Приложение МААМ

Конспект НОД по развитию звуковой культуры речи в старшей группе с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий

Наталья Дуглава
Конспект НОД по развитию звуковой культуры речи в старшей группе с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Звуковая культура речи»

Цель: развитие звуковой культуры речи детей

Задачи:

Образовательные: продолжать учить подбирать слова с определенным звуком, упражнять в различении заданного звука в словах, определять его позицию, закреплять умение в определении количества звуков в слове.

Развивающие: развивать дикцию и фонематическое восприятие, внимание, память.

Воспитательные: Воспитывать интерес к окружающему, уважение к старшим и желание

сделать что-то приятное.

Публикация «Конспект НОД по развитию звуковой культуры речи в старшей группе с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий» размещена в разделах

Материал: магнитная доска, мягкая игрушка волк, картина с изображением домика; корзинка, бутафорские овощи и фрукты (помидор, картофель, капуста, свекла, клубника, апельсин, яблоко, банан, слива, баклажан, кабачок, груша, лимон, малина, земляника); карты с вазами (аппликация, рисунки). В каждой вазе – стебли, на концы которых прикрепляются бутоны цветов. на вазах – кармашки; рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги. В нижней части каждого квадрата – кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды – 5 квадратов, выше – 4, потом 3 и 2. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Предметные картинки – тех размеров, что квадраты у пирамиды, содержащие в названиях от двух до пяти звуков: еж, уж, ус (2); мак, рак, жук, сыр, ухо, ком, сом (3); рыба, ваза, роза, лиса, утка, жаба, (4); сумка, шапка, ветка, чашка, туфли, кофта, миска, кошка, мышка (5).

Ход занятия:

Дети сидят на стульях полукругом.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Внучка к бабушке пошла, пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил, обманул и обхитрил.

-К какой сказке можно отнести эту сказку? (Красная шапочка)

-А хотели бы вы оказаться на месте Красной Шапочки и отправиться в гости к бабушке? (Да)

-Но для этого нам надо будет преодолеть препятствия, которые встретятся в пути. Согласны? (Да)

-Тогда для начала мы соберем гостинцы бабушке. Из набора продуктов, которые лежат перед вами, мы выберем те, в названиях которых слышится звук «ль»

Проводится игра «Кто быстрее соберет корзинку с гостинцами»

Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком

Материал: корзинка, бутафорские овощи и фрукты (помидор, картофель, капуста, свекла, клубника, апельсин, яблоко, банан, слива, баклажан, кабачок, груша, лимон, малина).

Ход игры: воспитатель показывает овощи, фрукты и ягоды, которые лежат на столе, и предлагает детям положить в корзинку только те, при произношении которых встречается звук «ль» и назвать его, выделяя заданный звук.

- Ребята, вы молодцы, гостинцы бабушке собрали, можно отправляться в путь. А на пути нам встречаются… (Воспитатель показывает карточку с изображением утят).

Дети: утята

- утята попросили проверить все ли они идут на речку, никого они не потеряли?

Проводится пальчиковая гимнастика «Утята»

Раз-два – шли утята.

Три-четыре – за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался –

Громко-громко запищал:

- Пи-пи-пи – не пищи!

- Мы тут рядом, поищи!

(Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого пальца, а со звуков «Пи-пи-пи…» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук).

- Идем дальше в гости бабушке по лесной тропинке, а вдоль тропинки растут красивые цветы. Давайте бабушке в подарок соберем красивый букет.

Проводится игра «Собери букет»

Цель: упражнять детей в различении заданного звука в словах.

Материал: карты с вазами (аппликация, рисунки). В каждой вазе – стебли, на концы которых прикрепляются бутоны цветов. На вазах – кармашки.

Ниже приводятся цвета со звуками с, л, р, ж, з в названиях: «с» - синий, сиреневый, красный, серый; «Л» - голубой, белый, фиолетовый, зеленый, желтый; «Р» - красный, розовый, орнжевый, сиреневый, серый; «ж-з» - оранжевый, желтый, зеленый, розовый.

Ход игры: воспитатель ставит перед детьми 2 карты, на которых изображены вазы со стеблями, магнитную доску с цветами разного цвета. Объясняет: «Дети, нам надо составлять букеты из цветов разного цвета. В вазе, на кармашке которой ландыш, должны быть цветы такого цвета, в названиях которого есть звук «л», в вазе, на которой ромашка, должны быть цветы такого цвета и оттенков, в названиях которых есть звук «р». На каждый стебель нужно прикрепить по одному цветку».

Выполнив задание, ребенок называет цвет, выделяя голосом нужный звук, а остальные проверяют правильность ответа. Например: «В букете есть красный и розовый цветы, я добавил оранжевый (звук «р»)».

- Молодцы! У нас получились очень красивые букеты, я думаю, они бабушке очень понравятся. Посмотрите, дальше на пути у нас две тропинки, чтобы узнать, на какую свернуть, надо построить пирамиду.

Проводится игра «Построим пирамиду»

Цель: упражнять детей в определении количества звуков в словах.

Материал: рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги. В нижней части каждого квадрата – кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды – 5 квадратов, выше – 4, потом 3 и 2. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Предметные картинки – тех размеров, что квадраты у пирамиды, содержащие в названиях от двух до пяти звуков: еж, уж, ус (2); мак, рак, жук, сыр, ухо, ком, сом (3); рыба, ваза, роза, лиса, утка, жаба, (4); сумка, шапка, ветка, чашка, туфли, кофта, миска, кошка, мышка (5).

Ход игры: воспитатель демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже – из трех, еще ниже – из четырех. А в основании пирамиды должны быть помещены картинки с названиями из пяти звуков».

Воспитатель вызывает поочередно детей для выполнения игрового задания. Ребенок берет картинку, отчетливо произносит слово и определяет в нем количество звуков. Например: «в слове жук три звука. Я поставлю эту картинку на второй ряд (от верха)» и т. д.

- Вы собрали пирамиду, и теперь мы знаем куда нам идти дальше. Сейчас мы пойдем по узенькой тропинке до опушки леса. Но смотрите впереди, на дорожке сидит…Воспитатель показывает мягкую игрушку волка.

Дети: «Волк».

- У волка болят лапы, потому что он никогда не делал зарядку. Давайте мы его научим.

Проводится физкультминутка «Зарядка»

Ты давай-ка, не ленись! Поднять руки вверх, рывком

Руки вверх и руки вниз, опустить вниз-назад.

Взмахи делай четче, резче,

Тренируй получше плечи!

Корпус вправо, корпус влево, Повороты корпуса в стороны.

Надо спину нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать.

На одной ноге стою, Поднять ногу, согнуть в колене

А другую подогну. Подтянуть к груди.

А теперь попеременно

Буду поднимать колени.

Отдохнули, посвежели Дети рассаживаются на стулья.

И на место снова сели.

- Ну, ребята, Молодцы! Помогли волку размяться. Посмотрите вперед (Воспитатель показывает картину с изображением домика на опушке) что мы видим?

Дети: «Мы видим домик, в котором живет бабушка».

- Правильно, мы уже пришли. Скажите, пожалуйста, какой у бабушки дом? (Дом у бабушки красивый, маленький, уютный, сказочный, белый, деревянный, низкий).

- Скажите, в доме у бабушки одно окно или много (окон)

- Много дверей или одна … (дверь)

- А около дома одно дерево или много (деревьев)

- Один цветок или много (цветов).

- Сейчас давайте постучимся в дверь и отдадим бабушке гостинцы и цветы. (раздается стук, появляется бабушка (кукла бибабо на руке у воспитателя).

-А вот и детки мои хорошие. Какие же вы умницы, молодцы, помогли моей внученьке, спасибо вам за все ваши старания и знания (говорит воспитатель бабушкиным голосом).

Воспитатель:

- Бабушка, а мы с ребятами принесли вам цветы и гостинцы, угощайтесь. А нам пора возвращаться, правда, ребята?

Дети: «Да, до свидания!».

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Звуковой экран» для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Звуковой экран» (для детей старшей и подготовительной группы) Цели: • Автоматизация изолированного звука; формирование звуковой культуры.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию звуковой культуры речи в старшей группе с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий
Опубликовано: 18 марта 2014 в 21:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию звуковой культуры речи в старшей группе с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Дуглава (УИ 30951) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД