, от куда вы ко мне в сказку попали? Где вы жи-вете, в какой Республике? (ответы детей, если дети путаются, воспитатель помогает). А вы знаете, что карелы очень бережно относились к хлебу, даже ребенок знал, что нельзя было класть каравай на стол «Вниз головой». Когда хозяин начинал резать хлеб, дети стремились получить горбушку (съевший ее быстро рос). Второй кусок старались не брать – он ленивый. За третий ломоть шла борьба – получивший его становился шустрым и быстрым. Я хочу подарить вам такой каравай, когда в группе сядете, чай с караваем пить, вспомните добрые карельские традиции, о которых я вам рассказала».

Федора : «Ребята, расскажите про свое путешествие! Что было самым интересным? Что больше всего запомнилось? Маша, а тебе? Ваня, а тебе? Вы большие молодцы и помощники! А как вы можете еще помогать взрослым? (Федора подводит ответы детей к тому, что можно помогать убирать со стола после приема пищи, Федора просит ребят не забыть убирать за собой посуду после чаепития в группе). Ребятки, делу время, а потехе час, пора и вам возвращаться в детский сад. А на прощание я подарю вам скатерть, которую вышили карельские девицы, а вы в своем детском саду познакомитесь с карельской вышивкой. До свидания! (Федора уходит)

Воспитатель: Приготовились к поездке? (Да)

Проводится Физминутка: (приложение 10)

Мы в автобус дружно сели (приседают)

И в окошко посмотрели (тыльную сторону правой руки прислоняют ко лбу)

Наш шофер педаль нажал (имитирую нажатие педали ногой)

И автобус побежал! (бег на месте)

Все! Приехали!Ура!

Выходите, вам пора! (ходьба на месте)

Воспитатель приглашает детей на чаепитие.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о работе по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе.Фотоотчёт о работе по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе. Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость,.

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Федорино горе» Цель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10. Задачи: - закреплять знания о различных видах посуды, её назначении; - развивать.

Драматизация сказки К. Чуковского «Федорино горе» для детей старшего дошкольного возрастаДраматизация сказки К. Чуковского «Федорино горе» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Учить эмоционально, воспринимать художественное произведение, драматизировать его, формировать правильное произношение текста детьми.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Гжель. Сине-голубое чудо» в старшей группе Цель: 1. Продолжать знакомить с гжельскими изделиями. 2. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла (детали узора, колорит.

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Празднование Масленицы»Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Празднование Масленицы» Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в рамках проекта "Празднование Масленицы" Тема:«Солнышко на Масленицу».

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Посиделки морских обитателей»Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Посиделки морских обитателей» Мастер-класс "Посиделки морских обитателей". Материалы: лист бумаги с морским фоном, трафарет "водоросли", гуашь, поролоновый столбик,.

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка»Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка» Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов на тему «Воспитание патриотизма и эстетического вкуса в процессе изготовления.

Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа «Наши руки не знают скуки» Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа Тема: «Наши руки не знают скуки».В старшей группе № 10. Выполнила:.

Проект по декоративно-прикладному творчеству «Лего-гжель»Проект по декоративно-прикладному творчеству «Лего-гжель» Проект по декоративно – прикладному творчеству. «Лего - Гжель». старшая группа авторы: Зинина Надежда Валерьевна, Корнева Галина Владимировна.

Рабочая программа по народному декоративно-прикладному искусству «Русский сувенир» Программа предназначена для детей 4-5 летСрок реализации программы 1 годПояснительная записка Программа дополнительного образования для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству «По страницам сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 20:14
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД