Приложение МААМ

Конспект НОД по развитию речи «О старинных традициях дагестанской семьи» в средней группе (11 фото)

Османова Ольга Сайгидовна
Конспект НОД по развитию речи «О старинных традициях дагестанской семьи» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по развитию речи «О старинных традициях дагестанской семьи» в средней группе

Задачи:

Образовательные: Дать представление о некоторых старинных семейных традициях русского народа. Продолжать знакомить с традициями дагестанской семьи. Закрепить умение выделять основные отличия сюжетных картинок и обосновывать свой ответ в речи. Обогащать активный словарь детей (существительные- традиция, обряд; прилагательное- старинный)

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „О старинных традициях дагестанской семьи“ в средней группе» размещена в разделах

Развивающие : Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, делать умозаключение.

Воспитательные: Пробуждать уважение и интерес к традициям русского и дагестанского народов.

Материал: Письмо, видеокамера, картинки (жизнь русского и дагестанского народов, стихотворение З. Акимовой «К дедушке в гости», пословицы, русская народная музыка.

Предварительная работа: Беседа «Моя дагестанская семья», рассказывание на тему «Семья», рассматривание иллюстраций, картин с изображением семьи, чтение дагестанских пословиц и поговорок о семье, разучивание стихов и песен.

Ход занятия

Воспитатель- Ребята! Сегодня на адрес нашего детского сада пришло письмо из города Москвы. Пишет нам директор детского музея «Дом семейных традиций» Наталья Александровна. Послушайте. (Воспитатель читает письмо)

Фото «О старинных традициях дагестанской семьи»

Здравствуйте, ребята!

Пишет вам директор детского музея «Дом семейных традиций». Этот музей находится в городе Москве. Наш выездной музей-это своеобразная волшебная машина времени, где дети из московских детских садов и их родителей путешествуют по страницам истории своей семьи и своего народа, участвуя в различных событиях. В нашем музее много разных экспонатов-предметов обихода, которыми пользовались на Руси. Мы знакомы с семейными традициями русского народа. Нам очень хотелось бы узнать о том, какие традиции чтут в дагестанской семье, чтобы затем организовать выставку для наших маленьких посетителей и рассказать о традициях. А мы в свою очередь познакомим вас с некоторыми семейными традициями русского народа. В подарок мы выслали вам электронный журнал, с помощью которого вы о семейных традициях русского народа. До свидания! Ждем от вас ответа.

С уважением Наталья Александровна

Воспитатель- Ребята, как мы можем помочь сотрудникам музея?

Дети- Мы можем снять видеофильм о традициях дагестанской семьи.

Воспитатель- Конечно, ребята, мы снимем видеофильм, в котором расскажем о традициях дагестанской семьи. Давайте установим камеру и начнем знакомить наших друзей из Москвы с традициями дагестанской семьи. Согласны?

Конспект НОД по развитию речи  в средней группе - фото

Воспитатель- Ребята, что такое семья? (Ответы детей)

Воспитатель- А сейчас я предлагаю вам посмотреть на эти две картинки. Что изображено на них? (Ответы детей)

Воспитатель- Да, ребята, на этих картинках изображена дагестанская семья. Скажите, чем эти семьи отличаются друг от друга?

Фото №1 Задачи Образовательные Дать представление о некоторых старинных

Дети- На первой картинке изображена современная семья, а на второй старинная семья.

Воспитатель- Почему вы решили, что это современная семья? (Рассуждения детей). Почему вы думаете, что это семья, которая жила в старину? (Ответы детей)

Воспитатель- Ребята, как вы думаете. Что такое семейные традиции?

Дети- Традиции- это то, что в дагестанской семье любят делать все вместе. В некоторых дагестанских семьях- это отмечать семейные праздники, проводить выходные дни в селе у бабушки и дедушки, в других- ходить в музей, на выставки, читать книги.

Воспитатель- Ребята, посмотрите на картинку, где показаны русские народные традиции (Картинка с изображением хлеба и соли) Как вы думаете, о какой традиции русского народа идет речь? (Ответы детей)

Воспитатель- На Руси существовала традиция, связанная с хлебом и солью. Раньше гостей встречали хлебом-солью, кланялись в пояс, показывая свое уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел. А как встречали гостя в дагестанской семье?

Первый ребенок- Увидев гостя, хозяин выходил навстречу, приветствуя словами: «Добро пожаловать! К добру будет Ваш приезд!» Всаднику. старшему по возрасту, помогали слезть с коня, снять одежду, снаряжение.

Второй ребенок- Гостя приглашают в кунацкую комнату, сажают на почетное место. Хозяин интересуется о его здоровье, о родственниках, потом спрашивает о новостях.

Третий ребенок- Стол накрывают быстро, предлагают гостью лучшую еду из того, что есть в доме. Его сажают на почетное место за столом.

Четвертый ребенок- Хозяева следят, чтобы гость съел как можно больше. Нельзя съесть свою порцию раньше гостя.

Пятый ребенок- Постель для гостя готовят в отдельной комнате, пожелав спокойной ночи.

Шестой ребенок- Провожают за ворота дома, до края аула. Расставаясь, желают: «Счастливого пути!» Настоятельно просят заходить еще.

Воспитатель- Молодцы, ребята! А сейчас мы поговорим о русских традициях. На экране появляется картинка с изображением младенца. Как вы думаете, какая могла быть традиция на Руси, связанная с ребенком? (Ответы детей)

Воспитатель- Когда ребенка купали первый раз. В таз с водой опускали уголек, зернышко, монетку. Зачем? (Ответы детей)

Воспитатель- Отпуская предметы в воду, приговаривали:

Уголек- пускай всегда в доме будет тепло,

Зерно- будет всегда сыт.

Монета- будь всегда богат.

Воспитатель- Какая традиция, связанная с рождением ребенка, существовала в дагестанской семье.

Дети- Наречением имени.

Воспитатель-А теперь, посмотрите, что же изображено на следующей странице нашего электронного журнала о русских семейных традициях?

Дети- Мы видим, как девочка помогает своей маме мыть посуду. Подметать пол, месить тесто, а мальчик ведет коня на водопой, помогает отцу косить траву, кормить скот.

Фото №2 Семейные традиции обычаи ценности семейных традициях русского народа

Воспитатель- Ребята, вы знаете, что труд- это тоже одна из давних традиций дагестанской семьи. Раньше родители, уходя в поле на работу, брали с собой и своих детей. Одни приносили родниковую воду, другие присматривали за малолетними детьми, третьи помогали косить траву, собирать урожай, перевозить сено. Возвращаться домой с пустыми руками в горах было непринято. Подражая старшим, дети прихватывали с собой охапку хвороста или мешок с набитой травой для скота. Девочек учили самостоятельно стирать белье, убирать помещения, печь хлеб, готовить еду, шить, вышивать. Когда мама укладывала малыша спать, девочка качала люльку. А мальчиков приучали к мужским видам труда: пасти скот, ухаживать за ним, подавать корм, охранять огороды, возить с поля на арбе урожай, рубить дрова.

Воспитатель- Послушайте стихотворение З. Акимовой о послушном, трудолюбивом мальчике Магомеде «К дедушке в гости»

К дедушке в гости спешил Магомед,

Вкусных лепешек отведать в обед.

Мама, сынка провожая, сказала:

«Слушай, сыночек, ты деда Сурхая,

В поле пойди, помоги старику,

С речки воды принеси ты ему,

Сено, сыночек, сложи ты в стога,

Чтобы Буренка дала молока!»

Выслушал маму сынок Магомед,

Деду Сурхаю понес он обед,

Выполол грядки и сено косил,

Деду он с речки воды наносил.

Воспитатель- Ребята, кто запомнил. Какие поручения давала мама своему сыну Магомеду?

Дети- Пойти в поле, помочь дедушке принести с речки воду, сложить сено в стога.

Фото №3 Продолжать знакомить с традициями

Воспитатель- Выполнил ли Магомед поручения мамы? (Ответы детей)

Воспитатель- Ребята, а как вы помогаете своим родителям (Ответы детей)

Воспитатель- Молодцы. Какие вы хорошие помощники своим мамам и папам! А знаете ли вы дагестанские пословицы о труде? Я начну говорить пословицу, а вы продолжайте.

«Без труда нет жизни….на земле (дарг)

«Сидя дома, хлеба…. не найдешь» (даг)

«Дерево ценится плодами, человек…. трудами»(даг)

«Поле засевают не словами, а…. семенами» (лак)

«Пока спина не взмокнет- поле не….вспашешь» (аварс)

«Будете дружно работать-будет работа…легка» (дарг)

Воспитатель- А теперь продолжим беседу о русских семейных традициях. Посмотрите, здесь изображен праздник, который отмечали на Руси в далеком прошлом, а также празднуют и в наши дни. О каком празднике идет речь? (Ответы детей)

Воспитатель- С давних времен Масленица- самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и отмечают целую неделю. Масленица приходит с блинами да с пирогами, с играми да с забавами. Все радуются, что прошла зима и наступает весна.

Фото №4 Дагестан дагестанской семьи

Проводится русская народная игра «Ручеек»

Фото №5 Закрепить умение выделять основные отличия сюжетных картинок и обосновывать свой ответ в речи

Воспитатель- Какие дагестанские народные семейные праздники вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель- Правильно! Это Навруз-барам, Праздник первой борозды, Праздник черешни. А что делали люди на праздниках?

Фото №6 Все конспекты Развитие речи

Дети- Готовились к встрече гостей, ходили друг другу в гости, дарили подарки, пели песни, состязались в беге, играли.

Воспитатель- Конечно, ребята, во время праздника люди веселились. Предлагаю поиграть в дагестанскую народную игру «Волк и овцы»

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

Выбирают “волка”. Остальные игроки называют пастуха, становятся за ним в колонну, причем каждый держится за талию впереди стоящего. Волк обращается к “пастуху” : «Целую зиму ничего не ел и страшно проголодался, дай мне одну овцу!»

Пастух: «Не дам!»

Волк: «Тогда отберу силой».

Пастух: «Попробуй, если сможешь!»

После этих слов “волк” старается ловить “овец”, нападая на хвост колонны. “Пастух” должен защищать “овец” от “волка”. Пойманные “овцы” выходят из круга.

Воспитатель- Молодцы, ребята! А теперь посмотрим, что же изображено на последней странице электронного журнала о русских семейных традициях. Кто это?

Дети- Кошка-мурлыка.

Воспитатель-А знаете ли вы, что на Руси была традиция, связанная с кошкой. При переезде в новый дом первой в жилище пускали кошку. Люди верили, что кошка оберегает и защищает дом от всех бед. Ребята, какая традиция существовала у некоторых народов Дагестана при постройке нового дома? (Ответы детей)

Фото №7 Воспитательные Пробуждать уважение и интерес к традициям русского и дагестанского народов

Воспитатель- Да, на стенах вновь построенных домов горцы рисовали ладонь руки или прикладывали ладонь руки к стене, чтобы удалить из дома злых духов. Вот такие традиции существовали у дагестанской семьи.

Ребята, какой замечательный получился у нас с вами видеофильм о традициях дагестанской семьи! Как вы думаете, поможет он директору детского музея «Дом семейных традиций» Наталье Александровне познакомить маленьких москвичей с традициями дагестанской семьи? Почему?

Дети- Да, поможет, потому что мы рассказали о традициях гостеприимства, о праздниках, о трудовых традициях дагестанской семьи.

Воспитатель- Я согласна с вами, что видеофильм поможет рассказать маленьким москвичам о традициях дагестанской семьи и им захочется приехать в наш горный край- Дагестан. Мы будем им очень рады, встретим их с дагестанским гостеприимством.

Фото №8 Материал Письмо видеокамера картинки жизнь русского и дагестанского народов стихотворение З
Публикации по теме:

Конспект НОД в средней группе по развитию речи «Филин»Конспект НОД в средней группе по развитию речи «Филин» Тема: «Филин» Возрастная группа:средняя группа Программное содержание: Расширять знания детей о жизни филина в лесу. Воспитывать любовь.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Лиса и рак»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Лиса и рак» Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: познакомить детей с русской народной сказкой.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «О дружбе и друзьях»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «О дружбе и друзьях» Программное содержание. Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звук [ш]»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звук [ш]» Программные задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звука [ш] в словах и фразах, развивать фонематический слух, упражнять.

Конспект НОД в средней группе по развитию речиКонспект НОД в средней группе по развитию речи Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Тема: Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и.

Конспект по развитию речи в средней группе Рассказывание по набору игрушек. Дидактическая игра «Животные и их детёныши». Задачи: Учить детей по набору игрушек составлять короткий.

Конспект по развитию речи в средней группе «Подружки-затейницы» Реализуемые образовательные области: «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Ц]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Ц]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Звук [Ц] Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звука [Ц] в изолированном.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [С], [С’]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [С], [С’]» Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение [С-С'] в изолированном виде, в словах и фразах; активировать словарь детей;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «О старинных традициях дагестанской семьи» в средней группе
Опубликовано: 29 января 2021 в 18:08
+595Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи «О старинных традициях дагестанской семьи» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Османова Ольга Сайгидовна (УИ 1422729) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 206.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД