Ирина Слюняева
Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры «Русская старина» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Расширить представление детей о народных промыслах.
2. Продолжать знакомить детей с народными промыслами : хохлома, гжель,
, дымковская игрушка. Познакомить детей с обрядом русского чаепития.
3. Привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
4. Развивать внимание, память, познавательный интерес.
5. Развивать умение слышать и слушать.
Публикация «Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры „Русская старина“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Оборудование: картинки с изображением посуды расписанной в разной технике: хохлома, гжель ; изображение дымковских игрушек, картинки с элементами росписи, краски акварельные, альбомный лист, атрибуты для чаепития, русские народные костюмы.
Ход занятия
Основная часть
(Воспитатель в русском народном костюме)
Слава нашей стороне, слава нашей старине
И про эту старину, я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.
Воспитатель: Жил - был мастер. Разное про него старые люди рассказывали, будь-то, поселился он в глухом лесу, избу построил, стол да ложку сделал, посуду деревянную вырезал. Кашу варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. Это сказка, да в ней намек, а не из этой ли сказки появилась удивительная красота?
Воспитатель загадывает загадку:
Все листочки как листочки,
здесь же каждый золотой,
красоту такую люди называют….(хохломой)
(Воспитатель с детьми рассматривает хохломские изделия.)
Воспитатель: Скоро сказка сказывается. …
.Один купец поехал путешествовать в Россию с розой, которая подарила ему жена. Но роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своих изделиях. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду.
Воспитатель загадывает загадку:
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпение,
Дружная звонкая…. (гжель)
(Воспитатель с детьми рассматривает картинки с гжельской росписью, отдельные ее элементы)
Воспитатель: Много игрушек придумали народные мастера для детей. Делали их из разного материала. Особенно любили мастерить фигурки животных и птиц из глины.
(Воспитатель с детьми рассматривают изображение дымковских игрушек)
Воспитатель: Игрушки делали мастера, а расписывали их художники различными орнаментами и узорами.
Сегодня мы тоже будем с вами художниками и будем расписывать поднос гжельской росписью.
Давайте рассмотрим отдельные элементы, которыми можно украсить поднос.
(дети с воспитателем рассматривают элементы гжельской росписи).
Воспитатель: Какой цвет характерен для гжельской росписи?
Дети: Синий и белый
Воспитатель: Верно, синий или голубой узор на белом фоне.
Дети, а из чего состоит гжельский узор? (из цветов).Да, действительно гжельской росписи характерен цветочный узор.
(демонстрация воспитателем некоторых элементов росписи).
А также различные завитки, веточки, кружочки, листочки.
Воспитатель показывает картинки с поэтапной росписью подноса и конечный результат. Затем дети приступают к работе.
По окончанию работы дети с воспитателем любуются замечательными подносами.
Воспитатель: Издавна на Руси по окончанию любой работы русские люди обязательно отдыхали шумно да весело. Девушки да парни собирались кружком, да рассказывали потешки и небылицы.
(Дети по очереди рассказывают потешки стоя кружком).
Воспитатель : А какое веселье без чаепития. Приглашаю всех детей на чай с пирогами да пряниками.
Много старинных обычаев было и есть на Руси. И один из самых замечательных - это чаепитие. Вся семья собиралась за столом, на который водружалась домашняя выпечка, пироги, бублики, сахар, варенье и, конечно, самовар.
Традиционная черта русского чаепития в том, что оно всегда служило целью объединения семьи,друзей когда вокруг самовара собирались все члены, и стар и млад. .В каждом доме и на каждом столе красовался посудный царь - самовар, ни одна трапеза без него не обходилась.
Под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней. Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Чаепитие на Руси обставлялось красиво и носило праздничный вид.
В ритуал чаепития входил не только самовар, но также сочно расписанные жостовские подносы, фигурные тульские пряники, калачи да баранки. Чай пили из блюдцев, держа его двумя руками.
А гостей, которые приходили в дом обязательно угощали. А, на последок давайте дети вспомним пословицы и поговорки о чае:
-Выпей чайку – позабудешь тоску
-С чая лиха не бывает
-Если чай не пьёшь, где силы берёшь?
-Пей чай – удовольствие получай
-Самовар кипит – уходить не велит
-Чаем на Руси никто не подавился
-Чай пить – не дрова рубить
-Русский человек любит чайком побаловаться.
-Чай не пить, так на свете не жить.
Итог: На этом мы заканчиваем наши посиделки, хотелось чтобы все дети со своими родителями собирались дружно за одним столом. Всего доброго!