МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию связной речи детей старшего возраста (6–7 лет) логопедической группы «Дятел — президент птиц»

Надежда Крауялис
Конспект НОД по развитию связной речи детей старшего возраста (6–7 лет) логопедической группы «Дятел — президент птиц»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Дятел – президент птиц»

Цель: Развитие всех компонентов устной речи, практическое владение нормами речи, составление связного описательного рассказа о дятле.

Учить детей использовать освоенные ранее техники оригами для передачи задуманного.

Коррекционно – образовательные задачи:

• Продолжать учить детей составлять рассказ из 6-7 предложений о зимующей птице – дятле с помощью схемы, используя распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи детей старшего возраста (6–7 лет) логопедической группы „Дятел — президент птиц“» размещена в разделах

• Учить подбирать слова – признаки.

Развивать связную монологическую и речь.

Развивать у детей умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу.

Развивать познавательный интерес, любознательность

• Расширять и обогащать представления детей по теме «Птицы».

• Формировать умение переносить свои знания в игровую практику.

Коррекционно – развивающие задачи :

• Активизировать речевую деятельность детей

Развивать слуховое внимание, умение выбирать и запоминать из потока информации нужное; сравнивать, анализировать, делать обобщения.

Развивать зрительное внимание и восприятие, умение различать контур предмета.

Развивать конструктивный праксис и мелкую моторику.

Развивать координацию речи с движением.

• Формировать умение концентрировать и распределять внимание, обогащать двигательный опыт детей.

Коррекционно – воспитательные задачи:

• Воспитывать умение слушать педагога и своих товарищей.

• Формировать гуманные чувства и товарищеские взаимоотношения, воспитывать отзывчивость.

• Воспитывать любовь к птицам, заботливое отношение к обитателям живой природы:

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация» (связный рассказ, монологическая и речь).

«Познание» (познавательно – исследовательская продуктивная конструктивная деятельность).

«Здоровье» (формирование гуманных чувств и товарищеских взаимоотношений, воспитание отзывчивости).

«Физическая культура» (обогащение двигательного опыта детей).

«Социализация» (расширение представлений и обогащение опыта детей по теме «Птицы»).

«Художественно – эстетическое творчество» (развитие творческих способностей).

Оборудование:

1. Фотоаппарат

2. Карта России

3. Картинки:

Птицы наших лесов : «Ворона», «Воробей», «Снегирь», "Синица», «Сова», «Клёст», «Дятел», «Сорока».

Птицы жарких стран : «Страус», «Попугай», «Павлин».

Гнёзда птиц : «Гнездо сороки», «Гнездо синицы», «Дупло дятла».

Картинки – путаницы

Чёрно – белое изображение птиц

4. Видеозапись: «Птицы строят свои гнёзда (сорока, синица, дятел)»

5. Аудиокассета: музыка для фона.

6. Чёрная и красная бумага, клей, цветные карандаши, маркеры.

7. Схема.

8. Шапочка птицы.

9. Микрофон.

Предварительная работа:

• Беседы " Птицы нашего края".

• Наблюдение на прогулках за птицами, изготовление кормушек, подкормка птиц.

Чтение рассказов: Г. Скребицкий "Маленький лесовод", Г. Снегирёв "Дятел".

• Чтение и заучивание стихотворений и загадок о птицах.

• Игра "Собери птицу".

• Слушание аудиозаписи "Птицы в лесу".

• Просмотр видеоматериалов о птицах.

• Просмотр мультфильмов о птицах.

• Изготовление поделок из природного материала, бумаги, пластилина.

• Рисование птиц.

Ход НОД:

1. Организационный момент

Звучит музыка

Дети проходят в групповую комнату и располагаются на ковре полукругом.

Педагог вносит фотоаппарат и карту России.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришло.

Давайте поздороваемся.

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!»

А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

Воспитатель: Ребята! У меня вчера был день рождения и мне подарили фотоаппарат.

Я давно мечтала о таком подарке.

Я много путешествовала по России, много видела интересного и хочу написать книгу о птицах наших лесов.

С помощью фотоаппарата можно сделать иллюстрации, а вот рассказывать, сочинять я не умею.

Может, вы сможете мне помочь?

Хотите поехать со мной?

Дети: Да!

Воспитатель: Я как раз набираю команду и возьму с собой самых внимательных и сообразительных. К проверке готовы?

Дети: Да!

Педагог обращает внимание детей на карту России, объясняет правила игры на внимание.

2. Игра: «Картинки рассыпались»

Воспитатель: Ребята, у меня есть картинки разных птиц, но они все перепутались. Помогите мне, пожалуйста, разобрать их. Отделить птиц наших лесов от птиц жарких стран.

Дети находят картинки с птицами наших лесов, показывают, называют их и прикрепляют картинки на карту России с помощью магнитов.

(Снегирь, воробей, сова, ворона, сорока, дятел, синица, клёст; страус, попугай, павлин.)

Воспитатель: И так, посмотрим на нашу карту.

На ней сразу видно, какие птицы водятся на территории России.

Миша, сможешь ли ты их назвать?

Миша перечисляет названия птиц, в случае затруднения попросить помочь других детей.

Воспитатель: Я очень рада, что вы справились с этим заданием!

А теперь проверим вашу память!

Я буду называть пары слов, а вам их надо будет запомнить.

Будьте внимательны.

3. Игра: «Запомни и повтори»

Снегирь - рябина

Воробей - семечки

Сова - мышка

Ворона - сыр

Сорока - бусы

Дятел - доктор

Синица - сало

Клёст - шишка

Воспитатель: А теперь, ребята, подскажите вы мне птицу.

Первой будет Валерия.

Рябина -Валерия: Снегирь!

Воспитатель: Маша. Семечки– ….

Маша: Воробей!

Воспитатель: Ирек. Мышка- …

Ирек: Сова!

Воспитатель: Даниил. Сыр– …

Даниил: Ворона!

Воспитатель: Дима. Бусы- …

Дима: Сорока!

Воспитатель: Святослав. Доктор– …

Святослав: Дятел!

Воситатель: Миша. Сало- …

Миша: Синица!

Воспитатель: Ника. Шишка– …

Ника: Клёст!

Дети называют птиц, которых запомнили, в случае затруднения – помогают друг другу.

Воспитатель: Вы отлично справились с заданием.

Воспитатель: Я очень рада, что вы выдержали и это испытание. Беру всех. Не будем терять время. В путь!

Педагог предлагает детям отправиться в лес, в это время звучит фонограмма - голоса птиц в лесу.

4. Двигательное упражнение «Прогулка в лес»

«В лес отправимся гулять, будем весело шагать,

По тропиночке пойдем друг за дружкою гуськом».

Воспитатель: Вот мы и в лесу.

«У леса музыка своя.

Её послушайте, друзья!

Как много звуков

Тут и там!

В лесу не нужен шум и гам

Нельзя шуметь, галдеть, кричать!

Но можно в игры поиграть!»

Предлагаю провести разминку.

5. Музыкальная игра - физкультминутка «На лесной полянке»

Дети встают в круг, звучит музыка, дети передают шапочку-птицу, музыка затихает и тот, у кого оказывается шапочка в руках, одевает её на голову и изображает птицу в центре круга, выполняет движение в соответствии со словами песенки.

«Ну, ребята, не зевайте.

Шапочку передавайте.

Только перестану петь

Надо шапочку надеть.

И любуется народ,

Птичка зернышки клюёт

(Как же птичка воду пьёт)»

Педагог: Что-то не вижу я никаких птиц.

Может они спрятались?

А вы сможете их найти?

6. Дидактическая игра «Путаница»

Детям раздаются картинки путаницы, маркеры и предлагается обвести найденных птиц. Дети работают самостоятельно за столами. После окончания работы называют ту птицу, которую они нашли на рисунке.

Воспитатель: Вы мне очень помогли!

Вы нашли птиц, а мне удалось их сфотографировать. Спасибо вам!

7. Основная часть «Занимательная история»

Воспитатель: Ребята, а хотите, я расскажу вам одну занимательную историю о том, как птицы в нашем краю президента выбирали? (Да).

Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть птичий президент?

Назовите слова - признаки. (Справедливым, добрым, трудолюбивым, красивым, полезным, весёлым, бойким, заботливым).

Воспитатель: Жить президент должен в лесу круглый год, чтобы представлять интересы птиц постоянно.

И вот кандидатами на роль президента стали : кто? (Ворона, Воробей, Снегирь, Дятел, Сова, Сорока, Синица, Клёст).

Дети называют птиц, в случае затруднения – помогают друг другу.

Воспитатель: Сову, Клеста и Снегиря птицы сразу решили отстранить от участия в выборах. Догадайтесь, почему?

Дети: Сова недобрая хищная птица.

Она может обижать и птиц и зверей.

Днём она спит, а ночью охотится.

Клёст - живёт далеко в дремучих сосновых и еловых лесах, и его не всегда можно дозваться.

У Клеста клюв крючком - это не всем может понравиться.

Снегирь - кочующая птица.

Его не бывает в наших лесах летом.

Весну, лето и осень Снегирь проводит в северных лесах.

Значит, он не может в это время представлять птиц.

Воспитатель убирает картинки: "Сова", "Клёст", "Снегирь".

Воспитатель: Сначала птицы решили устроить показ моделей птичьего оперения.

Хотели бы вы, ребята, посмотреть, как это происходило, и поучаствовать в этом конкурсе? (Да).

8. Игра-конкурс "Птичьи моды"

Воспитатель: Повторяйте за мной.

«На одной ножке покручусь

И в птицу превращусь».

Дети выполняют задание.

Затем выстраиваются в одну шеренгу и говорят, в каких птиц каждый из них превратился.

Воспитатель включает музыку.

Дети начинают двигаться по группе, изображая птиц - модниц.

Воспитатель время от времени выключает музыку.

В это время дети - птицы принимают красивую позу.

Когда опять начинает звучать музыка - продолжают медленно двигаться на носочках, кружась, порхая, танцуя.

По окончании музыки все садятся на свои места.

Воспитатель: Именно так всё и было.

Конкурс - показ мод выиграли: Сорока, Синица и Дятел.

Ворону и Воробья птицы посчитали не очень нарядными.

Серый, чёрный и коричневый цвета были не модными в этом сезоне.

Воспитатель убирает картинки: "Ворона", "Воробей".

Остаются картинки: "Сорока", "Синица", "Дятел".

Воспитатель: Победителями оказались Сорока, Синица, Дятел.

Как вы думаете, почему?

Посмотрите на их портреты и попробуйте рассказать, как они выглядели на показе мод? Можно ли их красивое оперение сравнить с человеческой одеждой?

Дети: Сорока - нарядная птица.

Голова и крылья у неё чёрные, а жилеточка - белая.

Хвост у сороки длинный, чёрный с красивым зеленоватым отливом.

Синица - тоже красивая птица.

У неё жёлтая блузочка с чёрным галстуком и зелёный плащик, а на голове у неё тёмно - синяя шапочка.

Дятел - нарядная, красивая, элегантная птица.

У дятла модный наряд.

Сюртучок у него чёрный, а на крыльях - рукавичках - белые крапинки.

Рубашка у него белая, а на ней крапины чёрные.

На голове у дятла красный беретик.

Воспитатель: Осталось только три птицы, которые продолжили участие в выборах. Птицы решили выяснить, хорошие ли Сорока, Синица и Дятел строители.

Они попросили показать им свои гнёзда.

Использование ТСО (синица, сорока и дятел строят свои гнёзда)

Воспитатель выставляет картинки: "Гнездо сороки", "Гнездо синицы", "Дупло дятла".

Воспитатель: У кого какое гнездо? Опишите.

Дети: У Сороки гнездо большое, круглое.

Внизу оно глиняное, сверху сложено из сухих веток.

Устлано гнездо соломинками, травинками, пухом, шерстью.

От дождя сороки делают навес из веток и сучьев - получается настоящая крыша.

У Синицы гнездо из тонких прутиков и соломы.

Для тепла синицы приносят пух, перья, шерстяные волоски и кусочки ваты.

Иногда синицы занимают старые дупла дятлов.

У Дятла большое глубокое дупло.

Вход в дупло круглый или овальный.

Дятел выдалбливает дупло целых две недели.

Ему помогает большой, крепкий клюв.

Гнездо дятел утепляет сухой травой, листьями, перьями и пухом.

Воспитатель: Думали, думали птицы и решили, что все эти птицы хорошие строители. Но выбрали всё - таки два самых тёплых, сухих, уютных гнезда.

Как вы думаете, чьи они были?

(Они выбрали гнездо Сороки и дупло Дятла. В таких гнёздах птенчики не замёрзнут и не намокнут).

Воспитатель убирает картинки: "Гнездо синицы" и "Синицу".

Воспитатель: Чтобы зрители - птицы не заскучали, Сорока и Дятел решили их немного потешить, показать им свои музыкальные способности.

9. Музыкальный аттракцион "Ча-ча-ча и Та-та-та"

Воспитатель: Сорока - стрекотуха предложила всем птицам послушать, запомнить и повторить такой ритм: ча-ча-ча, ча-ча-ча, ча-ча-ча-ча, ча-ча-ча.

Воспитатель произносит слоги, на каждый слог хлопает в ладоши. Дети повторяют. Стараясь не нарушать ритм.

Воспитатель: А лесной барабанщик - Дятел выстучал целое послание.

Послушайте его и постарайтесь также отстучать его пальчиками: та-та, та-та-та, та-та-та-та, та-та.

Дети выстукивают, барабанят всеми пальчиками ритмический рисунок.

Воспитатель: Птицы развеселились и в благодарность выступающим устроили им овацию, аплодисменты - все стали хлопать крылышками по своим бокам, вертеть головками из стороны в сторону и улыбаться.

Попробуйте так повеселиться и вы.

10. Динамическая пауза "Птичьи аплодисменты"

Дети встают прямо, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ритмично поднимают руки вверх - в стороны.

Затем опускают вниз, хлопают себя руками по бокам.

Головы дети медленно поворачивают вправо - влево.

Воспитатель: В заключение птицы попросили Сороку и Дятла рассказать, какую пользу они приносят птицам, человеку, лесу.

Как вы думаете, что они рассказали?

Дети: Сорока рассказала, что она уничтожает много гусениц, мошек, жуков и комаров.

Воспитатель: Но тут птицы вспомнили, что сороки могут и утащить яйцо из чужого гнезда. И это нехорошо.

Дети: Дятел - очень полезная птица.

Его называют лесным доктором.

Он выстукивает деревья, разыскивает у них в стволах и под корой червячков, личинок жуков и бабочек.

Воспитатель: Что бы случилось с лесом, если бы в нём не было дятлов?

Воспитатель: Вот и получилось, что президентом птиц был выбран : (Дятел).

Воспитатель убирает картинку "Сорока".

Воспитатель: Я вижу, вы хорошо знакомы с птицами на наше территории России.

Очень приятно было побеседовать с вами, вы порадовали меня тем, как справились со всеми заданиями.

11. Игра «Интервью» (составление связного рассказа по схеме)

Воспитатель: Ребята, птицы просили вас составить для них биографию дятла, рассказ о нём. Чтобы все знали, какого птицы выбрали себе президента.

Вы согласны им помочь? (Да).

Воспитатель: Садитесь на свои места.

Составить и запомнить рассказ вам поможет схема - помогалочка.

Ваш рассказ я обязательно запишу и передам по назначению - нашим друзьям птицам.

Посмотрите на картинку.

Кто это? (Дятел).

Воспитатель: Какой дятел? (большой, пёстрый, красивый, полезный, трудолюбивый, нарядный, элегантный, заботливый).

Воспитатель: Как он выглядит?

(У дятла модный наряд.

Сюртучок у него чёрный, а на крыльях-рукавичках - белые крапинки.

Рубашка белая, а на ней чёрные крапинки.

На голове у дятла красный беретик).

Воспитатель: Назовите части его тела.

(У дятла есть голова с большим крепким клювом, овальное туловище, два крыла, короткий хвост, сильные, цепкие лапы с коготками.

Очень интересный язык.

Он длинный с зазубринами, с его помощью дятел достаёт из-под коры насекомых.

У дятла маленькие, круглые, чёрные глазки).

Воспитатель: Чем питается дятел?

Как он это делает?

(Дятел уничтожает много насекомых-вредителей, которые прячутся под корой деревьев. Ещё дятел питается семенами еловых и сосновых шишек.

Найдёт в лесу дерево с расщелиной и устроит на нё м свою кузницу: засунет дятел шишку в трещину; все семена выклюет, пустую шишку сбросит вниз и летит за новой).

Воспитатель: Какие звуки издаёт дятел?

(Дятлы не поют, только кричат.

А ещё они барабанят по сухой ветке или по стволу, издавая звук "тррр-тррр-тррр!". Поэтому дятла называют лесным барабанщиком).

Воспитатель: Как дятлы ухаживают за своими птенцами?

(Дятлы по очереди долбят дупло.

Дно его устилают опилками.

Сухой травой, листьями, перьями и пухом.

Там у них вылупляются птенцы.

Дятлы их кормят, учат их ползать по дереву и летать).

Воспитатель: Какую пользу приносят дятлы?

(Дятел уничтожает много вредителей и их личинок.

Если много дятлов в лесу - значит, деревья будут крепкими и здоровыми.

Когда дятел расклёвывает шишки, некоторые семена падают на землю.

Из них могут вырасти новые деревца).

Воспитатель: Если вы видели дятлов, расскажите о своей встрече.

(Рассказы детей).

Дети пересказывают рассказ по цепочке с использованием схемы. Затем один или двое детей пересказывают рассказ целиком.

Воспитатель: Все рассказы, которые вы придумали, мы обязательно поместим в нашей книге.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, дятлу одному легко справиться со своей работой в лесу?

Дети: Трудно

12. «Творческая мастерская» (оригами – изготовление дятлов)

Воспитатель: Ему нужны помощники – дятлы.

Предлагаю сделать помощников - дятлов из бумаги.

Приглашаю вас в творческую мастерскую.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, мы с вами много читали о птицах и знаем, что кроме пёстрых дятлов бывают ещё и чёрные дятлы.

Помощниками нашего пёстрого дятла будут чёрные дятлы.

Согласны?

Воспитатель: Приступаем к работе.

Звучит тихо музыка и дети способом оригами делают дятлов.

По мере изготовления прикрепляют их на панно с лесом.

Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать стихи, или загадать загадки о дятле?

Дети по желанию рассказывают стихи, загадывают загадки.

13. Итог

Воспитатель: Спасибо вам за компанию, вы отличная команда.

Я бы хотела подарить вам на память о нашем путешествии фотографии, только, к сожалению, получились они у меня чёрно-белые. А мне так хотелось поместить в книгу цветные иллюстрации! Что делать?

Дети предлагают раскрасить снимки.

Воспитатель соглашается с ними и поясняет, что это они сделают дома, т. к. время путешествия заканчивается. А их готовые рисунки обязательно поместит в свою книгу.

Воспитатель: Дорогие ребята!

Птицы просили меня передать вам большое спасибо за доброту, ласку, за то, что их кормушки зимой не пустуют.

И в свою очередь просили передать вам вот эти кедровые шишки с вкусными кедровыми орешками, которые растут в наших лесах.

Всем спасибо.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Составление рассказа-описания по теме «Фрукты». Данная презентация может быть использована для составления рассказа - описания по теме "Фрукты" при работе с детьми старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию связной речи детей старшего возраста (6–7 лет) логопедической группы «Дятел — президент птиц»
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 12:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию связной речи детей старшего возраста (6–7 лет) логопедической группы «Дятел — президент птиц»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Крауялис (УИ 97744) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД