МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи с использованием методов ТРИЗ по лексической теме «Посуда» для детей с ОНР

Оксана Федулова
Конспект НОД по развитию речи с использованием методов ТРИЗ по лексической теме «Посуда» для детей с ОНР

Конспект НОД по развитию речи с использованием методов ТРИЗ

(по лексической теме «Посуда»)«Бабушка Федора в гостях у детей»

в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Учитель-логопед Федулова О. Ю.

Программное содержание:

• активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных по теме;

развивать навык словообразования;

Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием методов ТРИЗ по лексической теме „Посуда“ для детей с ОНР» размещена в разделах

• вводить в активный словарь детей слова : сервиз, фарфоровый.

• продолжать формировать грамматический строй речи на лексическом материале темы

развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на вопросы педагога, побуждать детей к самостоятельным высказываниям,

развивать выразительность, образность речи,

• познакомить детей с моделью составления загадки (ТРИЗ, учить составлять загадки.

• учить детей мыслительным операциям преобразования объекта во времени («Машина времени»-ТРИЗ)

развивать : память, восприятие, внимание, образное мышление.

• воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать ее в чистоте.

• Воспитывать стремление к взаимопомощи

Предварительная работа:

• рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства.

• Рассматривание изображений посуды,

• чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин», братьев Гримм «Горшок каши», Д. Хармса «Самовар Иван Иваныч», припоминание «Сказки о золотом ключике» (основные герои, кратко- сюжет,

• рассматривание иллюстраций к сказкам

игры: «Что в чем?» (словообразование, «Наоборот» (подбор слов-антонимов, «Что из чего – какое?», «Четвертый лишний», «Подбери признаки к предмету», «Сосчитай-ка», «Что общего, чем отличаются?» др.

Методы и приемы : сюрпризный момент,, дидактические игры, методы ТРИЗ : составление загадки по модели, прием оживления, приём «Машина времени» и тд

Словарная работа: сервиз, сервировать.

Ход занятия

Дети вместе с логопедом заходят в группу, в это время вбегает плачущая Федора с криками:

Федора: Ой, какое горе, какое горе!

Учитель-логопед: Что случилось? (обращаясь к Федоре) Почему вы врываетесь к нам, кричите, мешаете проводить занятие?

Ф: Разве вы меня не узнали? Я же Федора.

У-Л: Ребята, вы знаете, кто такая Федора? Из какой сказки?

Дети: Это бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе».

У-Л: Почему же она плачет, может она заболела?

Д: От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.

Ф: (плачет) : Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да видно старая стала, не могу быстро бегать – устала, не могла найти свою посуду.

У-Л: Что же делать? Как же бабушке помочь?

Ребята, давайте подумаем, куда могла убежать посуда?

Варианты детей.

У-Л: А посуда сказочная или настоящая? А могла ли сказочная посуда убежать от Федоры в другую сказку?

Ответы детей.

У-Л: В каких сказках могла спрятаться посуда?

Дети вспоминают и называют сказки, где встречается посуда.

У-Л. : Ребята, а что если на полке вместе с этой сказкой стояла сказка о Золотом ключике, о приключениях Буратино? Наша посуда попала туда и в кого же она превратилась?

Как вы думаете, кем мог стать в этой сказке самовар? Вспомните, каким был самовар в сказке «Федорино горе»

Ответы детей (толстым, большим, главный командир, с громким голосом)

У-Л: Кого напоминает вам это описание? (Карабас-Барабас)

У-Л: Кто из федориной посуды мог превратиться в Буратино? На какую посуду похож Буратино? Кем могла быть Мальвина? Что у них общего?

У-Л: Вот, ребята, оказывается посуда убежала в другую сказку. А чтобы нам её вернуть и расколдовать обратно- придётся потрудиться.

У-Л: Федора, а ты помнишь, какая у тебя была посуда, из чего она сделана? Игра «Что из чего»

Ф: Конечно, сейчас я вам расскажу…. Только вы мне помогите, ребята.

хлебница была из пластмассы –

Дети: пластмассовая хлебница,

Стакан из стекла - … (стеклянный)

Ваза из хрусталя - … (хрустальная)

Ложка из дерева - … (деревянная)

Нож из стали - … (стальной)

Вилка из металла - … (металлическая)

Кастрюля из алюминия – (алюминиевая)

Кувшин из глины - … (глиняный)

Чашка из фарфора – … (фарфоровая)

Самовар из меди - …. (медный)

У-Л: Ребята, а давайте, проверим, точно ли Федора любит и знает всю свою посуду? Давайте загадаем ей загадку, которую она ещё не слышала. Вы умеете сочинять загадки? Хотите я вас научу?

Давайте составим загадку про самовар.

Какой? (признак предмета) Что или кто бывает таким же?

Какой по цвету? (золотой, блестящий)

Какой по форме? (круглый, пузатый)

какой по действиям? (шипящий, шумный)

Итог: Блестящий, как, круглый, как, шипит, но не …

У-Л:Ну, Федора, отгадай, что ребята тебе загадали, узнаешь ли ты свою посуду?

Дети загадывают Федоре составленную загадку.

А теперь пришло время превратиться и нам в посуду, справимся ли мы?

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник,

(Дети надувают живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

(Приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

(Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

(Делают большой круг руками перед собой)

У-Л: Ребята, а как вы думаете хорошо жилось посуде у Федоры?

А почему?

А давайте представим, что могла бы сказать наша посуда, в нашей группе, к огда наступает ночь, и все уходят домой, тарелки начинают свой разговор. Одна тарелка говорит другой … Что может сказать тарелка, о том как её помыли, или как из неё сегодня поели? Вика, представь себя своей тарелкой, что ты нам расскажешь?

Варианты детей, помощь логопеда в оформлении высказываний детей.

В: Молодцы! Очень интересно получилось.

А сейчас я предлагаю вам игру «Машина времени». Нам надо подумать и рассказать о настоящем, прошлом и будущем самовара.

чем он мог быть в прошлом? что с ним сейчас?, какой он сейчас? что с ним будет в будущем? (сегодня ночью или через 100 лет)

У-Л: Федора, а ты разве ничего не заметила? Посуда твоя давно вернулась! Но вся посуда перепуталась, а мы поможем тебе навести порядок.

Игра «Накрой на стол»

У-Л: Давайте накроем стол к чаю, т. е. выбираем предметы чайной посуды. Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду (показывает на чайный сервиз) по-другому?

Д: Сервиз, чайный сервиз.

У-Л: А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе?

Д: Накрывали.

У-Л: Да, можно сказать «накрывать», а можно сказать по-другому – «сервировать», т. е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть.

У-Л: Федора, мы старались,, чтобы посуда к тебе вернулась, но ты обещай, что будешь содержать ее в чистоте.

Ф. : Я не умею!

В: Ребята, давайте подскажем Федоре, как нужно заботится о посуде.

Д: Мыть, чистить, вытирать, убирать на место, бережно и очень аккуратно обращаться, чтобы не разбилась.

В: Ну, что, Федора даешь обещание?

Ф. : Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!

Список литературы:

1. Брозаускас Л. Г., Нужная А. Н., Занимательное обучение дошкольника: Спор на кухне. – СПб. : Издательство «Союз», 2001.

2. Кузнецова Е. К., Тихонова И. А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет : Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

3. Нефедова К. П., Посуда и столовые принадлежности. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2008.

4. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие по ТРИЗ для педагогов дошкольных учреждений., 2004

Публикации по теме:

Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических игр и упражнений по лексической теме «Посуда» МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Олененок" Проект "Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических.

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи с использованием методов ТРИЗ по лексической теме «Посуда» для детей с ОНР
Опубликовано: 6 октября 2014 в 14:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД