Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Уж небо осенью дышало»

Елена Акишина
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Уж небо осенью дышало»

Тема «Уж небо осенью дышало».

Возрастная группа : старшая (5-6 лет)

Цель: Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять представления детей о характерных признаках осени.

2. Познакомить детей с нетрадиционным видом изобразительной техники «печать листиками».

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Уж небо осенью дышало“» размещена в разделах

3. Учить детей называть приметы осени, описывать изменения в природе, используя образные слова и выражения.

Развивающие :

1. Развивать мышление, память, связную речь, воображение и творчество.

2. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.

Материалы и оборудование: Музыкальное оформление: аудиозапись П. Чайковского «Времена года», презентация, «Сундучок с осенними листочками», макет дерева, осенний мяч, краски, кисти.

Приемы руководства деятельностью детей:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД:

3. Приемы организации практической деятельности детей:

4. Приемы поддержания интереса у детей:

5. Приемы оценки и самооценки.

Виды детской деятельности в НОД:

- Индивидуальная работа,

- коллективная работа.

Интеграция образовательных областей:

Области Интеграция Решаемые задачи

Познавательное развитие Просмотр презентации Видеть красоту природы, через произведения поэтов.

Социально-коммуникативное развитие Дидактическая игра

Закреплять умение подчиняться правилам в играх, вызывать эмоционально - положительный отклик на игровое действие.

Развитие речи загадывание загадок, слушание стихотворений Формировать умение строить высказывания, поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения. Уметь правильно отвечать на вопросы.

Формировать умение делать выводы, умозаключения.

Художественно-эстетическое развитие Нетрадиционный вид изобразительной деятельности «печать листиками»;

слушание музыки. Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальное произведение;

развивать творческие способности;

вырабатывать привычку самостоятельно убирать материалы после продуктивной работы и протирать столы.

Физическое развитие Физминутки

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Аннотация

НОД для старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Занятие комплексное, что позволяет соединить воедино три занятия – познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие. Знакомство с произведениями К. Бальмонта «Поспевает брусника», А. Плещеева «Скучная картина», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Развивать интерес к художественной литературе. Формировать эмоциональное отношение к поэзии русских писателей. Учить слушаться стихотворения. Воспитывать любовь к природе. Используя сопровождение литературных произведений (презентации, способствовать повышению эмоциональному восприятию и более глубокому проникновению в природу. Умение отвечать на поставленные вопросы.

План НОД

1. Вводная часть:

Настрой на занятие.

Создание мотива для деятельности детей

2. Основная часть:

Отгадывание загадок.

Просмотр презентации.

Чтение стихотворений о осени.

Д/и «Доскажи словечко».

Д/и «Да и нет».

Нетрадиционное рисование

«печать листиками».

Дискуссия.

Творчество детей.

3. Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Длительность НОД – 25 минут

4 мин

16 мин

3 мин.

2 мин.

Ход

непосредственно образовательной деятельности

Части НОД Содержание Области

1. Вводная часть. Настрой на занятие.

Создание мотива для деятельности детей

Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», дети заходят в группу, встают полукругом.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Валерьевна!

Дети:

Воспитатель:

Встанем в круг:

Придумано кем – то

Просто и мудро,

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Вот мы и поприветствовали друг друга и поделились своим хорошим настроением! А теперь пройдем на стульчики!

Воспитатель:

-Ребята сегодня мы с вами будем говорить об удивительном времени года, а о каком вы узнаете отгадав загадку:

Что за волшебница краски взяла?

Листья покрасила, с веток сняла,

Мошек упрятала спать до весны,

Что за волшебница, скажите вы?

Дети: (осень)

Воспитатель:

-Правильно, сегодня мы будем говорить об осени. (слайд 1)

Воспитатель: - Какая бывает осень? (золотая, разноцветная, скучна, хмурая, дождливая, пасмурная)

Листья с деревьев в лесу осыпаются

Дождик уныло по крыше стучит,

Светлое небо с землею прощается,

Хмурая осень в окошко глядит. (слайд 2)

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

2. Основная часть.

Отгадывание загадок.

Просмотр презентации.

Чтение стихотворений о осени.

Д/и «Подбери словечко».

Д/и «Да и нет».

Нетрадиционное рисование «печать листиками».

Дискуссия.

Творчество детей.

Воспитатель:

- Назовите осенние месяцы?

Дети: (сентябрь, октябрь, ноябрь)

-Какая бывает осень в сентябре? Какими словами можно ее описать? (ранняя, золотая, разноцветная) воспитатель показывает репродукцию с изображение сентября. (слайд3)

- А какая в октябре? (Дождливая, хмурая) (слайд4)

воспитатель показывает репродукцию с изображение октября.

-Как можно сказать про осень в ноябре? (Поздняя) воспитатель показывает репродукцию с изображение ноября. (слайд5)

-Что можно сказать о солнце? (светит редко, мало греет, светит недолго)

- Что можно сказать о небе? (Хмурое, серое, низкое)

- Что происходит осенью? Какие признаки осени вы знаете? (Облетают листья, птицы улетают, трава желтеет и т. д.)

Воспитатель:

- Молодцы.

- Мой веселый осенний мяч, хочет с вами поиграть в игру «Доскажи словечко», к кому он попадет, тот – договаривает предложение (по очереди передает мяч детям).

1. На смену лету пришла (осень).

2. Пришла пора убирать (урожай).

3. Моросит мелкий… (дождь).

4. Деревья надели разноцветный (наряд).

5. Часто дует холодный… (ветер).

6. Листья на деревьях стали… (желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные).

7. С деревьев падают… (листья).

8. Птицы улетают… (в теплые края).

9. Звери в спячку (улеглись).

10. Солнце греет слишком (мало).

11. Маша и Коля пошли в осенний (лес).

12. По небу гуляют серые (тучи).

Воспитатель:

- А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?

Никто? Тогда слушайте.

1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).(слайд 6)

2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья). (слайд 7)

3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).(слайд 8)

Воспитатель: Послушайте, как говорят об осени в своих произведениях поэты.

1. Поспевает брусника

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают,

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья. (К Бальмонт) (Слайд 9-17)

Воспитатель: О каком месяце пишет поэт?

Воспитатель:

- А сейчас давайте попробуем превратиться в листики:

Листья осенние тихо кружатся, (Дети кружатся на кончиках пальцев ног, руки – в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают,

И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками вправо-влево)

Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся).

Воспитатель:

2. Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца…

(А. Плещеев) (Слайд18)

Воспитатель: О каком месяце пишет поэт.

-Молодцы!

Воспитатель:

-Ребята, давайте поиграем с вами еще в одну игру. Игра называется «Да и нет», если ваш ответ означает «да»,то вы хлопаете в ладоши, а если «нет»,то топаете ножками.

Игра «Да и нет»

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Туманы осенью плывут?

Ну, а птицы гнёзда вьют?

А букашки прилетают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Куртки, шапки одевать?

Часто, часто льют дожди?

Молодцы! Отвечали от души!

3. Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А. Пушкин) (Слайд 19-28)

Воспитатель: О каком месяце пишет поэт?

Воспитатель:

Среди кленов и осин

Сундучок стоит один:

Разукрашен листьями

И рябины кистями,

Не велик он и не мал…

Кто же нам его прислал?

Отгадать вас просит-

Кто же это? (осень)

Воспитатель:

-А чтобы узнать, что лежит в сундучке послушайте стихотворение.

Опавшей листвы разговор еле слышен:

- Мы с кленов…

- Мы с яблонь…

- Мы с вязов…

- Мы с вишен…

- С осинки…

- С черемухи…

- С дуба…

- С березы…

Везде листопад:

На пороге – морозы!

- Так что же лежит в сундучке?

- Правильно. Осенние листочки.

Ю. Капотов

Воспитатель: - В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них; думаю, что вы вряд ли найдете два совершенно одинаковых, каждый листик всегда чем – то отличается от другого: величиной, формой, расцветкой.

-Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки – веточки. Листик напоминает крону деревца. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок. Он напоминает ствол.

Сегодня и вам предстоит тоже стать художниками и нарисовать свою картину. Рисовать осенние деревья мы будем необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.

Возьмите любой понравившийся вам листик, покройте его краской при помощи губки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Окрашенной стороной положим листик на крону нашего дерева, черенком вниз и плотно прижмем к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Затем возьмите листочек за черенок и осторожно снимите его с поверхности. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится разноцветный.

Дети выполняют задание. Развитие речи

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

3. Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

- Ребята, посмотри какое красивое и замечательное у нас получилось осенние дерево!

- Это листики – отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать крону нашего дерева.

- Какое время года мы изобразили? (слайд 29)

- Какие краски использовали?

- Какими способами рисовали?

-Ребята, мне очень понравилось, сегодня работать с вами. Вы очень много знаете об осени. У вас на столах, лежат листочки красные и зеленые. Красный - у вас хорошее настроение положительные эмоции, а зеленый немного грустное. Возьмите себе такой листочек, который соответствует вашему настроению.

- Спасибо вам за занятие!

Дети с листиками возвращаются в группу. социально-коммуникативное развитие

Длительность НОД: 25 минут.

Публикации по теме:

«Уж небо осенью дышало…» Совместная деятельность педагога с детьми и совместная деятельность родителей и детей (фотоотчет)«Уж небо осенью дышало…» Совместная деятельность педагога с детьми и совместная деятельность родителей и детей (фотоотчет) Красивое время года "Осень". Сколько интересного и полезного можно увидеть,собрать и воплотить в творчество. Для творческих работ использовался.

Фотоотчет «Уж небо осенью дышало»Фотоотчет «Уж небо осенью дышало» Фотоотчет «Уж небо осенью дышало…» Вот и наступила прекрасная золотая осень! Солнышко уже не так греет, серые тучи покрывают небо. Осень.

Интегрированное занятие по музыкальному воспитанию «Уж небо осенью дышало»Интегрированное занятие по музыкальному воспитанию «Уж небо осенью дышало» Интеграция образовательных областей: «Музыкально-эстетическое развитие», «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конкурс чтецов «Уж небо осенью дышало…»Конкурс чтецов «Уж небо осенью дышало…» Конкурс чтецов «Уж небо осенью дышало…» Цель: развитие речи детей в выразительном исполнении стихотворений. Задачи: - Стимулировать.

Конспект НОД по изобразительной деятельности «Уж небо осенью дышало» в подготовительной группе Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности Тема: «Уж небо осенью дышало….» Цели: формировать.

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие с осенью» Задачи: Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; Активизировать словарь по данной теме. Закрепить знания детей о природе,.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Прощание с осенью» Конспект открытого занятия по развитию речи В подготовительной группе «Прощание с осенью» Творческое рассказывание по картинкам Программное.

Конспект занятия по развитию речи с использованием аппликации «Звёздное небо» (вторая младшая группа)Конспект занятия по развитию речи с использованием аппликации «Звёздное небо» (вторая младшая группа) Цели: • Расширение словарного запаса, развитие чувства рифмы, ритма, цвета, пропорции, художественного вкуса и мелкой моторики. • Воспитание.

Положение о проведении конкурса чтецов «Уж небо осенью дышало» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА» ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурса.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Прощание с осенью»Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Прощание с осенью» Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Прощание с осенью» Образовательная область: Развитие речи Воспитатель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Уж небо осенью дышало»
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 12:05
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД