Елена Юрасова
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе «Звуки [А], [О], [У], [И]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гостях у бабушки и дедушки».
Рабочая тема: «Звуки А, О, У, И».
Цель: формировать понятие «гласный звук».
Задачи:
- коррекционно-образовательные: дифференцировать на слух и в произношении гласные звуки А, О, У, И; упражнять в определении первого и последнего гласного звука в слове; упражнять в согласовании существительных с числительными «два, две» на материале лексической темы «Посуда».
- коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику; развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
Публикация «Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе „Звуки [А], [О], [У], [И]“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать навыки самостоятельности.
Оборудование:
Смайлики, зеркала, картинка бабушка с дедушкой, фигурки детей, символы звуков, ложки с предметными картинками (лиса, колесо, юла, санки, кенгуру, ботинки, капуста, пальто, малина, чашки и блюдца с предметными картинками (автобус, арбуз, иголка, индюк, облако, остров, улей, улитка, мяч.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, физическая культура, здоровье.
Ход НОД.
1. Орг. момент.
Цель: настроить позитивно детей на образовательную деятельность.
Инструкция: Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
- Подарим, друг другу и гостям улыбку и с хорошим настроением продолжим занятие.
2. Артикуляционная гимнастика.
Цель: развивать артикуляционную моторику.
Инструкция: Где вы любите отдыхать летом? Поставьте перед собой зеркала, помогите мне рассказать историю про ребят, которые отправились на отдых к бабушке и дедушке.
- В гости к бабушке и дедушке приехали внуки Ульяна, Оля, Алик и Инна. Бабушка и дедушка очень обрадовались и поцеловали внуков (Улыбочка - Трубочка). Бабушка стала месить тесто (Месим тесто) и печь блины (Блинчик). Блинчики были очень горячие (подуть на язычок). Ну вот они остыли и ребята с удовольствием стали есть блинчики с вареньем (Вкусное варенье). Потом ребята побежали гулять. Алик стал играть с мальчиками в футбол (Футбол). А девочки качались на качелях (Качели).
3. Сообщение темы.
Цель: ввести в тему занятия.
Инструкция: А еще ребята любили играть со звуками. У каждого из них был любимый звук. Давайте отгадаем, кто какой звук любил. Любимый звук спрятался в начале их имен. (Алик – А, Оля – О, Ульяна – У, Инна - И).
- Давайте с ребятами поиграем с этими звуками.
4. Развитие фонематических процессов.
а). Игра «Эхо».
Цель: развивать слуховое внимание и память.
Инструкция: внимательно послушайте и повторите слоговые цепочки.
МА-МО-МУ ПО-ПА-ПУ НИ-НА-НО
КУ-КИ-КО ВА-ВИ-ВУ ТИ-ТО-ТА
ГО-ГУ-ГА ДУ-ДИ-ДА ХА-ХИ-ХО
б). Игра «Смайлики»
Цель: развивать фонематическое восприятие (узнавание звука на фоне звуков, слогов).
Инструкция: я назову звуки, если услышите звук О, покажите веселый смайлик, если нет – грустный: а, о, у, о, о, и, а, о, а, о, у, о, и, о, о, а.
Звук И на фоне слогов: па, пи, по, ка, ту, ти, ки, ма, му, ми, до, ди, да, ви.
в). Физминутка.
Инструкция: поиграли ребята и побежали помогать бабушке мыть посуду.
Раз, два, три, четыре,
(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Мы посуду перемыли
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы бабушке помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
г). Игра «Украсим скатерть».
Цель: упражнять в определении последнего гласного звука.
Инструкция: Решили ребята украсить бабушкину скатерть, а помогли им в этом волшебные ложечки. Из коробочки достаем ложки, называем картинку, определяете последний звук, обозначаем его символом. Символ звука прикрепляем к скатерти (лиса, колесо, юла, санки, кенгуру, ботинки, капуста, пальто, малина).
д). Игра «Расставь посуду»
Цель: упражнять в определении наличия звука в слове.
Инструкция: Скатерть украсили и стали стол накрывать. Раздайте чашки и блюдца ребятам: Алику с картинками на звук А, Оле – на звук О, Уле – на звук У, Инне – на звук И.
5. Согласование существительных с числительными «два», «две».
Игра с мячом.
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными «два», «две».
Инструкция: я назову один предмет, а вы два
Одна тарелка – две тарелки,
Одно блюдце - …
Одна ложка - ….
Один нож - …
Одна вилка -…
Один ковш - …
Один стакан - …
Одна чашка - …
Одна кастрюля - …
6. Итог.
С какими звуками играли?
Какие игры понравились?
Что было трудным?
7. Оценка деятельности детей.