МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи по картине В. М. Васнецова «Алёнушка»

Надежда Студеникина
Конспект НОД по развитию речи по картине В. М. Васнецова «Алёнушка»

Цель занятия: - Уточнять представления об эмоциональной лексике (повторение всех знакомых эмоциональных состояний – радости, грусти, страха, удивления, отвращения).

- Обратить внимание на разнообразие выразительных движений одного и того же эмоционального состояния.

- Импровизировать в создании выразительной фигуры, отображающей особенности эмоционального состояния с помощью игры «Море волнуется раз…»

- Учить понимать настроение персонажей в сюжетной картине В. М. Васнецова «Алёнушка».

Публикация «Конспект НОД по развитию речи по картине В, М, Васнецова „Алёнушка“» размещена в разделах

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы послушайте внимательно и дайте ему название:

Рады, рады, рады

Светлые берёзы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Тёмные осины,

И на них от радости

Воспитатель: - Как бы вы назвали это стихотворение?

Дети: - Веселье, хорошее настроение.

Воспитатель: - Можно назвать и так. К. И. Чуковский, автор этого стихотворения. Назвал его «Радость».

- Какими словами можно передать состояние радости?

Дети: - Весёлый, радостный; смеяться, хохотать, танцевать, хлопать в ладоши.

Воспитатель: - А как другими словами можно сказать про радостного человека?

Дети: - Счастливый, летящий, парящий, на «седьмом небе» от счастья.

Воспитатель: - Когда про человека говорят, что он «повесил нос», «как в воду опущенный», «повесил нос», что это означает?

Дети: - Огорчённый, печальный, грустный, переживает, печалится.

Воспитатель: - Найдите другие слова для передачи этого состояния.

Может быть вы слышали их в сказках?

Дети: - Кручинится, горюет, закручинился, залился слезами.

Аналогично предлагается подобрать близкие по смыслу слова к другим эмоциональным состояниям (страху, удивлению, отвращению).

Затем воспитатель читает стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок».

Жил на свете старичок Ги-ги-ги

Маленького роста, Да га-га-га,

И смеялся старичок Го-го-го

Чрезвычайно просто: Да буль-буль!

«Ха-ха-ха А увидя стрекозу,

Да хе-хе-хе, Страшно рассердился

Хи-хи-хи Но от смеха на траву

Да бух-бух! Так и повалился:

Бу-бу-бу «Гы-гы-гы

Да бе-бе-бе, Да гу-гу-гу,

Динь- динь-динь Го-го-го

Да трюх-трюх!» Да бах-бах!

Раз, увидя паучка, Ой, ребята!

Страшно испугался, Не могу!

Но, схватившись за бока, Ой, ребята!

Громко рассмеялся: Ах, ах!»

«Хи-хи-хи

Да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо

Да гуль-гуль!

Воспитатель: - Действительно, как заразительно смеялся старичок.

Он не просто сеялся, а…

Дети: -Хохотал; громко смеялся, схватившись за бока; от смеха на траву так и повалился.

Воспитатель: - Да, как вы уже поняли, состояние радости сопровождается

различными выразительными движениями: мы прыгаем, хлопаем в ладоши, держимся за бока, от смеха падаем на траву. Радость или зло, можно выражать с помощью движений по-разному.

-Давайте попробуем позлиться: как два барана на мосту; как ребёнок, у которого не получается рисунок; как медведь, который хочет прогнать со своего участка незванного гостя.

- Покажите, как испугается мышка, увидевшая кошку, как испугается ёжик (сворачивается в клубок). Иногда про человека, который чего-то сильно боится, говорят, что он «дрожит, как осиновый лист». Это как? Покажите.

-Теперь попробуем поулыбаться: как кот, который греется на солнышке; как хитрая лиса; как злой Карабас-Барабас; как озорной Буратино.

-Как вы понимайте, что обозначают слова: радость, злость, удивление, страх, грусть, отвращение, стыд?

Дети: - Ответы детей.

Воспитатель: - Вы можете различить, когда радуется, а когда грустит или злится?

Дети: - Ответы детей.

Воспитатель: - А как узнать, что человеку стыдно.

Дети: - Ответы детей.

Воспитатель: - Если человек испытывает отвращение, как мы узнаем об этом?

В середине занятия проводится игра, в которой ведущий взрослый предлагает детям изобразить определё нную фигуру: «Море волнуется - раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Весёлая (робкая, безразличная, злая, унылая, хмурая, довольная, спокойная, и т. д.)

После этого на стенде выставляется репродукция картины В. М. Васнецова «Алёнушка». Дети молча рассматривают её.

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, как называется эта картинаи кто её автор

Дети: - Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно. Это картина В. М. Васнецова «Алёнушка».

-Ребята, скажите, что случилось с Алёнушкой?

Дети: - Она грустит.

Воспитатель: - Какое у неё лицо?

Дети: - Печальное.

Воспитатель: - Почему она так сидит?

Дети: - Плачет, ждёт братика.

Воспитатель: - Какое чувство вы испытываете к этой девочке?

Дети: - Жалость.

Воспитатель: - Что хочется сказать девочке, чтобы она не грустила, не печалилась?

Дети: - «Не печалься Алёнушка».

Воспитатель: - Какую сказку вы вспоминаете?

Дети: - «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Воспитатель: - Правильно, русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Публикации по теме:

Беседа о творчестве В. М. Васнецова. Рассматривание картины «Алёнушка» Беседа о творчестве В. М. Васнецова. Рассматривание картины «Алёнушка». Старшая группа. Задачи: -Познакомить детей с творчеством русского.

Конспект НОД по в средней группе по развитию речи «Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова» Задачи: вызвать у детей эмоциональный отклик к потешкам, желание слушать их; выполнять движения в игре, в соответствии с текстом; внимательно.

Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказа по картине «Лошадь и жеребёнок» (старший дошкольный возраст) Тема: Составление рассказа по картине «Лошадь и жеребёнок» Цель: учить самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ.

Конспект НОД по развитию речи и аппликации из салфеток в средней группе «Гроздья красные рябины на моей картине» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация» (развитие речи), «Художественное творчество» (аппликация) Цель: Обобщить и закрепить.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Описательный рассказ по картине «Зимний вечер» Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической монологической речи. Задачи: 1. Учить детей составлять описательные рассказы.

Конспект по развитию речи занятия в подготовительной группе на тему «Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели». Цель: уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах. Задачи: - напомнить детям о приходе весны; - научить замечать признаки весны;.

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» Программные задачи: 1. Продолжать учить составлять описательный рассказ по сюжетной картине. 2. Закреплять умение, подробно и логически.

Конспект занятия по развитию речи средней группе Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Цель: помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Рассказывание по картине «Две сестры» Цель: Учить детей составлять последовательный рассказ Задачи: • Развивать внимание, воображение; • воспитывать доброжелательность, сдержанность;.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассказывание по картине «На севере диком» Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Рассказывание по картине «На севере диком» Воспитатель: Таранова Л. В. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи по картине В. М. Васнецова «Алёнушка»
Опубликовано: 24 июня 2016 в 21:11
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД