Олеся Шакирьянова
Конспект НОД по профилактике тревожности и страхов у детей 5–6 лет в условиях сенсорной комнаты «Волшебный сон»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по профилактике тревожности и
страхов у детей 5-6 лет на тему :
«Волшебный сон»
Подготовила:
Педагог-психолог МБДОУ «Березка»
Шакирьянова О. В.
г. Когалым. 2014г.
Цель: снижение эмоционального напряжения через манипуляции с предметом страха.
Задачи:
• Создание благоприятной атмосферы на занятии. Снизить психоэмоциональное напряжение.
• Способствовать повышению самооценки детей уверенности в своих силах.
Публикация «Конспект НОД по профилактике тревожности и страхов у детей 5–6 лет в условиях сенсорной комнаты „Волшебный сон“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
• Активизация произвольной экспрессии, механизмов восприятия и идентификации эмоциональных состояний.
• Обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
• Обучение методам нервно – мышечной релаксации, приёмам расслабления.
• Развитие мелкой и крупной моторики.
Методические приемы:
• Психогимнастика
• Сказкотерапия
• Релаксационные приемы
• Аутотренинг
• Ароматерапия
• Музыкотерапия
Время – 30минут.
Предварительная работа.
Диагностика страхов детей старшей и подготовительной к школе групп, при помощи опросника «Страхи у детей» Е. Е. Алексеевой, куда вошли вопросы, отражающие наиболее характерные страхи у детей. Диагностика не предполагает опроса детей по предложенному списку страхов, более того, спрашивать ребенка лучше всего в игре, когда вопросы задаются как бы, между прочим. Утвердительные ответы на вопросы засчитываются как один балл. Норма страхов у девочек 5-6 лет – 11, у мальчиков – 9 страхов.
Опросник «Страхи у детей»
Ребенка спрашивают: «Ты боишься или не боишься?»
1 – когда остаешься один;
2 – нападения, бандитов;
3 – заболеть, заразиться;
4 – умереть;
5 – того, что умрут твои родители;
6 – каких-то людей;
7 – маму, папу;
8 – что тебя накажет мама, папа;
9 – Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, чудовищ;
10 – опоздать в детский сад;
11 – когда ложишься спать, перед сном (если да, то чего конкретно);
12 – страшных снов (если да, то каких конкретно);
13 – темноты, когда темно;
14 – животных: волка, медведя, собак, насекомых, пауков, змей;
15 – машин, поездов, самолетов;
16 – бури, урагана, наводнения, землетрясения;
17 – когда высоко;
18 – когда глубоко;
19 – в маленькой тесной комнате, помещении, туалете, метро, переполненном автобусе;
20 – воды;
21 – огня;
22 – пожара;
23 – войны;
24 – больших улиц, площадей;
25 – кроме зубных, ты других врачей боишься или нет;
26 – крови, когда идет кровь;
27 – уколов;
28 – боли, когда больно;
29 – неожиданных резких звуков, когда внезапно что-нибудь стукнет, упадет;
30 – сделать что-либо плохо;
31 – не успеть куда-то или что-то сделать.
№
п. п Название игры, упражнения. Цель. Ход НОД.
Время
1. Ритуал приветствия.
Цель: настроить детей на совместную деятельность, общение.
Дети встают в круг, взявшись за руки произносят слова:
В волшебной комнате мы поиграем,
Отдохнем и обещаем:
Не шуметь и не кричать,
Никого не обижать.
Пусть будет так!
Два раза хлопаем в ладоши. 2 мин.
2 Вводная часть.
Упражнение «Добрые пожелания»
Цель: снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу.
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в мир волшебных снов. А поможет нам в этом волшебный фонарик.
Чтобы фонарик набрался силы нужно зарядить нашими хорошими мыслями настроением
Передай фонарь по кругу
Свет не погаси,
Заветные слова ты другу
громко произнеси:
Дети передают фонарик по кругу и желают друг другу быть смелыми, дружными и т. п.
Психолог берет возвращенный фонарик и говорит:
«Волшебный фонарик ты гори
В страну Волшебных снов нас проводи».
Гаснет Верхний свет. Включаются дополнительные световые прибры. 2-3 мин.
3. Разминка. Упражнение "ТРОПИНКА"
Цель:
Помочь каждому участнику подготовить свое тело к работе, расширение экспрессивного репертуара. Взявшись за руки дети идут по «волшебной тропинке»
Дети выстраиваются в затылок и идут по воображаемой тропинке.
Психолог: Спокойно идём по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зелёная травка. Птицы поют. Шелестят листья.
Вдруг на тропинке появились лужи. Одна, вторая, третья.
Снова спокойно идём по тропинке.
Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила.
Спокойно идём по тропинке.
Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли болото, снова идём спокойно.
Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну. Осторожно идём! Ух, наконец-то, перешли.
Идём спокойно.
Что это, вдруг тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли.
А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки - во все стороны! Перелезаем через упавшее дерево. Вот пришли, молодцы! 3 мин.
4. Основная часть.
Упражнение: «Встреча со страхом»
Цель: настрой детей на восприятие персонажа, вызывающего тревогу.
Куда же привела нас волшебная тропинка ребята? Ух ты, да это большая паутина! Кто же там живет? – Паук!
Ребята вы не испугались?
Как вы думаете это хороший добрый паук или злой?
- Добрый веселый!
Здравствуй паучок, расскажи нам что ты делаешь здесь?
- Ребята кажется он хочет, чтобы я рассказала вам сказку, послушаем ее?
-Да.
5. Прослушивание сказки-легенды
«Ловец снов»
Цель: коррекция страха пауков, темноты. Давным, давно когда солнце всегда гуляло по небу и никогда не было ночи, жила среди людей бабушка Паучиха. Она всегда заботилась о своих детях и внуках, вязала им теплые носки и варежки, рассказывала сказки, пекла блинчики. Но однажды солнышко устало так долго светить, захотелось ему отдохнуть, и закатилось оно за горизонт. Так на земле наступила первая ночь. Маленькие дети сначала испугались ночи. Но бабушка Паучиха успокоила их и сплела им волшебную паутинку (Показ «Ловца снов») вот такую: целый день наши мысли и слова летают между нами и пролетают через такую паутинку. Но плохие мысли и слова запутываются в нитях паутины, а хорошие и добрые проскальзывают в центральное отверстие и ночью по ниточке спускаются к спящим, чтобы детям во сне снились хорошие и добрые сны. С тех пор Люди и взрослые и малыши, чтобы крепко спать ночью, плетут себе такие паутинки которые они назвали «ловцами снов». И вешают над кроватями чтобы добрые веселые сны спускались к ним по ниточкам, а злые и страшные навсегда запутывались в паутине.
Вот такая сказка ребята, понравилась она вам?
Ответы детей. 3 мин.
6. Пальчиковая гимнастика: «Паучок»
Цель: развитие мелкой моторики рук. Ребята, а хотите и вы сплести себе волшебные «Ловцы снов»?
-Да, хотим.
- хорошо, я научу вас, только перед работой нужно нам размять пальчики
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик)
Хлопок ладонями по столу/коленям
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.
2 мин.
7. Упражнение с сенсорным оборудованием «Плетение паутинки» Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие сенсорного восприяти. Волшебное дерево с паучком (фиберооптический пучок) Плетение паутинок из волокна на кольца
Детям раздаются кольца, им предлагается сплести на кольцах паутинку, по своему желанию.
- какие вы молодцы ребята, хорошо постарались, давайте оставим наши паутинки у паучка, и снова отправимся в путешествие. 3 мин.
8. Психогимнастика
«Ветерок»
«Холодно-жарко»
Цель: чередование напряжения и расслабления мышц туловища. Ох какой подул ветерок ребятки, не холодно стало? Нет? А теперь ветер подул посильнее. Давайте покачаемся (цель – снятие двигательных зажимов)
Вот ветерок успокоился (движения становятся медленнее) и выглянуло солнышко, а вместе с ними и солнечные зайчики выскочили на полянку.
Давайте с ними поиграем, их мы поймаем и сосчитаем. 1мин.
9. Игра сенсорным оборудованием «Солнечные зайчики»
Цель: развитие зрительного внимания, учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Вспомним правила – пока зайчики прыгают по полянке мы тоже с ними прыгаем, а как только они прячутся, прячемся и мы – замираем на месте.
Ух ты как здорово вы ловили зайчиков. Устали? Давайте отдохнем.
Где же нам отдохнуть?
Вот! Здесь есть чудесные мягкие облака, но не так просто на них лечь, нужно нам с вами в игру поиграть. 2- 3 мин.
10. Игра «Облака»
Цель: развитие воображения, выразительности движения, эмоциональных состояний радости, веселья, грусти.
Я читаю стихотворение, а вы будете изображать облака в соответствии с текстом.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облака
Найти я захотел.
Я долго всматривался в высь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то Вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
– Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
– Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
- Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой
Такой мохнатый, маленький?
Летим, летим со мной.
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Н. А. Екимова 3 мин.
11. Релаксация «Волшебный сон»
Цель: Учить детей методам нервно – мышечной релаксации, приёмам расслабления.
- Ну вот теперь мы можем отдохнуть на облачках, располагайтесь поудобнее и слушайте музыку ветра, пусть вам приснится красивый добрый сон, а «Ловец снов» будет оберегать вас от плохих снов и подарит добрые.
Ловец снов размещается у изголовья кресел-подушек.
Звучит музыка, включается аромалампа с маслом лаванды.
Психолог проговаривает текст:
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Руки, ноги отдыхают,
Шея не напряжена
И расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Все спокойно расслабляются,
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать, скоро будем мы вставать, медленно глазки открываем, медленно ручки подымаем, Потянулись, потянулись, И проснулись. 5 мин.
12. Рефлексия.
Цель: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты Хорошо отдохнули ребята? Понравилось спать на волшебных облаках? А какие сны вам снились? Помог ли вам «Ловец снов»? Злых снов не было?
Понравилось ли путешествие в мир волшебных снов? Кого вы встречали на своем пути? Во что вы играли?
Ответы детей. 2 мин.
13. Упражнение: «Самопохвала»
Цель: Способствовать повышению самооценки детей уверенности в своих силах.
Путешествие у нас получилось хорошим и очень добрым. Давайте похвалим себя за то, что не испугались паука и темноты. Выходите по очереди в центр нашего цветка и громко, чтобы все услышали, скажите «Я молодец», «Я смелая!»
Дети выполняют упражнение, психолог их подбадривает.
Вот какие смелые и добрые дети, как хорошо нам пригодился наш фонарик с пожеланиями. Давайте все вместе скажем ему спасибо и подуем на него, ведь его свет добра уже светит в каждом из нас.
Дети дуют на фонарик, фонарик гаснет. 1 мин.
14. Ритуал прощания
Цель: Обозначить завершение занятия, перенос приобретен-ных конструктивных навыков в группу и домой. Наше занятие подошло к концу, давайте скажем волшебной комнате спасибо, за чудесное путешествие в мир волшебных снов : «Спасибо».
Дети стоят вокруг цветка, взявшись за руки и говорят: «В волшебной комнате мы поиграли,
Отдохнули, никого не обижали,
И теперь пришла пора: нам сказать Пока-пока!»
Дети под музыку уходят по массажной дорожке. 1 мин