Лучший педагог года

Конспект ННОД по произношению в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: «К нам едет новосел»

Наталья Зуйкова
Конспект ННОД по произношению в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: «К нам едет новосел»

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в стар-шей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи по теме «К нам едет новосел»

Автор конспекта : Зуйкова Наталья Владимировна, учитель-логопед муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 13 «Сказка».

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» :

Публикация «Конспект ННОД по произношению в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: „К нам едет новосел“» размещена в разделах

Цель: Знакомство со звуками «с», «с*», закрепление навыка произношения звуков «с», «с*».

Задачи:

Обучающие задачи: Закреплять знания детей о механизмах образования звуков «с», «с*». Фор-мировать понятия: «звук», «согласный», «глухой», «твердый», «мягкий».

Развивающие задачи: Совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата; развивать кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад; развивать фонематический слух (различать гласный – согласный звук, слышать заданный звук в слове, определять его позицию, выполнять звуковой анализ и синтез открытых слогов); развивать неречевые психические процессы; активизировать словарь; совершенствовать умение построения и проговаривания предложений с противительным союзом А.

Воспитательные задачи: Воспитывать языковое чутье, интерес к содержанию занятия, трудо-любие; умение работать в группе.

В интеграции:

«Физическое развитие» : развитие физиологического и речевого дыхания, снятие физической и психоэмоциональной напряженности, профилактика близорукости.

«Познавательное развитие» : расширение кругозора детей (знание названия птиц, их классификация, поезд едет по железной дороге).

«Художественно-эстетическое» : формирование навыка понимания текста и различения его жанровой формы.

«Социально-коммуникативное развитие» : развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; приобщение к выполнению социальных правил через развитие игровой ситуации «Строим железную дорогу».

Предпосылки УУД:

коммуникативные - умение слушать и слышать обращенную речь, проявлять активность при решении коммуникативных и познавательных задач;

познавательные - использовать наглядные модели для решения познавательных задач, класси-фицировать, осуществлять сериацию на конкретном материале;

регулятивные - умение действовать по заданному образцу и правилам, умение оценивать свои и чужие действия.

Оборудование: настенное сенсомоторное панно «Город красивой речи» : домик для гласных звуков (У,А,И,Э,О,Ы, домик для согласных звуков (справа – М,Л; слева- П,Т,К,Х); картинки на вагончиках паровозика: сокол, сова, сорока, соловей, синица; зеркала, звуковой портрет звука «с» в разобранном виде (шляпка, башмаки); 5 контейнеров с пробками, массаж-ными мячами, шарами, колпачками, карандашами синего и зеленого цветов; символ ударения; молоточки; пазлы (рельсы для паровоза) с изображенными на них предметами: коса, лиса, коле-со, носок, сумка, ананас, гусь, лось, карась, рысь, семерка, осел; домики с указанной позицией звука «с», «с*»; смайлики.

Авторский подход: разработка и проведение занятий по произношению согласно лексических тем; внедрение в практику работы лексико-грамматического подхода; использо-вание авторских пособий (сенсо-моторное настенное панно «Город красивой речи», офтальмотренажер).

Предварительная работа: знакомство детей с гласными, согласными звуками; звуко-буквенный анализ сочетаний из гласных звуков, открытых, закрытых слогов, односложных слов; упражнение в определении места звуков в слове, отработка умения работать в группах.

Вводная часть (мотивационный подготовительный этап).

Учитель-логопед отвлекает детей от игровой деятельности, обращая внимание на сенсо-моторное настенное панно «Город красивой речи».

Вопросы:

- Что вы видите на лесной полянке?

- Какие звуки живут в этих домиках?

- Почему в этом домике все звуки красного цвета?

- Какие звуки расселились в правой стороне домика для согласных? (согласные, звонкие).

- А в левой стороне? (согласные глухие). Значит, звуки могут быть: ….(ответы детей).

Проблемная ситуация, самостоятельная формулировка темы занятия:

- Сегодня в домик для согласных звуков поселится еще один звук. Гласный или соглас-ный? А привезут его: сорока, сокол, соловей, сова, синица. Догадались, какой звук поселиться в домике для согласных слева? С каким звуком будем сегодня играть? («С»).

Но звуку «с» еще нужно добраться до домика. Поможем? А для этого нужно подготовиться.

Приветствие:

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

(дети поглаживают закрытые глаза, открывают глаза, смотрят в “бинокль”, поглаживают уши,

прикладывают ладонь к ушам, поглаживают руки сверху вниз, встряхивают кистями рук,

поглаживают ноги сверху вниз).

Глазки – смотрят? Смотрят!

Ушки – слушают? Слушают!

Ручки – хлопают? Хлопают!

Ножки – топают? Топают!

Основная часть (содержательный, деятельностный этап).

1. Знакомство со звуком «с».

Учитель-логопед обращает внимание детей на домик для гласных и рассказывает сказку: - Жили-были в домиках для гласных веселые звуки. Они умели петь песни. Какую песню поют веселые звуки? (У,А,И,Э,О,Ы). Сколько всего звуков? Назовите первый, второй, третий. А вместе их называют (гласные). У гласных были звонкие голоса. Они пели: УАИЭОЫ. А теперь послушайте, какой звук «пропал» : АИЭОЫ (УАИЭО? (упражнение на развитие фонематического восприятия). Услышал их ручеек, журчит, бежит по лесу и только слышно песенку его водички: с---с.

- Что слышно? Какой звук слышали? Захотелось звуку «с» тоже петь: с---с – потянул звук «с». А громкой песенки не получается (Предлагает взять зеркала, произнести звук «с») : - Пропоем. Поется? Протянем. Тянется? Если тянется, значит, гласный? Почему? Свободно ли выходит воздушная струя?

Работа со схемой-анализом.

Итог: звук не поется, воздушная струя встречает препятствие – это звук согласный. (Выбор зву-кового человечка).

Предлагает проверить, спит ли наш голосок или дрожит?

Итог: Значит, звук глухой. (дети прикрепляют к звуковому человечку цилиндр).

- Мы произносим его сердито : с-с-с – звук «с» твердый. (Дети «надевают» башмачок синего цвета на звукового человечка). Можем ли надеть второй башмачок зеленого цвета? Почему? (Дети доказывают, что у звука «с» есть младшая сестренка – звук «с*».

Детям предлагается, рассказать, что они узнали о звуке «с» - песенке водички лесного ручейка, ориентируясь на совместно составленный портрет звука «с» (Характеристика звука).

2. Произношение звуков изолированно

Учитель-логопед предлагает образовать на лесной полянке много ручейков. Ручейки бу-дут длинные, составленные из звуков. Из чего можно сделать длинные ручейки? (пробки, шары, мячи, колпачки, карандаши, конструктор). Для этого нужно разбиться в команды по 4 человека. Каждая команда должна выложить одну звуковую дорожку слева направо соответственно услышанным звукам, произносимым учителем-логопедом. Для этого нужно хорошо слушать, уметь выполнять работу вместе: все договариваются, один кладет.

Дорожка: С-С*-С-С-С*.

Чтение командой, по одному, чтение указанного в порядке звука.

Гимнастика для пальчиков.

Логопед предлагает поиграть со звуком «с» (работа детей с мячами-массажерами синего и зеле-ного цвета).

Вот согласный глухой звук: с-с-с, с-с-с.

Покатаем между рук: с-с-с, с-с-с.

- У кого в руках твердый звук «с»?

Вот согласный глухой звук: сь-сь-сь, сь-сь-сь.

Покатаем между рук: сь-сь-сь, сь-сь-сь.

- У кого в руках мягкий звук «с*»?

3. Произношение звука в слогах.

Анализ и синтез слогов.

- Плачет и горюет звук «с» : - Ох, какой я невезучий, у меня нет голоса, меня почти никто не слышит.

- Не печалься, - сказал голосистый звук «А». – Мы, гласные, тебе поможем. Только ты должен стоять рядом с нами. Согласен? – Согласен, согласен,- обрадовался звук «с». – Вот и хорошо! За это мы будем называть тебя согласный звук.

Работа на панно: - Встал звук «с», а рядом с ним звук «А». Какая песенка у них получилась? (СА). Что получится, если рядом встанут звуки «С» и «У»? Что получится, если сначала скажу «С», а потом «И»? (Выставляет на панно синий и красный символ). В случае, если дети не уви-дят ошибку, обращает на это внимание.

Учитель-логопед предлагает прочитать получившиеся слоги: СА, СУ, СИ хором, группами, индивидуально.

Учитель-логопед предлагает чтение слогов с ударением на заданный слог.

Выделение «лишнего» слога в ряду. Дети доказывают, почему слог «СИ» «лишний».

Звуковой анализ слога – СИ. - Сколько звуков в песенке СИ? Назови первый. Что знаешь про него? Назови второй? Он какой?

4. Работа с офтальмотренажером.

Учитель-логопед обращает внимание детей на тренажер. Дети следят глазами за движе-нием огонька: - слева – направо; - справа – налево; - с увеличением и уменьшением скорости движения.

5. Произношение звука в словах.

По окончании гимнастики для глаз учитель-логопед предлагает детям отвернуться, быстро поморгать глазами и сказать: Было ли на панно еще что-то кроме огонька? ( иллюстра-ции птиц: сорока, сова, соловей, сокол).

- Какой птицы не хватает? Кто из птиц еще собирался привезти на паровозике звук «с»? Поче-му ей не досталось места? ( В словах: сокол, сова, соловей, сорока звук «с» твердый, а в слове синица звук «с» мягкий).

- Итак, птицы решили помочь звуку «с» добраться до своего домика. И на чем они решили по-ехать? (На паровозике). Но паровозик не может тронуться с места. Почему? (Подвести к версии отсутствия железнодорожного полотна).

Задание: нужно построить железную дорогу: одну линию будут составлять пазлы, в названии которых будет твердый звук «с» в середине слова. Строить ее будут мальчики. Вторую линию будут строить девочки из пазлов с мягким звуком «с*» в конце слова.

Анализ выполненного задания.

6. Произношение звука в чистоговорках.

- Весело стало звуку «с», что он найдет свой домик. Едет он в паровозике и поет песенки (дети договаривают фразу, подбирая рифму) :

- Са-са-са, вот бежит в лесу …лиса.

- Сы-сы-сы, пушистый хвостик у ….лисы.

- Су-су-су, расскажу я про … лису.

Чтение с различной интонацией.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Итог.

- Вот и лесная остановка. Мы помогли звуку «с» добраться до своего домика. А в каком домике поселится согласный, глухой, твердый (мягкий) звук «с»? Давайте проводим его.

Дети доказывают свое решение.

- Какой хороший конец получился у нашей истории! Мы помогли звуку «с» найти свой домик. А нам было интересно? Что оказалось для вас трудным?

Кто научился различать звуки "с" и "с*" - возьмёт человечка весёлого, кто ещё путает эти звуки - возьмёт молчаливого человечка. А кто совсем не научился различать эти звуки - возьмут грустного человечка.

Публикации по теме:

Фронтальная НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Тема: «Путешествие по сказкам». Цель занятия: Продолжать знакомить детей со звуками русского языка. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Календарно-тематическое планирование по теме: «Дикие животные» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Тема недели: Дикие животные. дата НОД СОДРМ Организация СДД Понедельник 1. Лепка «Животные нашего леса» (по выбору) Цель: учить лепить.

Календарно-тематическое планирование по теме недели «Грибы» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема недели: Грибы дата НОД СОДРМ Организация СДД Понедельник 1. Лепка «Грибное лукошко»Цель: Совершенствовать способ изготовления пластилиновой.

Конспект игры-занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Домашние животные и птицы» Конспект игры-занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема «Домашние животные и птицы». Задачи: 1. Формирование.

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ФФН «Звук [Ц]» Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ФФН учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Эврика».

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Зимующие птицы» ТЕМА: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ». I. Задачи: формирование представлений о зимующих птицах, их характерных признаках, приносимой пользе; развитие восприятия,.

Конспект занятия по математике в старшей группе компенсирующей направленности (для детей сЗПР) «Прямоугольник» Конспект занятия для детей с ОВЗ (ЗПР) Развитие Элементарных Математических Представлений (РЭМП) старшая группа ТЕМА: «Геометрическая фигура.

Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе компенсирующей направленности «У нас в гостях Лунтик» Решаемые задачи Развитие слуховой и зрительной памяти и внимания. Учить детей развивать пространственные представления, умение.

Проект «Семья» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Проект «Семья» осуществлялся в старшей группе детей с ЗПР МБДОУ № 29 в течение 1 недели (с 6 декабря по 13 декабря 2013 года, то есть он.

Развлечение для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности (ЗПР) «Затейники» по лексической теме «Зима». Развлечение для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности (ЗПР) «Затейники» по лексической теме «Зима». Цели: - закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ННОД по произношению в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: «К нам едет новосел»
Опубликовано: 16 апреля 2016 в 15:21
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД