Конспект НОД по развитию речи «Осень» в старшей группе

Светлана Черноиванова
Конспект НОД по развитию речи «Осень» в старшей группе

Цель: закрепление знания детей по теме: “осень”.

Задачи:

образовательные:

• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;

• активизировать словарь детей по теме занятия;

• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

• сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

развивающие:

развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

• воспитывать у детей бережное отношение к природе;

развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровьесберегаюшие:

• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие,физическое развитие,речевое развитие.

оборудование:

• конверт с письмом и заданиями от осени;

• 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);

• листочки из картона для дорожки;

• аудиозапись «Звуки осеннего леса»;

• видеофильм «осень».

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?

Да!

Тогда отгадайте загадку:

Несу я урожаи,

Птиц к югу отправляю,

Деревья укрываю,

Но не касаюсь елочек и сосен,

Кто я такая?

- осень!

- Да, ребята, это письмо от осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте?

Письмо:

«На лесной опушке я краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены, И зазолотились листья у берёзы.

Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.

- Принимаем приглашение осени?

- Да!

Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.

Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу

- Вот мы пришли в осенний лес.

осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,

Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес?

-Чтобы подышать свежим воздухом

А зачем осенью, да ещё и поздней?

-Собрать грибы

- А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.

(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)

-открываем глаза. Ребята, кто что услышал?

- Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.

-Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.

Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?

- опавшей листвой, грибами.

- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

- Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.

(Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени)

- Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

- Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце.

Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

- Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.

Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

- Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.

-Какое время года изображено на первой картине?

осень

- А на этой?

осень

- А какое время года на третьей картине?

осень

- Почему про осень нарисованы три разных картинки?

осень бывает разной.

- Ребята, в конверте ещё что-то лежит.

1задание

Посмотрите, какие-то карточки. Это осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы».

Я буду начинать предложения, а вы их заканчивайте.

осенью солнце светит (как)(слабее, меньше, редко).

осенью небо покрыто (чем)(серыми тяжёлыми тучами).

осенью часто идут … (дожди).

осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут).

осенью листья опадают, начинается … (листопад).

осенью улетают на юг … (перелётные птицы).

осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и фруктов).

осенью в лесу собирают … (грибы, ягоды).

осенью люди надевают … (тёплую одежду).

осенью в домах топят (печки).

– Ребята, вы хорошо справились с заданием.

А вы любите играть?

- Да!

Вначале проведём разминку.

Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись. Повторяют за воспитателем:

Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай. кружатся, идут, приседают,

Ветер по лесу летал, ветер листики считал: Бегут на носочках, выполняя

лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной, взмахи кистями рук,

лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной. затем загибают пальцы в кулак.

А теперь перейдём к заданиям на карточках. (Листочки с загадками)

2 задание «отгадай загадку»

2 задание называется «отгадай загадку». Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

1).Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?

- Лесник!

2) Слезки капают из тучи –

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник —

Хлюпает по лужам…

(дождик)

3).осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно.

(Листопад)

4) Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(Гриб)

5)Падают с ветки

Золотые монетки.

(Листья)

6) Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.

(Дождь)

3 задание «Игра ДА или НЕТ»

- Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

осенью цветут цветы?

осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Молодцы, справились с заданиями.

Дети рассказывают стихотворения про осень

Падают, падают листья. (Варя)

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Я сегодня очень удивился:(Маша)

Листик на ладошки опустился.

Будто птичка с неба прилетела,

Кто его таким красивым сделал?

Мама мне сказала: «По дорожке

Ходит осень в жёлтеньких сапожках,

В золотистом, ярком сарафане,

С красными платочками в кармане.

Красит всё вокруг волшебной краской,

Мир становится чудесной сказкой.

Вот она – волшебница какая!

Всё раскрасит осень золотая.

Ну, а где она?

Могу ответить: «осень ты повсюду можешь встретить».

Посмотри как на картинке (Соня)

Гроздья алые горят.

Это тонкие рябинки

Примеряют свой наряд.

Рассыпает солнце искры,

Закружился листопад.

И на ветках золотистых.

Капли золотом горят.

Все тропинки и дорожки,

Будто в пёстрых лоскутках,

Это осень осторожно

Ходит с краскою в руках.

- Нам осень приготовила сюрприз – это мультфильм.

Итог занятия

Молодцы! Со всеми заданиями осени справились. Пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. (Дети кружатся.)

- Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат медали. Это осень постаралась, и я вас от её имени награжу.

Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? (Мы путешествовали по лесу, выполняли задания осени.)

А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.

ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осень золотая» Цель: формирование монологических умений по теме «Осень золотая». Задачи: Образовательные: - актуализировать знания обучающихся об осени.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Золотая осень» Цель: Систематизация знаний детей об осенних явлениях в природе. Задачи: О Закрепить знания детей об осени и осенних явлениях; Р Развивать.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Золотая осень» Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Осенний лес» Составила: Деваева Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ №70 «Золотая.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Осень» во второй старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи во 2-ой старшей группе Тема:«Осень» Подготовила и провела:Остаева Т. У. Цель: обобщить знания.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Осень» в старшей группе
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 16:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 января. День рождения попкорна

Вкус воздушной кукурузы очень хорошо сочетается с самыми разными добавками, сладкими, солёными или острыми. Попкорн настолько прочно вошёл в современную кино-культуру, что уже невозможно представить себе...

22 января. Праздник логоритмики на МААМ

В 1932 году советским психиатром В.А.Гиляровским для коррекции заикания у детей была применена новая методика. Ученый предложил решать задачи логопедического оздоровления с помощью системы упражнений и...

Фотоотчёт «Цирк! Цирк! Цирк!»
В этот праздничный день дети пригласили своих гостей на Новогоднее цирковое представление. Открыл его Парад-алле! Прозвучал "Марш" И. Дунаевского из к/ф...
Фоторепортаж «Рождественские педагогические чтения. День второй»
Фоторепортаж «Рождественские педагогические чтения. День второй» 17 января в нашем городе Пионерском продолжили свою работу Рождественские...
Фотоотчет «Волшебство под Новый год или Обыкновенное чудо»
Предновогоднее время - это приподнятое настроение, веселье, ожидание исполнения желаний и какого - то чуда, волшебства. Ощущение это свойственно и детям, и...