Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [а], [о], [и], [у]»

Венера Уталиева
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [а], [о], [и], [у]»

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте

в подготовительной группе

Цель: обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у].

Программные задачи :

Образовательная область «Речевое развитие»

- Закреплять знания детей о гласных звуках; умения детей определять наличие заданного звука в слове.

- Учить составлять предложение.

- Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

Публикация «Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [а], [о], [и], [у]“» размещена в разделах

- Закреплять графические образы букв А, О, И, У

- Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ

- Развивать речь, внимание, мышление, зрительное восприятие, фонематический слух.

- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Методические приё мы:

Музыкальное сопровождение.

Словесный (вопросы, объяснение).

Наглядный (картинки, показ артикуляции).

Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»).

Практический (упражнения).

Оборудование:

Оборудование: музыка из м/ф «Маша и медведь» : «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков (звуковички, кленовые листья с предметными картинками, корзина, конверты с буквами, картинки с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, фишки для звуко-буквенного анализа, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть, магнитофон, мольберт

Ход деятельности:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи :

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

Мотивационная игра.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (осень)

- Назовите приметы осени? (желтеют листья.)

- Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)

Осень в лесу!

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

- Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь» : песенка «Про следы»)

- Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

- Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

- Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

- Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

- Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

- Что нам помогло узнать звуковичков?

- Правильно, по положению губ. А по-другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

- Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

- Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

- Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках! Молодцы!

Звуковички выставляются на мольберт

- Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и откройте их. (достают буквы)

- Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

Введение в тему занятия.

Игра «Найди пару»

- Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

- А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте, с какого звука начинается данное слово.

- А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.

- Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, орех – огурец ; аист – ангел)

- Амина и Эмин, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

Ребята у Звуковичков есть ещ для вас задания, проходите за столы. (дети парами садятся за столы). Откройте коробочки: в них лежат цветные палочки разной длины. Предлагаю вам выложить из них буквы А, О, У, И для Звуковичков.

Физкультминутка «Дождик».

- Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)

- Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(тоже самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

Звукобуквенный анализ слова АУ.

Воспитатель: Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

- Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

- Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

- Правильно! Это слово АУ.

- Произнесём это слово тихо., а теперь громко.

- Никто не откликается.

- В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)

- Из скольких звуков состоит это слово?

- Какой первый звук?

- Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

- Какой второй звук в слове АУ?

- Вадим пойдёт к доске и поставит фишку.

- Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.

- А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

- Какой буквой обозначим первый звук?

- Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

- Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

- Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

- Они так рады встрече и хотят поиграть с вами.

- Что это? ( картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

- Кто это? (Маша, Медведь)

- А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

У И.

А У.

- Что у нас получилось? ( Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

- Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

- Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)

- Молодцы, ребята!

Итог занятия.

- Какие звуки мы вспомнили?

- Какие это звуки? Почему?

- С каким новым словом познакомились?

- Чем звуки обозначаются на письме?

- Чем звуки отличаются от букв?

- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

- Что вызвало трудности?

Рефлексия.

- Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

- Чем они отличаются? ( настроением: радость, задумчивость, грусть)

- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект итоговой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Весенние приключения» в подготовительной группе Цели: Обобщить и систематизировать Знания детей по теме «Весна». Закрепить речевые достижения, достижения в развитии основных психических.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [а], [о], [и], [у]»
Опубликовано: 3 марта 2021 в 23:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД