Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе «Приключения снежного колобка»

Эльзара Талыбова
Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе «Приключения снежного колобка»

Цель: закреплять обобщенные представления о зиме,как о времени года.

Задачи:

образовательные: расширить и конкретизировать представление о зиме, явлениях живой и неживой природы; обобщать и систематизировать знания детей о животных, об особенностях их поведения в зимний период, обогащать и расширять знания об особенностях зимней природы; упражнять в подборе определений к существительным и глаголов, соответствующих зимним явлениям; уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима»;

Публикация «Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе „Приключения снежного колобка“» размещена в разделах

Развивающие : развивать познавательный интерес, речь детей, умение внимательно слушать и отгадывать загадки о зимних явлениях, выразительно читать стихи о зиме; развивать память, слуховое и зрительное внимание.

Воспитательные: воспитывать умение сочувствовать, желание помогать другим, положительную установку на участие в занятии.

Предварительная работа: наблюдение за зимними явлениями в природе, беседы о зиме, заучивание пословиц,стихов. Беседы о животных, зимующих птицах, рассматривание иллюстраций.

Оборудование: аудиозаписи, карточки с изображением зимних явлений природы, маски волка, зайца, лисы, костюм снежного колобка, снежный домик, иллюстрации с изображением следов лесных животных, зимующих и перелётных птиц, снежинка.

Ход НОД:

Организационный момент:

Возьмемся за руки и дружно поприветствуем друг друга:

С добрым утром, с добрым светом!

С добрым словом и приветом!

Дети: (Повторяют слова приветствия.)

Воспитатель: давайте вспомним, какое сейчас время года?

Дети: сейчас время года зима, сестрица трёх месяцев.

Воспитатель: назовите ребята братьев зимы.

Дети: декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Ребята, ко мне ладонь упала снежинка. Снежинка холодная и если вы долго будете держать в руке, она растает. Поэтому вам необходимо быстро называть приметы этого времени года, передавая друг другу снежинку.

Приметы зимы:

*Солнце на небе расположено низко.

*Солнце светит меньше по времени.

*Дни становятся короче, а ночи длиннее.

*Приходят морозы.

*Замерзают почва и водоёмы.

*Земля покрывается снежным покровом.

*Растения находятся в состоянии покоя, спят.

*Насекомые впали в спячку.

Дидактическая игра «Кто больше?»

-Какой зимний день? (морозный, холодный, ясный, снежный, короткий, ветреный, сказочный).

-Мороз (что делает) морозит, трещит, крепчает, вымораживает, стоит, ударяет, слабеет, сковывает, стоять не велит.

-Воздух какой (свежий, морозный, чистый).

-Зимний ветер какой? (холодный, пронизывающий, порывистый)

-Ветер (что делает) дует, метет, несет (снег, завывает, воет, кружит.

Воспитатель: зима – замечательное время года. С ним в природе связано много явлений. Отгадайте, о каких зимних явлениях природы говорится в загадках.

Дидактическая игра «Отгадай явление природы».

(дети вытягивают карточку, не показывая её, загадывают загадку о зимнем явлении, которое изображено в карточке. При каждом отгадывании загадки воспитатель прикрепляет на доску иллюстрацию с изображением ответа).

Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.

(Мороз)

Летаю в поле, гуляю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

(Метель)

В белом бархате деревня —

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет.

(Иней)

Ох, сегодня очень скользко!

Поскользнулся бедный Колька!

И барахтался на льду

У девчонок на виду.

Чтоб никто не падал с ног,

Сыпят дворники песок.

(Гололед)

Бежит по снегу,

А следов не видно.

(Позёмка)

На дорогу, поле, лес

Звёзды падали с небес.

Собирали их, ребята,

Целый день большой лопатой.

(Снегопад.)

Ты от неё держись подальше:

Сметёт всё на своём пути.

В горах кричать не думай даже,

Она ведь может вниз сойти.

(Лавина.)

Чтение стихотворения: «Зима пришла» (В. Фетисов)

Ночью ветер волком выл

И по крышам палкой бил.

Утром глянули в окно,

Там волшебное кино:

Раскатала белый холст,

Набросала светлых звёзд

И папахи на дома

Нахлобучила зима.

Воспитатель: молодцы,ребята, вы верно загадали и отгадали загадки.

Забегает Снежный колобок.

Снежный колобок :

У леса на опушке живу в своей избушке,

Я мал и крутобок, я- снежный колобок.

На завтрак съем сосульку, а на обед-снежок,

Я бело-белоснежный чудесный колобок.

Никого не боюсь я, захочу-покачусь я,

Да с горы ледяной, никому не угнаться за мной.

Воспитатель: здравствуй, снежный колобок.

Снежный колобок : ребята,я долго путешествовал и вот решил вернуться домой. Но боюсь заблудиться и встретить лесных жителей. Помогите мне добраться домой.

Физминутка: «Прогулка в зимний лес».

Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по группе.)

Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руками.)

Справа – березка в шубке стоит, (Руки отводят в указанную сторону)

Слева – елка на нас глядит. (в левую сторону смотрят.)

Снежинки на небе кружатся. (руки вверх и смотрят вверх.)

На землю красиво ложатся. (Приседают.)

Вот зайка проскакал, от лисы убежал (Прыжки).

Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет. (Руки на поясе, наклоны в стороны.)

Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас (Приседают, прячась.) Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму и проспит. (Имитируют сон.)

В лесу красота и покой, (Разводят руки в стороны.)

А нам пора отвести колобка домой.

Воспитатель: Ребята, а как много следов животных на снегу. Чьи же это следы?

Игра «По следам лесных зверей».

1. Как называются животные,которые живут в лесу (Лесные)

2. Назовите животных впадающих в зимнюю спячку (медведь, барсук,ёж).

3. Зачем лисе нужен хвост? (хвост для лисы является своего рода рулем, когда она охотится за зайцами. Благодарю ловкому умению рыжей управлять хвостом, ее не заносит в разные стороны при ловле зайца).

4. Почему у лисицы кончик хвоста белый?

(чтобы маленькие детеныши лисицы не заблудились и не сбились с дороги).

5. Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы? (Белка)

6. Зачем заяц следы путает? (Заяц ночью прыгает по полям и лесам, а следы путает утром. Спасаясь от погони заяц запутывает свои следы, петляет, делает огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следа лису, волка или собак).

7. Почему говорят,что волка ноги кормят (Волк рассчитывает только на свои ноги - будут они быстрее ног зайца, будет у него и достойный обед).

8. Куда зайцу бежать легче в гору или с горы (ему удобнее бежать в гору. У зайца очень мощные и длинные задние лапы, а вот передние - короткие и более слабые. Именно по этой причине ему трудно спускаться с горы, он скорее катится вниз, чем бежит. А вот в гору бежать намного удобнее - задние лапы "выстреливают" как мощные пружины.)

9. Почему лоси зимой ищут солонец (Кроме того, лоси очень любят соль и почти всюду посещают естественные или искусственные солонцы: грызут богатую солью почву, лижут камни, пьют солоноватую воду. Солонец для лося служит источником минералов).

10. Назовите злейшего врага кабана? (Волк)

11. Когда олень сбрасывает рога? (Олень сбрасывает рога в конце зимы).

Воспитатель: Ну, что ж отправляемся дальше.

Выбегает навстречу заяц.

Заяц: здравствуйте. Куда идёте, колобка несёте?

Дети: к бабушке, дедушке.

Воспитатель: пропусти, зайка, нас.

Заяц: помогите мне выполнить задание из этой книги, тогда и пропущу.

Задание: «Зимующие и перелётные птицы»

Воспитатель:до свидания, зайка (воспитатель и дети идут дальше)

- Смотрите, ребята, кто это к нам навстречу бежит?

Выбегает волк.

- Здравствуй, волк.

Волк: здравствуйте. Куда идёте, колобка несёте?

Дети: к бабушке, дедушке.

Воспитатель: пропусти нас, пожалуйста. Не задерживай.

Волк: я хочу проверить, знаете ли вы пословицы и поговорки о зиме. Если назовёте, пропущу!

Пословицы и поговорки о зиме:

*Береги свой нос большой мороз;

*Не будет снега, не будет следа;

* У февраля два друга: мороз да вьюга;

*Спасибо мороз,что снегу нанёс.

*Готовь сани летом, а телегу зимой.

Упражнение на дыхание «Погреем ладошки»

Воспитатель: наши ручки совсем замерзли. Давайте сядем на пеньки и согреем их. Подуйте тёплым воздухом на свои ладошки (дети дуют целенаправленной теплой воздушной струёй).

Воспитатель: смотрите, ребята, лисичка сидит.

- Здравствуй, лисичка (здороваются).

Лиса: здравствуйте. Куда идёте, колобка несёте?

Дети: к бабушке, дедушке.

Воспитатель: пропусти нас, лисичка. Нас дедушка с бабушкой ждут.

Лиса: Не пущу. Как же я без колобка останусь? Я его съем!

Ах, Снежок, ты так хорош,

На колобочка ты похож.

Ты такой пушистый, белый,

Кругленький и очень смелый

Ну, признайся милый мой,

Ты с начинкою какой?

Сн. колобок : Я, Колобок нежный, я, Колобок снежный. Не ешь меня, Лиса! Горлышко застудишь, болеть будешь!

Воспитатель: ребята, расскажите свойства снега? Какой он?Льда? Какой он?

Дети: холодный, мокрый, рассыпчатый, белый, пушистый, хрустящий.

Воспитатель: лёд? Какой он?

Дети: мокрый, твёрдый, скользкий, безцветный, холодный, хрупкий.

Чтение стихотворения: «Я и снег» (М. Дружинина)

Белый, вкусный снег идёт,

Попадает пямо в рот,

Если очень захочу,

Снег весь разом проглочу!

И тогда что будет, братцы?

На санях – не покататься!

И сугробов - не видать!

И в снежки-не поиграть!

И на лыжах – не побегать!

Плохо будет всем без снега!

Вот поэтому, друзья,

Снег не съем, пожалуй я!

(Обиделась Лиса и убежала).

Воспитатель: ребята, снежный колобок, вот мы и пришли к твоей избушке.

Сн. Колобок : Как же я, друзья, устал!

Сколько я друзей сыскал…

Беритесь за руки, друзья,

Жду вас в гости снова я.

Дети: Жалко нам прощаться,

С колобочком расставаться.

Но не будем унывать,

Колобка будем в гости ждать.

Воспитатель: До свидания,снежный колобок. Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы были сегодня очень внимательны, поэтом смогли помочь снежному колобку и вернуться. Но нам пора возвращаться в детский сад.

Возвращаются в детский сад под весёлую музыку.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята кто любит зиму?

За что Вы любите зиму? Свои высказывания начнем со слов:

Я люблю зиму, потому что.

Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи и рисованию в старшей группе «Дом» Цель: Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя. Задачи: Продолжать учить детей составлять творческие.

Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной логопедической группе «Весна» Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной логопедической группе «Весна» Задачи: Закреплять знания детей.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Приключения Колобка в стране гласных» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Приключения Колобка в стране гласных» Цель: обобщение пройденного материала по гласным.

Конспект НОД в первой младшей группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Доставим лекарства зверятам»Конспект НОД в первой младшей группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Доставим лекарства зверятам» виды транспорта Цель: обобщить знания детей по теме «Транспорт: наземный, воздушный и водный» Задачи: - в ходе упражнений на дыхание способствовать.

Конспект НОД в группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Наша Таня громко плачет» Цель: формировать элементарную познавательно-исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования, развивать речь Задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе «Новогодние чудеса» ГБУЗ г. Москвы «Детский бронхолегочный санаторий №23 Департамента Здравоохранения г. Москвы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе .

НОД по развитию речи, ознакомлению с окружающим и обучению грамоте в старшей логопедической группе Программные задачи: Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Формировать умение согласовывать прилагательные.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Спасем Осень» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе на тему «Спасем Осень» Цель: закрепить и расширить.

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе «Как зимуют дикие звери в лесу» Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему «Как зимуют дикие звери в лесу» Цель: Познакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе «Приключения снежного колобка»
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 17:18
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД