Елена Кузнецова
Конспект НОД по развитию речи с элементами обучения грамоте в старшей группе «По дорогам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятие по развитию речи в старшей группе по теме : «По дорогам сказок» с элементами обучения грамоте.
Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок. Закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с элементами обучения грамоте в старшей группе „По дорогам сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Учить узнавать сказку по иллюстрациям, по фрагменту из текста. Подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде; активизировать словарный запас. Расширить словарный запас. Закрепить название авторских и русских народных сказок.
Закреплять умение составлять предложения по картинке с заданным количеством слов без предлогов, составлять схему предложения. Каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют
Делить слова на слоги, схематически записывать.
Развивающие :
Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Развивать связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к авторским и русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательность;
- развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;
- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие : развитие сенсорных умений – мелкой моторики рук;
Развитие речи : приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;
Социально-коммуникативное развитие : формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Физическое развитие : развитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках;
Художественно-эстетическое развитие : развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;
Оборудование: Сундучок, клубок ниток, волшебный колокольчик, папка - имитация обложки книги, страницы, конверты, проектор, презентация, карточки с заданиями.
Предварительная работа:
Чтение сказок. Рассматривание иллюстрации. Игры - инсценировки по русским народным сказкам.
Цикл дополнительных занятий по основам обучения грамоте.
Методы и приемы:
Игровой: сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, чтение отрывка из текста, дыхательная гимнастика, словесно – дидактические игры и упражнения.
Наглядные:
Демонстрация на экране, рассматривание иллюстраций.
Ход НОД:
(на фоне музыки «Приходите в сказку», дети заходят в группу)
Воспитатель: Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руки
И тепло пойдет по кругу.
Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу. Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся, и поделимся своим теплом с гостями, только оно будет воздушное. У вас есть сердечки, давайте вдохнем в них свое добро и отправим нашим гостям. (Дыхательная гимнастика)
Присаживаемся на стулья.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: А, какие бывают сказки?
Дети: Русские народные и авторские.
Воспитатель: Чем отличаются русские народные сказки от авторских?
Ответы детей.
Воспитатель: Авторская сказка – это та, что написана определенным автором и не подлежит никаким исправлениям. Русские народные, их сочинил народ. Народная сказка – это произведение устного народного творчества, она может иметь много вариантов.
Воспитатель: А, хотите сегодня отправиться в сказочное путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель: У меня есть волшебный колокольчик. И чтобы нам попасть в сказку нужно присесть на стульчики. закрыть глаза, а я произнесу волшебные слова: Раз, два, три! В сказку попади!
Воспитатель: Ребята: открывайте глазки! Вот мы и в сказке!
Воспитатель: Смотрите, волшебный сундучок! Интересно, откуда он взялся?
А вы не приносили его сюда, кто его забыл?
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, что там? Давайте посмотрим, что же там внутри (Воспитатель открывает сундучок, обнаруживает книгу). Посмотрите, какая она красивая! Давайте ее почитаем, ой, а страниц - то в ней нет.
Воспитатель: Как вы думаете, куда исчезли страницы книги?
(Дети рассуждают, высказывают свои предположения)
Воспитатель: Как же нам их найти?
Посмотрите здесь конверт, давайте откроем его.
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Буратино. Я очень хотел подарить вам мои любимые сказки, но Карабас Барабас вырвал все страницы из книги. Помогите пожалуйста вернуть их обратно. Сделать это будет не просто, нужно выполнить много заданий. Каждый раз, выполняя задание, вы будете находить одну страницу из книги»
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Буратино? Но где же нам найти задания? Как вы думаете, что укажет нам путь? Какой сказочный предмет в сказках помогает героям найти верную дорогу?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, волшебный клубок нам поможет. У меня есть такой клубок, но он не волшебный (достает клубок). Я знаю способ - сделать его волшебным. Вы должны назвать сказки, передавая клубок друг другу. Чем больше сказок вы назовете, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Дети называют сказки, передавая клубок.
Воспитатель: Теперь клубок стал волшебным, потому что вы знаете много сказок! Сейчас он укажет нам путь, где спрятаны задания.
(Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова «Раз, два, три нам, клубочек, помоги»)
(Клубочек катится, находят конверт с задание №1)
Воспитатель: Ребята, герои сказок потерялись и не знают в какую сказку им надо вернуться. Я вам буду зачитывать фразу, а вы должны догадаться из какой она сказки.
Проводиться словесно – дидактическая игра «Назови сказку!»
- «Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»,
- «Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»,
- «Помогите, я разбила яйцо - не простое, а золотое!» («Курочка ряба»,
- «Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
- «Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»,
- «Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»,
- «Помогите! Моего братца унесли!» («Гуси лебеди»).
Воспитатель: Какие молодцы! А вот еще странички нашлись. Спасибо! Вы помогли героям сказок! Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка (Слайд №2)
Воспитатель: Ребята, отдохнули, а теперь проходите за столы. Присаживайтесь на свои места.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Посмотрим, куда же наш клубочек покатится дальше?
(Слайд №3 (Клубочек катится по дорожке)
(Слайд №4 Буратино С конвертом №2)
Воспитатель: А прикатился клубок к Буратино. Ребята, скажите, Буратино ходил в школу?
Дети: Нет.
Воспитатель: Верно, Буратино не ходил в школу, поэтому он много не знает и просит вас рассказать ему о том, из чего состоит наша речь?
Дети: Наша речь состоит из слов.
Воспитатель: Из чего состоят слова?
Дети: Слова состоят из букв и звуков.
Воспитатель: Чем отличаются буквы от звуков?
Дети: Звуки мы слышим, а букву видим. Можем букву написать, сконструировать, вылепить и т. д.
Воспитатель: Что мы можем составить из слов?
Дети: Из слов можем составить предложения.
Воспитатель: Какие бывают предложения?
Дети: Короткие и длинные.
Воспитатель: Как из короткого предложения сделать длинное?
Дети: Добавить одно или несколько слов.
Воспитатель: Как из длинного предложения сделать короткое?
Дети: Убрать из предложения одно или несколько слов.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень многому научили Буратино. Вот мы вернули еще одну страничку книги.
Воспитатель: Снова покатился наш клубочек искать конверт с заданием.
(Слайд №5)
(Слайд №6 с конвертом №3)
Воспитатель: Следующее задание будет такое. По картинке составить предложение из четырех слов. (Слайд №7)
Ответы детей.
Воспитатель: А, сейчас вам надо составить схему этого предложения.
(Один ребенок делает у доски, остальные работают в карточках)
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы составили схему предложения. (Слайд №8 схема предложения.)
Ребята, какое первое слово в предложении, второе слово, третье, четвертое?
Ответы детей.
Воспитатель: Что обозначает уголок в начале предложения?
Дети: Предложение начинается с заглавной буквы.
Воспитатель: Что ставится в конце предложения?
Дети: В конце предложения ставится точка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Еще одну страничку из книги вернули.
А наш волшебный клубочек снова отправляется в путь.
(Слайд №9 Конверт №4)
Воспитатель: Задание такое. Слово Буратино разделите на слоги и схематично запишите.
(Один ребенок делает у доски, остальные работают в карточка)
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, правильно ли вы разделили слово Буратино на слоги? Сколько слогов в слове.
Дети: В слове Буратино четыре слога.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Возвращается последняя страничка книги. Вот мы с вами и собрали всю книгу, и обязательно ее прочитаем.
Воспитатель: Ребята, ну а нам пора возвращаться в детский сад. Я снова позвоню в волшебный колокольчик, скажу волшебные слово «Раз, два, три в детский садик попади!» Открывайте глазки.
Ребята, Вам понравилось путешествовать? Вам было трудно или легко выполнять задания Буратино? А было для вас какое-то задание очень сложное?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все молодцы, справились со всеми заданиями, многому научили Буратино. Он вас за это благодарит и вручает вам медальки «Знатоки сказок» и раскраски.