МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыбка»

Лебедева Екатерина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыбка»

Образовательная область «Речевое развитие»(развитие речи)

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе

Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыбка»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе „Чтение и пересказ Е, Пермяка „Первая рыбка“» размещена в разделах

Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.

Задачи:

Обучающие:

-формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально.

-упражнять внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов.

-совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения.

-упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи.

Развивающие :

-развивать интерес и любовь к книге

-продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли.

-развивать творческое воображение.

Воспитательные:

-воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.

Материалы и оборудование:

- текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»;

- картинки с изображением ерша, морских, речных и аквариумных рыб.

-конверты с заданиями, смайлики (МОЛОДЦЫ).

-иллюстрации к рассказу, книга.

Ход НОД

Организационный момент.

группу залетает шарик с конвертом в конверте письмо с заданиями)

Воспитатель: Здравствуйте ребята, нам пришло письмо. Оно адресовано детям подготовительной группы. Как вы думаете, от кого оно?

Воспитатель: Пишет нам кукла Маша, она очень расстроенная она не может выполнить очень сложные задания и просит вас помочь ей.

Воспитатель: Ребята,поможем кукле Маше выполнить ее задания. За каждое выполненное задание вы будите получать смайлики.

Воспитатель: Предлагаю вам подойти к столу и догадаться какое задание приготовила вам кукла Маша. (На столе конверт с разрезными картинками (задание №1)

Воспитатель: Правильно, вы собираете и говорите мне, о чем с вами Маша хочет поговорить.

-что вы сложили (дети называют своих рыб)

-Где живут рыбы (в реке,море,океане)

-Значит они какие (морские, речные….)

-Назовите морских, речных рыб

-А что общего у рыб?

-У всех ли рыб есть жабры?

-Как называют таких рыб?

-Посмотрите на картинки и скажите, каких рыб вы видите? Разложите картинки на группы по местам обитания рыб. (классификация)

-Ребята скажите какая бывает вода? Я вам называю слово, а вы называете с противоположным значением. (задание № 2)

Д/игра «Скажи наоборот»

Горячая-Холодная

Прохладная –Теплая

Чистая-Грязная

Кипяченная-Сырая

Соленая –Пресная

Бурливая-Спокойная

Прозрачная –Мутная

Воспитатель: А что люди могут делать с рыбой?

Воспитатель: Ребята а кто из вас знает что такое рыбалка? Ребята Маша хочет вас хочет познакомить с рассказом, в котором говориться о семейной рыбалке. Рассказ написал Евгений Андреевич Пермяк, называется «Первая рыбка»

Основная часть.

Чтение рассказа (обратить внимание детей на иллюстрации к рассказу) с последующим обсуждением.

Первая рыбка

Е. А. Пермяк

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка. (Задание №3)

Вопросы к тексту:

Почему этот текст называется «рассказ»?

Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

О чем говорится в этом рассказе?

В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить) Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

Сколько рыбы поймал Юра?

-Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»

-Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка» — этот вывод воспитатель должен сформулировать, когда ответят дети.)

-Чему радовался Юра?

-А сейчас мы тоже попробуем ловить рыбу вместе

Физминутка «Рыбка».

Координация речи с движением «Рыбка».

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла

(задание №4)

Воспитатель: Ребята Маша нам пишет, что она написала письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова: (давайте объясним значения слов)

уха (суп из рыбы)

вокруг (около, возле, рядом)

нахваливать (много хвалить)

ершище (большая рыба)

навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)

Дидактическая игра «Составь предложение»

(задание № 5)

Воспитатель: Это волшебная удочка, которая превратит вас в мальчика Юру.

Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.

Вопросы:

- Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье)

- Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить)

- Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)

- Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)

- Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)

- Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)

- Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)

- Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)

- Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение)

- Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка).

Воспитатель: Ребята, Маша не может запомнить рассказ и просит нас прочитать еще раз, вы его внимательно слушайте и постарайтесь запомнить слова и выражения автора.

(повторное чтение рассказа воспитателем, чтобы потом самостоятельно его пересказать.

(задание № 6)

Воспитатель: Ребята, рассказывать будете по заданному плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик.

(трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану)

- Получилось ли у ребят рассказать точно по плану?

- Следующее задание будет сложнее: нужно быть предельно внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его.

(ребята рассказывают)

- Все ли ребята были внимательными?

- А вот следующее вам предстоит выполнить самое трудное задание –надо будет рассказывать полностью весь рассказ.

- Насколько удалось рассказать точно рассказ, используя слова автора?

- Ребята, вы очень здорово поработали, почти дословно передали слова автора, теперь можно и поиграть.

Подвижная игра «Акула и рыбки»

Цель: развитие умения у детей бегать в определённом направлении; ориентироваться в пространстве.

Дети – «рыбки» «плавают». По сигналу воспитателя: «Акула» - дети прячутся, «уплывают» в укрытие (домик из каната).

(задание №7)

(Дети собирают из букв слово)

Итог. Рефлексия.

Воспитатель:

Что мы делали сегодня на занятии?

Кто написал рассказ «Первая рыбка»?

Как называлась рыбка, которую поймал Юра?

А что понравилось вам сегодня на занятии?

Что для вас было трудным?

Публикации по теме:

Конспект НОД «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» для детей подготовительной к школе группы Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы на тему.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе «Золотая рыбка»Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе «Золотая рыбка» Тема: «Путешествие в сказку А. С. Пушкина» Цель: Закрепить содержание сказки «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Задачи: Формировать умение.

Конспект НОД по коммуникации в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа М. М. Пришвина «Золотой луг» Конспект НОД. Пересказ рассказа М. М. Пришвина «Золотой луг». Цели: Обобщение представлений о весне. Актуализация словаря по теме «Весна».

Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы. Пересказ сказки Л. Н Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку» Цель: Учить детей пересказывать литературный текст. Программное содержание: Задачи: Образовательные: Учить детей пересказывать текст сказки.

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов»Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов» Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе Тема: «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов». Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Конспект О. С. Ушакова. Развитие речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Подготовил педагог Тагиева С. З. ГБОУ.

Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» НОД Развитие речи.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ текста с придумыванием продолжения» Цель – развитие навыка последовательного пересказа текста, умения самостоятельно продолжать рассказ, ориентируясь на прочитанную часть.

Конспект занятия по развитию речи в старше-подготовительной группе «Чтение и пересказ сказки «У страха глаза велики» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ: «Чтение и пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики».

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Пересказ сказки «Лиса и козел». Тема: "пересказ сказки "Лиса и козел". Программное содержание: * Учить связно и последовательно пересказывать текст, логически мыслить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыбка»
Опубликовано: 27 октября 2018 в 12:43
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД