Получи документы

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры «Русская старина» в старшей группе

Ирина Слюняева
Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры «Русская старина» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

1. Расширить представление детей о народных промыслах.

2. Продолжать знакомить детей с народными промыслами : хохлома, гжель,

, дымковская игрушка. Познакомить детей с обрядом русского чаепития.

3. Привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.

4. Развивать внимание, память, познавательный интерес.

5. Развивать умение слышать и слушать.

Публикация «Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры „Русская старина“ в старшей группе» размещена в разделах

Оборудование: картинки с изображением посуды расписанной в разной технике: хохлома, гжель ; изображение дымковских игрушек, картинки с элементами росписи, краски акварельные, альбомный лист, атрибуты для чаепития, русские народные костюмы.

Ход занятия

Основная часть

(Воспитатель в русском народном костюме)

Слава нашей стороне, слава нашей старине

И про эту старину, я рассказывать начну

Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.

Воспитатель: Жил - был мастер. Разное про него старые люди рассказывали, будь-то, поселился он в глухом лесу, избу построил, стол да ложку сделал, посуду деревянную вырезал. Кашу варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. Это сказка, да в ней намек, а не из этой ли сказки появилась удивительная красота?

Воспитатель загадывает загадку:

Все листочки как листочки,

здесь же каждый золотой,

красоту такую люди называют….(хохломой)

(Воспитатель с детьми рассматривает хохломские изделия.)

Воспитатель: Скоро сказка сказывается. …

.Один купец поехал путешествовать в Россию с розой, которая подарила ему жена. Но роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своих изделиях. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду.

Воспитатель загадывает загадку:

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпение,

Дружная звонкая…. (гжель)

(Воспитатель с детьми рассматривает картинки с гжельской росписью, отдельные ее элементы)

Воспитатель: Много игрушек придумали народные мастера для детей. Делали их из разного материала. Особенно любили мастерить фигурки животных и птиц из глины.

(Воспитатель с детьми рассматривают изображение дымковских игрушек)

Воспитатель: Игрушки делали мастера, а расписывали их художники различными орнаментами и узорами.

Сегодня мы тоже будем с вами художниками и будем расписывать поднос гжельской росписью.

Давайте рассмотрим отдельные элементы, которыми можно украсить поднос.

(дети с воспитателем рассматривают элементы гжельской росписи).

Воспитатель: Какой цвет характерен для гжельской росписи?

Дети: Синий и белый

Воспитатель: Верно, синий или голубой узор на белом фоне.

Дети, а из чего состоит гжельский узор? (из цветов).Да, действительно гжельской росписи характерен цветочный узор.

(демонстрация воспитателем некоторых элементов росписи).

А также различные завитки, веточки, кружочки, листочки.

Воспитатель показывает картинки с поэтапной росписью подноса и конечный результат. Затем дети приступают к работе.

По окончанию работы дети с воспитателем любуются замечательными подносами.

Воспитатель: Издавна на Руси по окончанию любой работы русские люди обязательно отдыхали шумно да весело. Девушки да парни собирались кружком, да рассказывали потешки и небылицы.

(Дети по очереди рассказывают потешки стоя кружком).

Воспитатель : А какое веселье без чаепития. Приглашаю всех детей на чай с пирогами да пряниками.

Много старинных обычаев было и есть на Руси. И один из самых замечательных - это чаепитие. Вся семья собиралась за столом, на который водружалась домашняя выпечка, пироги, бублики, сахар, варенье и, конечно, самовар.

Традиционная черта русского чаепития в том, что оно всегда служило целью объединения семьи,друзей когда вокруг самовара собирались все члены, и стар и млад. .В каждом доме и на каждом столе красовался посудный царь - самовар, ни одна трапеза без него не обходилась.

Под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней. Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Чаепитие на Руси обставлялось красиво и носило праздничный вид.

В ритуал чаепития входил не только самовар, но также сочно расписанные жостовские подносы, фигурные тульские пряники, калачи да баранки. Чай пили из блюдцев, держа его двумя руками.

А гостей, которые приходили в дом обязательно угощали. А, на последок давайте дети вспомним пословицы и поговорки о чае:

-Выпей чайку – позабудешь тоску

-С чая лиха не бывает

-Если чай не пьёшь, где силы берёшь?

-Пей чай – удовольствие получай

-Самовар кипит – уходить не велит

-Чаем на Руси никто не подавился

-Чай пить – не дрова рубить

-Русский человек любит чайком побаловаться.

-Чай не пить, так на свете не жить.

Итог: На этом мы заканчиваем наши посиделки, хотелось чтобы все дети со своими родителями собирались дружно за одним столом. Всего доброго!

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Конспект занятия в средней группе «Весёлые ложки» Тема. «Весёлые ложки» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры. Задачи: Знакомить с предметами обихода – деревянными ложками,.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры «Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… пусть ребенок чувствует красоту.

Конспект итогового занятияпо приобщению детей к истокам русской народной культуры «В гости к бабушке Алене» в старшей группе Образовательные задачи: 1. Вызвать у детей интерес к истории культуры и быта русского народа. 2. Учить детей видеть предметы быта, пользоваться.

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект НОД по приобщению к истокам адыгской народной культуры с элементами пластилинографии с детьми старшей группыКонспект НОД по приобщению к истокам адыгской народной культуры с элементами пластилинографии с детьми старшей группы .

Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры Одной из задач основной образовательной программы нашего образовательного учреждения является задача по приобщению ребенка к культуре своей.

Опыт работы по Приобщению детей к истокам русской народной культуры ВВЕДЕНИЕ Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей.

Организация предметно-развивающей среды в группе (мини-музей по приобщению к истокам русской народной культуры).Организация предметно-развивающей среды в группе (мини-музей по приобщению к истокам русской народной культуры). В нашей группе организован специальный уголок (мини-музей) по приобщению к истокам русской народной культуры. К пополнению мини-музея широко.

Планирование занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН для средней группы (март, апрель, май) МАРТ Рисование, Тема: «Русские красавицы» - учить детей изображать портрет веселой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры «Русская старина» в старшей группе
Опубликовано: 9 августа 2016 в 19:36
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры «Русская старина» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Слюняева (УИ 354192) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД