Людмила Фильчакова
Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»
Подготовила: воспитатель Фильчакова Л. И.
Цель: обучать детей пересказу литературного текста с помощью серии картинок
Задачи:
Образовательные
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Пересказ рассказа Е, Чарушина „Курочка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Курица, курочка. Занятия, игры, поделки
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Продолжать обучать детей в умении рассказывать содержание рассказа, с использованием наглядной опоры,
закреплять умение составлять рассказ связно, в логической последовательности, закреплять знания о домашних птицах; развивать умение детей называть птиц во множественном числе.
Развивающие
Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.
Воспитательные
Воспитывать доброе отношение к домашним животным, уважение к родителям, воспитывать желание говорить как взрослые, понятно для слушателей отвечать на вопросы, понятно.
Методы и приемы
-Артикуляционная гимнастика;
- Рассматривание картины «Курочка и цыплята»;
- Подвижная игра «Наседка и цыплята»;
- Чтение рассказа Е. Чарушина «Курочка»;
- Дидактическая игра «Один - много».
- Пальчиковая гимнастика
Оборудование и средства
Перо, картинки с изображением домашних птиц, иллюстрации для последовательного пересказа рассказа «птичий двор», мяч, маски, костюм наседки, рассказ Е. Чарушина «Курочка».
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц
-просмотр мультфильма «Гадкий утенок»
-наблюдение за птицами во время прогулки
-проведение НОД по изображению домашних птиц
- разучивание физкультминутки
Планируемый результат: Пересказ детьми короткого рассказа с использованием картинок.
Ход занятия
Организационный момент
«Милый друг»
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, вы любите ходить в гости?
Дети: Да!
Я предлагаю вам отправиться в гости. А вот к кому, попробуйте отгадать.
Организационный этап
Посмотрите, что у меня в руках.
Воспитатель показывает детям небольшое пуховое белое перышко.
- Что это? (Перышко) .
- Какое оно – черное или белое?
- Гладкое или пушистое? - Длинное или короткое?
- Легкое или тяжелое?
- Перышко это не простое, а волшебное:
Стоит на него подуть,
И оно покажет путь
В какую сторону идти,
Чтоб хозяина найти.
- Интересно, кто хозяин этого перышка? (Ответы детей) .
Воспитатель. Положила перышко на ладонь вытянутой руки и протянула руку к детям: попросила всех вместе по команде подуть на волшебное перышко:
«Раз, два, три - перышко лети!».
Давайте отправимся за перышком.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель:
Привело нас перышко на птичий двор. А как вы думаете, почему он называется птичьим двором? Там живут птицы: гуси, утки, индюки, курицы. А какие – это птицы? (домашние птицы). Значит, птичий двор – это двор, где живут домашние птицы.
Молодцы.
На птичьем дворе много птиц, а чтобы узнать, какой птице принадлежит перышко, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Отгадывание загадок:
1. «Кудахчет, кудахчет, детей созывает, всех под крыло собирает». Кто это? (Курица)-это, когда одна.
А как мы скажем, если их много? (курицы)
- Какого цвета курица, какая она? (белая)
-А как можно ласково назвать курицу? (курочка)
2. «Весь я золотистый, Мягкий и пушистый. Я у курицы - ребёнок,
А зовут меня.».
А кто вылупляется из яйца курицы? (цыпленок) –один цыпленок.
А как мы скажем, если их много? (цыплята)
Расскажите, какого цвета цыпленок, какой он? (жёлтый, золотистый)
-Как можно назвать ласково цыпленка? (цыпленочек)
Чем они похожи курочка и цыпленок? (Есть голова, глазки, крылышки)
Присмотритесь к ним, чем они не похожи? (курочка – большая, цыпленок - маленький)
А по характеру курица - мама какая? (большая, добрая, заботливая, внимательная).
Воспитатель: А сейчас мы познакомимся с рассказом «Курочка», который написал детский писатель Евгений Иванович Чарушин. У него все рассказы о животных и о птицах.
Слушаем и смотрим внимательно, потому что мы будем отвечать на вопросы.
Читается рассказ с показом по иллюстрации.
- Вы слышали новое слово – заквохтала. Это означает, что курочка так говорит : квох- квох- квох. Давайте вместе скажем – заквохтала.
Вопросы к детям:
- Как называется рассказ? (Курочка) .
- Кто его написал?
- Где курочка с цыплятами ходила? (По двору) .
- Что случилось? (Пошел дождик) .
- Что сделала курочка? (На землю присела, все
перышки растопырила и заквохтала) .
- Как цыплята прятались под крылышки курицы?
(Один совсем спрятался, у него только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает) .
- А кто не спрятался? (Два цыпленка) .
- Что они стали делать? (стоят, пищат и удивляются: что это им на голову капает) .
Основной этап
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам превратиться в цыплят. оденьте маски.
Игра «Наседка и цыплята» (под музыку) .
Воспитатель: Давайте скорее играть, выходите на лужок и вставайте все в кружок. Я, буду курочка – мама, а вы цыплята. Когда светит солнце, цыплята бегают, зерна клюют. Начинается дождик – к маме бегут.
Игра проводится 2 раза.
Чтение рассказа 2-ой раз.
Воспитатель: Сейчас вы будете пересказывать рассказ Е, Чарушина «Курочка», а помогут вам иллюстрации.
- Кто хочет рассказать про курочку?
Предлагается, двоим детям составить краткий пересказ рассказа, с использованием иллюстраций.
- Сейчас, Ева расскажет : как называется рассказ? Что делала курочка с цыплятами? Что произошло потом? Что курочка сделала, когда пошел дождь? А, Елисей М. продолжит, что же было дальше. Все ли цыплята спрятались под крылом у курочки? Что сделали два цыпленка? Чему удивляются?
Воспитатель. А давайте, ребята, немного отдохнем.
– Давайте поможем маме найти и посчитать цыплят. Все встали.
Пальчиковая гимнастика
Один, два, три, четыре, пять
Будем мы цыплят считать
Первый– цыпленок на крыльце,
Второй – цыпленок в яйце,
Третий –цыпленок самый смелый,
А четвертый – самый белый,
Пятый маленький цыпленок
Кушать захотел спросонок.
Воспитатель. Теперь нужно пересказать рассказ целиком.
Предложить одному из детей пересказать рассказ целиком.
Дидактическая игра «Один – много» с мячом.
Воспитатель. Я вам предлагаю поиграть еще в одну
игру, которая называется «Один – много».
Курица – много кур
Цыпленок – много цыплят
Гусь – много гусей
Утка – много уток
Петух – много петухов
Селезень – много селезней
Гусенок – много гусят
Гусыня – много гусынь
Заключительный этап
Воспитатель. Наше занятие подходит к концу. Чем мы сегодня с вами занимались? (Пересказывали рассказ). Как называется рассказ? Кто его написал? А правильно ли поступили 2 цыпленка? Что с ними могло произойти? А вы слушаетесь своих родителей? А курочка еще приготовила сюрприз – вот это раскраски. Эти раскраски заберете домой, аккуратно раскрасите. И расскажите родителям рассказ, с которым мы сегодня познакомились. И всегда старайтесь слушаться взрослых.
А сейчас наше занятие закончилось. Скажем нашим гостям, до свидания.
Спасибо за внимание.