МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство с жанрами худ. литературы.» И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» (2 фото)

жанна клюева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство с жанрами худ. литературы.» И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Цель:

Знакомство с творчеством И. А. Крылова, чтение басни «Ворона и Лисица», Познакомить детей с басней - с одним из жанром художественно й литературы.

Задачи:

Познакомить детей с басней через творчество И. А. Крылова

• Учить детей отличать басни от других произведений.

Развить интерес к басням

Развить мышления при анализе произведения;

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Знакомство с жанрами худ, литературы,“ И, А, Крылов, Басня „Ворона и Лисица“» размещена в разделах

Развитие речи при ответе на вопросы: развивать умение отвечать на вопросы, используя в ответ сложные предложения;

• Обогащать словарный запас;

• Учить интонационно выразительно передавать образы персонажей басни «Ворона и Лисица»(игра – инсценировка)

• Воспитание умения слушать друг друга, доброжелательно относиться к друг другу.

Предварительная работа:

Знакомство с жанрами художественной литературы : сказки, поэзия, народный фольклор, рассказы. Беседа по жанрам худ. литературы. Обсуждение, чем один жанр отличается от другого.

• Рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, иллюстраций с животными и птицами, составлять описательный рассказ о животных и о птицах.

• Игры-драматизации по сказкам.

Материал к занятию:

• И. А. Крылова;

• схемы героев басни,

• карточки-фишки (разрезные картинки);

• маски лисы и вороны.

Ход занятия:

I часть:

1. Организационный момент

• Каждый день – всегда, везде

На занятиях и в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Беседа по жанрам художественной литературы

• Ребята, кто знает, что такое библиотека? Кто «живет» в библиотеке?

• А у нас в группе есть библиотека?

• - Да, правильно ребята, библиотека – это большой дом, где «живут» и хранятся книги и для взрослых, и для школьников, и даже для детей, которые ходят в детский сад. И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней «живут» книги для дошкольников.

• Посмотрите сколько разны книг в нашей библиотеке. Это книги со сказками, со стихами, с рассказами, с потешками и загадками.

• - Ребята, а какие книги вы больше всего любите, что бы вам читали?

• Да ребята, все дети любят слушать сказки. Скажите, кто сочиняет сказки? (народ, писатели – сказочники)

• Назовите какие русские народные сказки вы знаете?

• Кто герои этих сказок? (люди, звери, птицы)

• Чему нас учат сказки (быть добрыми, смелыми, умными, не хвастаться и т. д.)

• Но ведь сказки сочиняет на только народ, но и писатели – сказочники.

А каких писателей – сказочников вы знаете?

• Какие сказки они написали?

• Чему нас учат сказки?

II часть:

• Ребята, посмотрите, у меня в руках две книги: одна со сказками, а другая с рассказами. Чем отличается сказка от рассказа?

• Посмотрите, у нас на полке появилась новая книга, а называется она «Басни» ,написал ее Иван Андреевич Крылов.

1. Игра «Назови слово, и собери картинку»

• Но сначала я предлагаю вам с играть со мной в игру. Для этого надо разделиться на две команды. Я буду каждой команде задавать вопросы, за каждый ответ вы получите карточку–фишку. В конце игры каждая команда должна сложить из полученных карточек одну картинку и назвать, кто на ней изображен

Вопросы:

• Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

Как зовут её? (Лиса)

• Эта птица всем знакома,

Важно ходит возле дома,

Кар-кар-кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона

А зовут ее (Ворона)

• Как ласково можно назвать лису? (лисица, лисонька, лисичка).

Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая, большая)

• В каких сказках можно встретить лису?

Ворона какая он, что вы можете о ней рассказать? (умная, глупая, чёрная, большая, старая, важная)

• В какой сказке Х. К. Андерсена одним из героев является ворона?

Ворона в сказке «Снежная королева», какая?» (королевская, умная, придворная)

(Дети собирают разрезные картинки, у них получились лиса и ворона).

Воспитатель предлагает из карточек собрать картинки, и назвать кто изображен на них (лиса и ворона)

2. Знакомство с И. А. Крыловым и его творчеством

Басни люди стали придумывать очень давно, как и сказки. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека. Герои басни -животные, птицы, рыбы. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Самый известный писатель – баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские народные сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок. Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине, учат быть искренними,скромными. Осуждают лень, жадность.

3. Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

• - Сейчас я вам прочитаю самую известную басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

«ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать-было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И верно ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой, и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, –

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло :

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

4. Вопросы по содержанию

• Что напоминает вам басня- рассказ, стихотворение или сказку?

Объясните, почему вы так думаете.

• Назовите героев басни?

• Кто вам понравился и почему?

• Почему Лисице удалось обмануть Ворону? Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).

Давайте вспомним какими словами говориться о лисе: «На ту беду Лиса близехонько бежала» ; «плутовка к дереву на цыпочках подходит, крутит хвостом, с вороны глаз не сводит»

• Как выглядела Лиса, когда хвалила Ворону?

(Вертит хвостом,

глаз не сводит (смотрит не отрываясь)

И говорит так сладко, чуть дыша)

• Какая лисица в басне : хитрит, заискивает, льстит? лисице)

• Вспомните, какими словами Лиса хвалит Ворону?

Послушайте, я прочту этот отрывок еще раз:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И верно ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой, и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

• Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)

• Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)

• А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)

• Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей)

• Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)

• А что с вороной произошло?

- вскружилась голова

- От радости в зобу дыханье сперло (стало трудно дышать)

- каркнула во все воронье горло (очень громко)

• От услышанной похвалы у вороны вскружилась голова, и она не подумала о том, что если она каркнет, то сыр упадет…

• Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?

• Какова идея всей басни? (Высмеять и осудить и льстеца, и того, кто поддается его льстивым речам).

• Чему нас учит басня?

Вывод: Крылов И. А. одинаково высмеивает и осуждает глупую,

податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.

Нужно верить своим глазам, а не льстивым речам

III часть:

Игра –инсценировка басни :

Воспитатель предлагает детям показать небольшую инсценировку по басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

IV часть:

Закрепление

1. С какой басней мы познакомились? (Ворона и Лисица»)

2. Кто автор басни? (Иван Андреевич Крылов.)

3. Назовите главных героев. (Ворона, Лисица.)

4. Чем отличаются басни от сказок (сказка - это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека)

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство с жанрами худ. литературы.» И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Фото «Ворона и Лисица»
Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с доктором Бодрячком» Задачи: Прививать детям любовь к родной земле, уважение к труду земледельцев; учить классифицировать овощи по цвету, форме, месту произрастания.

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с народами Башкортостана посредством сказки» Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, художественно – эстетическая, сюжетно - ролевая. Развивающие задачи: уметь.

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с народами Башкортостана посредством сказки» Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, художественно – эстетическая, сюжетно - ролевая. Развивающие задачи: уметь.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с баснями «Ворона и лисица» и «Ворон и моллюск»Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с баснями «Ворона и лисица» и «Ворон и моллюск» Цель:продолжить знакомство с различными баснями; познакомить с басней И. А. Крылова "Ворона и лисица" и басней О. Емельяновой "Ворон и моллюск".

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и начале грамоты «Лисица, не скучая, час сидит за чашкой чая»Конспект образовательной деятельности по развитию речи и начале грамоты «Лисица, не скучая, час сидит за чашкой чая» Преемственность в подготовительной группе. Задачи. Вовлекать детей в общий разговор. Учить образовывать названия предметов посуды. Уточнить.

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой»Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой» УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Конспект открытое занятия по развитию речи первая.

Конспект по развитию речи «Знакомство со звуком [п]» Задачи: развить связную речь; обогатить словарь; развить: воображение, зрительное внимание; познакомить со звуками [П] и [П']; совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе дошкольного возраста «Знакомство с трудом земледельцев» Тема «Знакомство с трудом земледельцев» Цели: 1. Изучить труд земледельца. Объяснить детям, что хлеб – ценный пищевой продукт, без которого.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Знакомство со звуком [Ч]» Цель: Обучение правильному произношению звука Ч детей среднего дошкольного возраста. Задачи: - Познакомить со звуком Ч; - Уточнить произношение.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Цель: Создать условия для восприятия детьми правильной артикуляции звука У в процессе игровой и творческой деятельности. Задачи: • Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство с жанрами худ. литературы.» И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Опубликовано: 18 апреля 2016 в 17:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД