ЛюдМила Исламова
Конспект НОД по развитию речи с детьми средней группы «В гостях у осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- учить детей запоминать и эмоционально рассказывать стихотворение
Задачи:
- расширять представления детей об осенних изменениях в природе, учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь, продолжать учить запоминать с помощью мнемотаблиц.
- развивать внимание, память, познавательные интересы детей. развивать умения воспринимать образ осени через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный.
- воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства, воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с детьми средней группы „В гостях у осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- наблюдения за изменениями в природе осенью, рассматривание иллюстраций, беседы, экскурсии в осенний парк, разучивание стихотворений об осени, прослушивание аудиозаписи произведения «Времена года. Октябрь» П. Чайковского, «Осенний вальс» Г. Вихаревой, загадывание загадок на тему осени.
Материал: мольберт, картина "Осень", осенние листочки, костюм осеннего ветерка, венок из осенних листьев, таблица в мнемотехнике по стихотворению Е. Трутневой «Разыгрался ветер», карточки признаков осени в мнемотехнике, большой красочный конверт.
Ход занятия:
Влетает в группу Осенний Ветерок (воспитатель):
- Здравствуйте детишки! Я Осенний Ветерок и сегодня я Вас приглашаю на веселое путешествие вместе со мной. Но мы забыли поздороваться с нашими гостями. Что надо сказать?
- Здравствуйте!
Осенний Ветерок:
-Для начала постарайтесь правильно отгадать загадки. Я загадаю, а вы мне на ушко шепотом по очереди скажите отгадки.
- «Падают с ветки золотые монетки» (листья)
- «Без рук, без ног, а деревья гнет» (ветер)
- «Дни стали короче, длиннее стали ночи,
Кто знает, тот скажет, когда это бывает» (осенью)
Осенний Ветерок:
-Какие Вы молодцы! Все ответы знаете! А что бы нам вместе полететь я Вам раздам волшебные осенние листочки, которые помогут нам добраться до полянки, где обитает осень.
Под музыку «Осенний вальс» Г. Вихаревой дети «летят» за ветерком и садятся на подушечки в круг. В центре круга лежат карточки признаков осени в мнемотехнике.
Осенний Ветерок:
-Мы сейчас в гостях у осени. Она очень занята и не может нам показаться, но очень хочет услышать, знают ли детки признаки осени? У Вас в руках листочки, я буду подходить с корзинкой, а вы по очереди по одному будете говорить признаки осени и класть листочек в корзину. Начнем.
Ответы детей:
-Дожди идут чаще, стало холоднее, листья пожелтели, листья облетают с деревьев, ветки на деревьях почти голые, небо хмурое, солнышко реже светит, день становится короче, ночь длиннее, птицы улетают в теплые края, люди одеваются теплее…. (ответы детей).
Осенний Ветерок:
-Вы настоящие знатоки осени! Молодцы! У осени много работы, и она очень занята, но она не забыла про Вас ребята и прислала Вам письмо. Оно в большом конверте. А где она его нам оставила – я не знаю. Что же делать? Может, кто то из ребят сможет его отыскать? (Дети отправляются на поиски письма в конверте указанной зоне группы.)
-Спасибо, Витя, что помог разыскать письмо! Присаживайтесь детки на стульчики. Я вам сейчас прочту письмо, а вы внимательно послушайте, о чем в нем говориться.
Стихотворение Е. Трутневой «Разыгрался ветер».
Разыгрался ветер
На лесной поляне-
Закружил осину
В красном сарафане.
И листок с березы
Золотистой пчелкой
Вьется и летает
Над колючей елкой.
Осенний Ветерок:
-Это стихотворение написала Евгения Трутнева. Оно называется «Осенний ветерок». Красивое стихотворение? О чем оно? Осень его нарисовала так что бы Вам,детки, его можно было легко прочесть и запомнить. Может, попробуем вместе со мной поговорить о нем.
Показываю мнемотаблицу по стихотворению. Задаю наводящие ключевые вопросы на каждый рисунок по строчке стихотворения, при этом зачитывая ее снова. («Разыгрался ветер» - что сделал ветер? – разыгрался)
Осенний Ветерок:
-Ой, какой же я непоседа. Хочу снова поиграть. Встаньте и покажите свои ручки.
Пальчиковая гимнастика «Деревья»:
Появились мы из почки - (поднять перед собой обе руки, пальчики в кулачках)
На ветру дрожат листочки (раскрыть кулачки, поиграть прямыми пальчиками).
Играем 2 раза.
Осенний Ветерок:
- Ой, письмо осени заскучало. Давайте к нему вернемся! (дети садятся на стульчики).
Разучиваем с детьми стихотворение по мнемотаблице. Рассказываю его еще 2 раза полностью, указывая на соответствующую картинку текста. Опрашиваю несколько детей, у которых быстрее получилось запомнить. А что бы веселее было рассказывать детям стихотворение, перед исполнением на детей надеваю осенний венок из листьев, который помогает им «лучше рассказать».
Осенний ветерок:
-Я думаю, осень осталась очень довольна. Мы немного засиделись. И мне Ветерку и Вам очень хочется порезвиться. Хотите мы вместе поиграем в игру? (Да)
Физкультминутка.
ЛИСТИКИ.
Мы листики осенние (играем прямыми пальчиками, руки над головой,
На ветках мы сидели (машем вытянутыми к верху руками из стороны в сторону).
Дунул ветер (дети издают звук «ш-ш-ш») – полетели (побежали, машем руками как крыльями).
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели (присели на корточки).
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (встали, потянулись).
Повертел их, покружил (покружились)
И на землю опустил (присели на корточки).
Осенний Ветерок:
-Ребята, подойдите ко мне, я принес вам листики (дидактическая игра). (Дети становятся вокруг стола.)
С каких деревьев сорвал их я - ветер? (с рябины, клёна, дуба, берёзы, каштана). Опрашиваю на каждый листок по 4-5 детей. Ответы принимаю на ушко.
Если у дуба листья дубовые, то у березы – какие? (у рябины, у клена, у каштана).
А теперь их ветерок все перемешал, и хочет запутать Вас детки: Кристина, найди лист рябины; Гоша, найди дубовый листок. (стараюсь опросить всех детей).
Осенний ветерок:
-Вот мы с Вами и поиграли. У осени много работы и она не смогла сейчас с нами поболтать. А нам пора лететь домой. Возьмите осенние листочки и под музыку полетим за мной обратно (звучит «Осенний вальс» Г. Вихаревой). Вот мы и вернулись туда, откуда начали свое путешествие. Давайте посмотрим на картину и поиграем еще.
«Кто больше скажет слов» (дидактическая игра).
- Что можно назвать «осенним»? (Дождь, ветер, погода, туча, лист.)
- А теперь вспомним, чем мы сегодня занимались. Складывайте мне в корзину листочки по одному и говорите, не перебивайте товарища.
Ответы детей: играли с листочками, летали в гости к осени, читали письмо осени, искали конверт, танцевали…
Осенний Ветерок:
-Вы молодцы! Все запомнили! А помните, как называется стихотворение, которое было в конверте? Кто его написал?.
-Да, стихотворение называется «Разыгрался ветер», а написала его Евгения Трутнева.
Наше путешествие закончилось, и нам осталось попрощаться с Осенним Ветерком. Мне нужно лететь и срывать с деревьев листочки. А Вам я от осени подарю раскраски, где Вы в свободное время сможете раскрасить листики в яркие цвета. Чем очень поможете осени, и позабавите меня.
До свидания!