Конспект НОД по развитию речи и познавательному развитию «Зимушка хрустальная»

Елена Еремина
Конспект НОД по развитию речи и познавательному развитию «Зимушка хрустальная»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Улыбка»

Конспект НОД по развитию речи и познавательному развитию

«Зимушка хрустальная»

подготовительная группа

МБДОУ д/с №1 «Улыбка»

воспитатель Еремина Елена Николаевна

(подготовительная группа)

г. Осташков

Конспект НОД (занятие по сообщению новых знаний)

Форма НОД: открытое интегрированное занятие

Тема: «Зимушка хрустальная»

подготовительная группа

Программное содержание:

Цель: формирование у детей познавательных интересов.

Обучающие задачи:

продолжать обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе, учить детей различать оттенки настроений в живописи, учить детей отвечать на задаваемые вопросы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; учить рисовать снежинки нетрадиционным способом (свечой); развивать творческие способности, самостоятельность, фантазию, воображение, активность, изобразительные навыки;

Развивающие задачи:

развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи и поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ.

Воспитательные задачи:

воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию; продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворений; прививать чуткость к поэтическому слову;

Словарная работа:

старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей, лазурь.

Оборудование:

музыкальный центр, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Демонстрационный материал:

аудиозапись музыкального произведения: П. И. Чайковский «Зимние грезы», образцы снежинок, нарисованные нетрадиционным способом (свечой).

Раздаточный материал:

белые листы плотной бумаги на каждого ребенка, акварельные краски, кисти свечки, салфетки.

Предварительная работа с детьми:

наблюдения за зимними явлениями в природе; рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы; чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов.

Предварительная работа воспитателя:

подготовить к занятию видео презентацию, необходимые атрибуты, раздаточный материал.

Индивидуальная работа:

заучивание наизусть стихотворений, пословиц о зиме (Соня Морозова, Милана Кудрявкина, Богдан Барулин, Степа Букатка).

Структура НОД:

1. Вводная часть.

• вопросы о зиме

2. Основная часть.

• беседа о старинных названиях зимних месяцев

• игра «Зимние приметы»

• называние детьми пословиц о зиме

• смысловой разбор пословиц

• физкультминутка

• знакомство детей с картинами русских художников

• обсуждение картин, их сравнение

• игра «Добавь родственное слово по смыслу»

• продуктивная деятельность

3. Заключительная часть.

• анализ занятия

• подведение итогов

Ход занятия:

Дети заходят в зал под музыку, приветствуют гостей

(на доске 1 слайд)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Дети: Зима.

Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а мы с вами в какой стране живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Скажите пожалуйста какая же у нас русская зима?

Ответы детей: Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.

Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

Воспитатель: У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано (2 слайд).

Воспитатель: А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег (3 слайд).

Воспитатель: А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку (4 слайд).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игу «Зимние приметы», я буду зачитывать приметы, а вы должны назвать к какой погоде эта примета.

Игра «Зимние приметы»

Воспитатель: Если ночь морозная,

Тихая и звездная,

Дым из труб идет столбом …

Дети: Значит, ясно будет днем (5 слайд)

Воспитатель: Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга …

Дети: Жди метели (6 слайд).

Воспитатель: Если рыба зимним днем

Ходит прямо подо льдом,

И об лед стучит хвостом –

Значит без сомнения …

Дети: Ждите потепления (7 слайд)

Воспитатель: Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

Достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно …

Дети: Будет ясно и морозно (8 слайд).

Воспитатель: А вы знаете пословицы о зиме?

Дети: Береги нос в большой мороз.

Сугроб да вьюга – два друга.

В зимний холод всякий молод.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Зима без снега – лето без хлеба.

Холодная зима – жаркое лето.

Зимою вьюга – летом ненастье.

Спасибо, мороз, что снегу принес.

Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.

Воспитатель разбирает вместе с детьми 1–2 пословицы.

Воспитатель: Поэты, художники, композиторы передают свое настроение зимы в музыке, стихах, в красках. И вот сейчас посмотрим картины русских художников.

(Дети вместе с воспитателем рассматривают их под музыку П. И. Чайковского «Зимние грезы»).

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем похожи эти картины?

Дети: Пейзаж, зима, деревья.

Воспитатель: Чем они отличаются?

Дети: Время суток, цвета и др.

Воспитатель: Посмотрите, как художники изобразили снег? От чего зависит цвет снега?

Дети: От окружающих предметов, от погоды, от времени суток, от освещения.

Воспитатель: А действительно, снег может создать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности, как, и показано на этих картинах. Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства.

Воспитатель: А какое настроение вызывает у вас картина «Иней» Ивана Вельца?

(9 слайд)

Воспитатель: Какая она?

Дети: Таинственная, тревожная, грустная, волшебная, сказочная и т. д.).

Воспитатель: Почему вы так решили? (Ответы детей).

Воспитатель: А «Февральская лазурь» Игоря Грабаря? Почему художник ее так назвал? Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (10 слайд)

Дети: Хорошее настроение, радость, веселье, восторг и т. д.

Воспитатель: Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как художники, используя краски, передают настроение зимы. На первый взгляд посмотришь, все картины одинаковы, но если приглядеться, то можно увидеть, что они все разные и это все потому, что зима у нас разная. Она бывает то радостная, то грустная или тихая, спокойная.

Воспитатель: Когда вы слышите слово «зима», что вы представляете?

Дети: Снег, мороз, лёд, вьюга и др.

Воспитатель: Самое главное, что мы ждём от зимы – это конечно снег.

Воспитатель: Я начну читать стихотворение И. Лопухиной «Снегопад», а вы, пожалуйста, добавляйте по смыслу слова – родственные слову «снег».

- Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… снег.

С неба все скользят пушинки-

Серебристые… снежинки.

На посёлки, на лужок

Всё снижается … снежок.

Вот веселье для ребят

Всё сильнее снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … снежки.

Словно в белый пуховик

Нарядился… снеговик.

Рядом- снежная фигурка –

Это девочка… Снегурка.

На снегу-то, посмотри, -

С красной грудкой… снегири.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… снег.

Воспитатель: Так какие родственные слова слову «снег» мы с вами подобрали?

Дети: Снеговик, Снегурочка, снегири и т. д.

Воспитатель: А знаете ли вы, что такое снежинки и где они образуются?

Дети: Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристаллов.

Воспитатель: На что похожи снежинки?

Можно их поймать и рассмотреть. Иногда они склеиваются и большими хлопьями падают на землю.

Посмотри, как блестит,

Под ногами хрустит.

Беленький снежок, лёгкий, как пушок.

Дует, дует ветерок,

И летит, летит снежок,

Закружился, заблестел,

Над полянкой полетел.

А потом на землю пал,

До весны там пролежал.

Воспитатель: Почему в сильный мороз снег скрипит под ногами?

Дети: Потому, что ломаются лучики снежинок.

Воспитатель: Предлагаю нарисовать снежинки необычным способом - свечой, а потом покрыть лист акварелью и вы увидите, как произойдет волшебство

(11 слайд).

Проходите к столам. Посмотрите, как я это делаю.

Воспитатель: - Сначала найду середину на листе бумаги и обозначу ее точкой.

Теперь отступлю немного вверх от середины и проведу через середину сверху вниз прямую линию.

Теперь от верхнего правого угла к нижнему левому углу через середину проведу прямую линию.

Затем от верхнего левого угла через середину к нижнему правому углу проведу прямую линию.

А вот теперь затонирую весь лист акварельной краской голубого цвета. Для этого я возьму кисть в правую руку. Обмакну ее в стакан с водой и лишнюю воду с ворса сниму об край стакана. Сейчас наберу на ворс краску голубого цвета и всем

ворсом кисти слева направо тонирую лист. У меня проявилась нарисованная свечой снежинка. Настоящее волшебство!

А теперь вы, волшебники, фантазируйте и рисуйте!

Продуктивная деятельность (звучит спокойная музыка).

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте посмотрим, какие у вас получились красивые снежинки. Молодцы! Сегодня вы были настоящими волшебниками. У вас получился целый снегопад!

Воспитатель: Ребята, расскажите, чему вы сегодня учились? Что нового вы узнали?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Всем спасибо. Не забудьте прибраться на столе, чтобы в группе было чисто и уютно.

Публикации по теме:

Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима» Автор: Толкачева Анна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5 пгт. Нижний Одес». Описание работы: предлагаю вам конспект образовательной.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Зимушка-зима» в средней группе Алия Батырова Занятие на тему:" Зимушка-Зима" в средней возрастной группе. Образовательная область: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи «Семья» Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна Возрастная категория: средняя группа (4-5 лет). Время использования: при изучении лексической.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимушка-зима» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Зимушка – зима» Цель: обобщить знания детей о зиме, зимних месяцах;.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимушка-зима» Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по развитию речи. Тема: Зимушка – зима. Образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гости Зимушка пришла»Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гости Зимушка пришла» Цель: Дать детям представление о зиме, о ее природных явлениях. Активизировать детский словарный запас на тему «Зима». Развивать воображение.

Конспект образовательного мероприятия по познавательному развитию «Зимушка-зима» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно.

Конспект по развитию речи на прогулке во второй младшей группе «Зимушка зима» Автор: Ульчиц О. В. воспитатель ОДО ГБОУ школы №202 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Цель: Закрепить знания детей о зиме, явлениях природы,.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»[/b] Образовательные цели: Активизация предметного, глагольного.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимушка, зима!» Занятие по развитию речи «Зимушка, зима!» Автор: Шехоркина Екатерина Александровна, воспитатель МДОУ № 94 «Вишенка» Описание материала:.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи и познавательному развитию «Зимушка хрустальная»
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 18:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Педагогическая гостиная для педагогов Центра помощи детям «Восхождение».
Уважаемые коллеги, приветствую вас на своей страничке и предлагаю вам конспект педагогической гостиной для молодых специалистов. Мы проводили такую...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А....
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности...
Конструкт урока в 4 классе по английскому языку «Shopping for food»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Арамиль Конструкт урока по английскому языку в 4 классе по...
Фотоотчёт о занятии по лепке с детьми 5–6 лет на тему «Медведь»
Лепка является одним из самых любимых занятий детей. На тематической неделе «Дикие животные» предложила ребятам слепить бурого медведя. Сразу услышала от...
Консультация для учителей «От конспекта урока к технологической карте»
От конспекта урока к технологической карте. Технологическая карта урока- это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное...