Надежда Студеникина
Конспект НОД по развитию речи по картине В. М. Васнецова «Алёнушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: - Уточнять представления об эмоциональной лексике (повторение всех знакомых эмоциональных состояний – радости, грусти, страха, удивления, отвращения).
- Обратить внимание на разнообразие выразительных движений одного и того же эмоционального состояния.
- Импровизировать в создании выразительной фигуры, отображающей особенности эмоционального состояния с помощью игры «Море волнуется раз…»
- Учить понимать настроение персонажей в сюжетной картине В. М. Васнецова «Алёнушка».
Публикация «Конспект НОД по развитию речи по картине В, М, Васнецова „Алёнушка“» размещена в разделах
- Васнецов В.М., художник
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы послушайте внимательно и дайте ему название:
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Воспитатель: - Как бы вы назвали это стихотворение?
Дети: - Веселье, хорошее настроение.
Воспитатель: - Можно назвать и так. К. И. Чуковский, автор этого стихотворения. Назвал его «Радость».
- Какими словами можно передать состояние радости?
Дети: - Весёлый, радостный; смеяться, хохотать, танцевать, хлопать в ладоши.
Воспитатель: - А как другими словами можно сказать про радостного человека?
Дети: - Счастливый, летящий, парящий, на «седьмом небе» от счастья.
Воспитатель: - Когда про человека говорят, что он «повесил нос», «как в воду опущенный», «повесил нос», что это означает?
Дети: - Огорчённый, печальный, грустный, переживает, печалится.
Воспитатель: - Найдите другие слова для передачи этого состояния.
Может быть вы слышали их в сказках?
Дети: - Кручинится, горюет, закручинился, залился слезами.
Аналогично предлагается подобрать близкие по смыслу слова к другим эмоциональным состояниям (страху, удивлению, отвращению).
Затем воспитатель читает стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок».
Жил на свете старичок Ги-ги-ги
Маленького роста, Да га-га-га,
И смеялся старичок Го-го-го
Чрезвычайно просто: Да буль-буль!
«Ха-ха-ха А увидя стрекозу,
Да хе-хе-хе, Страшно рассердился
Хи-хи-хи Но от смеха на траву
Да бух-бух! Так и повалился:
Бу-бу-бу «Гы-гы-гы
Да бе-бе-бе, Да гу-гу-гу,
Динь- динь-динь Го-го-го
Да трюх-трюх!» Да бах-бах!
Раз, увидя паучка, Ой, ребята!
Страшно испугался, Не могу!
Но, схватившись за бока, Ой, ребята!
Громко рассмеялся: Ах, ах!»
«Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо
Да гуль-гуль!
Воспитатель: - Действительно, как заразительно смеялся старичок.
Он не просто сеялся, а…
Дети: -Хохотал; громко смеялся, схватившись за бока; от смеха на траву так и повалился.
Воспитатель: - Да, как вы уже поняли, состояние радости сопровождается
различными выразительными движениями: мы прыгаем, хлопаем в ладоши, держимся за бока, от смеха падаем на траву. Радость или зло, можно выражать с помощью движений по-разному.
-Давайте попробуем позлиться: как два барана на мосту; как ребёнок, у которого не получается рисунок; как медведь, который хочет прогнать со своего участка незванного гостя.
- Покажите, как испугается мышка, увидевшая кошку, как испугается ёжик (сворачивается в клубок). Иногда про человека, который чего-то сильно боится, говорят, что он «дрожит, как осиновый лист». Это как? Покажите.
-Теперь попробуем поулыбаться: как кот, который греется на солнышке; как хитрая лиса; как злой Карабас-Барабас; как озорной Буратино.
-Как вы понимайте, что обозначают слова: радость, злость, удивление, страх, грусть, отвращение, стыд?
Дети: - Ответы детей.
Воспитатель: - Вы можете различить, когда радуется, а когда грустит или злится?
Дети: - Ответы детей.
Воспитатель: - А как узнать, что человеку стыдно.
Дети: - Ответы детей.
Воспитатель: - Если человек испытывает отвращение, как мы узнаем об этом?
В середине занятия проводится игра, в которой ведущий взрослый предлагает детям изобразить определё нную фигуру: «Море волнуется - раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Весёлая (робкая, безразличная, злая, унылая, хмурая, довольная, спокойная, и т. д.)
После этого на стенде выставляется репродукция картины В. М. Васнецова «Алёнушка». Дети молча рассматривают её.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, как называется эта картинаи кто её автор
Дети: - Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно. Это картина В. М. Васнецова «Алёнушка».
-Ребята, скажите, что случилось с Алёнушкой?
Дети: - Она грустит.
Воспитатель: - Какое у неё лицо?
Дети: - Печальное.
Воспитатель: - Почему она так сидит?
Дети: - Плачет, ждёт братика.
Воспитатель: - Какое чувство вы испытываете к этой девочке?
Дети: - Жалость.
Воспитатель: - Что хочется сказать девочке, чтобы она не грустила, не печалилась?
Дети: - «Не печалься Алёнушка».
Воспитатель: - Какую сказку вы вспоминаете?
Дети: - «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Воспитатель: - Правильно, русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».