Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию связной речи детей старшего возраста (6–7 лет) логопедической группы «Дятел — президент птиц»

Надежда Крауялис
Конспект НОД по развитию связной речи детей старшего возраста (6–7 лет) логопедической группы «Дятел — президент птиц»

Тема: «Дятел – президент птиц»

Цель: Развитие всех компонентов устной речи, практическое владение нормами речи, составление связного описательного рассказа о дятле.

Учить детей использовать освоенные ранее техники оригами для передачи задуманного.

Коррекционно – образовательные задачи:

• Продолжать учить детей составлять рассказ из 6-7 предложений о зимующей птице – дятле с помощью схемы, используя распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи детей старшего возраста (6–7 лет) логопедической группы „Дятел — президент птиц“» размещена в разделах

• Учить подбирать слова – признаки.

Развивать связную монологическую и речь.

Развивать у детей умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу.

Развивать познавательный интерес, любознательность

• Расширять и обогащать представления детей по теме «Птицы».

• Формировать умение переносить свои знания в игровую практику.

Коррекционно – развивающие задачи :

• Активизировать речевую деятельность детей

Развивать слуховое внимание, умение выбирать и запоминать из потока информации нужное; сравнивать, анализировать, делать обобщения.

Развивать зрительное внимание и восприятие, умение различать контур предмета.

Развивать конструктивный праксис и мелкую моторику.

Развивать координацию речи с движением.

• Формировать умение концентрировать и распределять внимание, обогащать двигательный опыт детей.

Коррекционно – воспитательные задачи:

• Воспитывать умение слушать педагога и своих товарищей.

• Формировать гуманные чувства и товарищеские взаимоотношения, воспитывать отзывчивость.

• Воспитывать любовь к птицам, заботливое отношение к обитателям живой природы:

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация» (связный рассказ, монологическая и речь).

«Познание» (познавательно – исследовательская продуктивная конструктивная деятельность).

«Здоровье» (формирование гуманных чувств и товарищеских взаимоотношений, воспитание отзывчивости).

«Физическая культура» (обогащение двигательного опыта детей).

«Социализация» (расширение представлений и обогащение опыта детей по теме «Птицы»).

«Художественно – эстетическое творчество» (развитие творческих способностей).

Оборудование:

1. Фотоаппарат

2. Карта России

3. Картинки:

Птицы наших лесов : «Ворона», «Воробей», «Снегирь», "Синица», «Сова», «Клёст», «Дятел», «Сорока».

Птицы жарких стран : «Страус», «Попугай», «Павлин».

Гнёзда птиц : «Гнездо сороки», «Гнездо синицы», «Дупло дятла».

Картинки – путаницы

Чёрно – белое изображение птиц

4. Видеозапись: «Птицы строят свои гнёзда (сорока, синица, дятел)»

5. Аудиокассета: музыка для фона.

6. Чёрная и красная бумага, клей, цветные карандаши, маркеры.

7. Схема.

8. Шапочка птицы.

9. Микрофон.

Предварительная работа:

• Беседы " Птицы нашего края".

• Наблюдение на прогулках за птицами, изготовление кормушек, подкормка птиц.

Чтение рассказов: Г. Скребицкий "Маленький лесовод", Г. Снегирёв "Дятел".

• Чтение и заучивание стихотворений и загадок о птицах.

• Игра "Собери птицу".

• Слушание аудиозаписи "Птицы в лесу".

• Просмотр видеоматериалов о птицах.

• Просмотр мультфильмов о птицах.

• Изготовление поделок из природного материала, бумаги, пластилина.

• Рисование птиц.

Ход НОД:

1. Организационный момент

Звучит музыка

Дети проходят в групповую комнату и располагаются на ковре полукругом.

Педагог вносит фотоаппарат и карту России.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришло.

Давайте поздороваемся.

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!»

А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

Воспитатель: Ребята! У меня вчера был день рождения и мне подарили фотоаппарат.

Я давно мечтала о таком подарке.

Я много путешествовала по России, много видела интересного и хочу написать книгу о птицах наших лесов.

С помощью фотоаппарата можно сделать иллюстрации, а вот рассказывать, сочинять я не умею.

Может, вы сможете мне помочь?

Хотите поехать со мной?

Дети: Да!

Воспитатель: Я как раз набираю команду и возьму с собой самых внимательных и сообразительных. К проверке готовы?

Дети: Да!

Педагог обращает внимание детей на карту России, объясняет правила игры на внимание.

2. Игра: «Картинки рассыпались»

Воспитатель: Ребята, у меня есть картинки разных птиц, но они все перепутались. Помогите мне, пожалуйста, разобрать их. Отделить птиц наших лесов от птиц жарких стран.

Дети находят картинки с птицами наших лесов, показывают, называют их и прикрепляют картинки на карту России с помощью магнитов.

(Снегирь, воробей, сова, ворона, сорока, дятел, синица, клёст; страус, попугай, павлин.)

Воспитатель: И так, посмотрим на нашу карту.

На ней сразу видно, какие птицы водятся на территории России.

Миша, сможешь ли ты их назвать?

Миша перечисляет названия птиц, в случае затруднения попросить помочь других детей.

Воспитатель: Я очень рада, что вы справились с этим заданием!

А теперь проверим вашу память!

Я буду называть пары слов, а вам их надо будет запомнить.

Будьте внимательны.

3. Игра: «Запомни и повтори»

Снегирь - рябина

Воробей - семечки

Сова - мышка

Ворона - сыр

Сорока - бусы

Дятел - доктор

Синица - сало

Клёст - шишка

Воспитатель: А теперь, ребята, подскажите вы мне птицу.

Первой будет Валерия.

Рябина -Валерия: Снегирь!

Воспитатель: Маша. Семечки– ….

Маша: Воробей!

Воспитатель: Ирек. Мышка- …

Ирек: Сова!

Воспитатель: Даниил. Сыр– …

Даниил: Ворона!

Воспитатель: Дима. Бусы- …

Дима: Сорока!

Воспитатель: Святослав. Доктор– …

Святослав: Дятел!

Воситатель: Миша. Сало- …

Миша: Синица!

Воспитатель: Ника. Шишка– …

Ника: Клёст!

Дети называют птиц, которых запомнили, в случае затруднения – помогают друг другу.

Воспитатель: Вы отлично справились с заданием.

Воспитатель: Я очень рада, что вы выдержали и это испытание. Беру всех. Не будем терять время. В путь!

Педагог предлагает детям отправиться в лес, в это время звучит фонограмма - голоса птиц в лесу.

4. Двигательное упражнение «Прогулка в лес»

«В лес отправимся гулять, будем весело шагать,

По тропиночке пойдем друг за дружкою гуськом».

Воспитатель: Вот мы и в лесу.

«У леса музыка своя.

Её послушайте, друзья!

Как много звуков

Тут и там!

В лесу не нужен шум и гам

Нельзя шуметь, галдеть, кричать!

Но можно в игры поиграть!»

Предлагаю провести разминку.

5. Музыкальная игра - физкультминутка «На лесной полянке»

Дети встают в круг, звучит музыка, дети передают шапочку-птицу, музыка затихает и тот, у кого оказывается шапочка в руках, одевает её на голову и изображает птицу в центре круга, выполняет движение в соответствии со словами песенки.

«Ну, ребята, не зевайте.

Шапочку передавайте.

Только перестану петь

Надо шапочку надеть.

И любуется народ,

Птичка зернышки клюёт

(Как же птичка воду пьёт)»

Педагог: Что-то не вижу я никаких птиц.

Может они спрятались?

А вы сможете их найти?

6. Дидактическая игра «Путаница»

Детям раздаются картинки путаницы, маркеры и предлагается обвести найденных птиц. Дети работают самостоятельно за столами. После окончания работы называют ту птицу, которую они нашли на рисунке.

Воспитатель: Вы мне очень помогли!

Вы нашли птиц, а мне удалось их сфотографировать. Спасибо вам!

7. Основная часть «Занимательная история»

Воспитатель: Ребята, а хотите, я расскажу вам одну занимательную историю о том, как птицы в нашем краю президента выбирали? (Да).

Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть птичий президент?

Назовите слова - признаки. (Справедливым, добрым, трудолюбивым, красивым, полезным, весёлым, бойким, заботливым).

Воспитатель: Жить президент должен в лесу круглый год, чтобы представлять интересы птиц постоянно.

И вот кандидатами на роль президента стали : кто? (Ворона, Воробей, Снегирь, Дятел, Сова, Сорока, Синица, Клёст).

Дети называют птиц, в случае затруднения – помогают друг другу.

Воспитатель: Сову, Клеста и Снегиря птицы сразу решили отстранить от участия в выборах. Догадайтесь, почему?

Дети: Сова недобрая хищная птица.

Она может обижать и птиц и зверей.

Днём она спит, а ночью охотится.

Клёст - живёт далеко в дремучих сосновых и еловых лесах, и его не всегда можно дозваться.

У Клеста клюв крючком - это не всем может понравиться.

Снегирь - кочующая птица.

Его не бывает в наших лесах летом.

Весну, лето и осень Снегирь проводит в северных лесах.

Значит, он не может в это время представлять птиц.

Воспитатель убирает картинки: "Сова", "Клёст", "Снегирь".

Воспитатель: Сначала птицы решили устроить показ моделей птичьего оперения.

Хотели бы вы, ребята, посмотреть, как это происходило, и поучаствовать в этом конкурсе? (Да).

8. Игра-конкурс "Птичьи моды"

Воспитатель: Повторяйте за мной.

«На одной ножке покручусь

И в птицу превращусь».

Дети выполняют задание.

Затем выстраиваются в одну шеренгу и говорят, в каких птиц каждый из них превратился.

Воспитатель включает музыку.

Дети начинают двигаться по группе, изображая птиц - модниц.

Воспитатель время от времени выключает музыку.

В это время дети - птицы принимают красивую позу.

Когда опять начинает звучать музыка - продолжают медленно двигаться на носочках, кружась, порхая, танцуя.

По окончании музыки все садятся на свои места.

Воспитатель: Именно так всё и было.

Конкурс - показ мод выиграли: Сорока, Синица и Дятел.

Ворону и Воробья птицы посчитали не очень нарядными.

Серый, чёрный и коричневый цвета были не модными в этом сезоне.

Воспитатель убирает картинки: "Ворона", "Воробей".

Остаются картинки: "Сорока", "Синица", "Дятел".

Воспитатель: Победителями оказались Сорока, Синица, Дятел.

Как вы думаете, почему?

Посмотрите на их портреты и попробуйте рассказать, как они выглядели на показе мод? Можно ли их красивое оперение сравнить с человеческой одеждой?

Дети: Сорока - нарядная птица.

Голова и крылья у неё чёрные, а жилеточка - белая.

Хвост у сороки длинный, чёрный с красивым зеленоватым отливом.

Синица - тоже красивая птица.

У неё жёлтая блузочка с чёрным галстуком и зелёный плащик, а на голове у неё тёмно - синяя шапочка.

Дятел - нарядная, красивая, элегантная птица.

У дятла модный наряд.

Сюртучок у него чёрный, а на крыльях - рукавичках - белые крапинки.

Рубашка у него белая, а на ней крапины чёрные.

На голове у дятла красный беретик.

Воспитатель: Осталось только три птицы, которые продолжили участие в выборах. Птицы решили выяснить, хорошие ли Сорока, Синица и Дятел строители.

Они попросили показать им свои гнёзда.

Использование ТСО (синица, сорока и дятел строят свои гнёзда)

Воспитатель выставляет картинки: "Гнездо сороки", "Гнездо синицы", "Дупло дятла".

Воспитатель: У кого какое гнездо? Опишите.

Дети: У Сороки гнездо большое, круглое.

Внизу оно глиняное, сверху сложено из сухих веток.

Устлано гнездо соломинками, травинками, пухом, шерстью.

От дождя сороки делают навес из веток и сучьев - получается настоящая крыша.

У Синицы гнездо из тонких прутиков и соломы.

Для тепла синицы приносят пух, перья, шерстяные волоски и кусочки ваты.

Иногда синицы занимают старые дупла дятлов.

У Дятла большое глубокое дупло.

Вход в дупло круглый или овальный.

Дятел выдалбливает дупло целых две недели.

Ему помогает большой, крепкий клюв.

Гнездо дятел утепляет сухой травой, листьями, перьями и пухом.

Воспитатель: Думали, думали птицы и решили, что все эти птицы хорошие строители. Но выбрали всё - таки два самых тёплых, сухих, уютных гнезда.

Как вы думаете, чьи они были?

(Они выбрали гнездо Сороки и дупло Дятла. В таких гнёздах птенчики не замёрзнут и не намокнут).

Воспитатель убирает картинки: "Гнездо синицы" и "Синицу".

Воспитатель: Чтобы зрители - птицы не заскучали, Сорока и Дятел решили их немного потешить, показать им свои музыкальные способности.

9. Музыкальный аттракцион "Ча-ча-ча и Та-та-та"

Воспитатель: Сорока - стрекотуха предложила всем птицам послушать, запомнить и повторить такой ритм: ча-ча-ча, ча-ча-ча, ча-ча-ча-ча, ча-ча-ча.

Воспитатель произносит слоги, на каждый слог хлопает в ладоши. Дети повторяют. Стараясь не нарушать ритм.

Воспитатель: А лесной барабанщик - Дятел выстучал целое послание.

Послушайте его и постарайтесь также отстучать его пальчиками: та-та, та-та-та, та-та-та-та, та-та.

Дети выстукивают, барабанят всеми пальчиками ритмический рисунок.

Воспитатель: Птицы развеселились и в благодарность выступающим устроили им овацию, аплодисменты - все стали хлопать крылышками по своим бокам, вертеть головками из стороны в сторону и улыбаться.

Попробуйте так повеселиться и вы.

10. Динамическая пауза "Птичьи аплодисменты"

Дети встают прямо, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ритмично поднимают руки вверх - в стороны.

Затем опускают вниз, хлопают себя руками по бокам.

Головы дети медленно поворачивают вправо - влево.

Воспитатель: В заключение птицы попросили Сороку и Дятла рассказать, какую пользу они приносят птицам, человеку, лесу.

Как вы думаете, что они рассказали?

Дети: Сорока рассказала, что она уничтожает много гусениц, мошек, жуков и комаров.

Воспитатель: Но тут птицы вспомнили, что сороки могут и утащить яйцо из чужого гнезда. И это нехорошо.

Дети: Дятел - очень полезная птица.

Его называют лесным доктором.

Он выстукивает деревья, разыскивает у них в стволах и под корой червячков, личинок жуков и бабочек.

Воспитатель: Что бы случилось с лесом, если бы в нём не было дятлов?

Воспитатель: Вот и получилось, что президентом птиц был выбран : (Дятел).

Воспитатель убирает картинку "Сорока".

Воспитатель: Я вижу, вы хорошо знакомы с птицами на наше территории России.

Очень приятно было побеседовать с вами, вы порадовали меня тем, как справились со всеми заданиями.

11. Игра «Интервью» (составление связного рассказа по схеме)

Воспитатель: Ребята, птицы просили вас составить для них биографию дятла, рассказ о нём. Чтобы все знали, какого птицы выбрали себе президента.

Вы согласны им помочь? (Да).

Воспитатель: Садитесь на свои места.

Составить и запомнить рассказ вам поможет схема - помогалочка.

Ваш рассказ я обязательно запишу и передам по назначению - нашим друзьям птицам.

Посмотрите на картинку.

Кто это? (Дятел).

Воспитатель: Какой дятел? (большой, пёстрый, красивый, полезный, трудолюбивый, нарядный, элегантный, заботливый).

Воспитатель: Как он выглядит?

(У дятла модный наряд.

Сюртучок у него чёрный, а на крыльях-рукавичках - белые крапинки.

Рубашка белая, а на ней чёрные крапинки.

На голове у дятла красный беретик).

Воспитатель: Назовите части его тела.

(У дятла есть голова с большим крепким клювом, овальное туловище, два крыла, короткий хвост, сильные, цепкие лапы с коготками.

Очень интересный язык.

Он длинный с зазубринами, с его помощью дятел достаёт из-под коры насекомых.

У дятла маленькие, круглые, чёрные глазки).

Воспитатель: Чем питается дятел?

Как он это делает?

(Дятел уничтожает много насекомых-вредителей, которые прячутся под корой деревьев. Ещё дятел питается семенами еловых и сосновых шишек.

Найдёт в лесу дерево с расщелиной и устроит на нё м свою кузницу: засунет дятел шишку в трещину; все семена выклюет, пустую шишку сбросит вниз и летит за новой).

Воспитатель: Какие звуки издаёт дятел?

(Дятлы не поют, только кричат.

А ещё они барабанят по сухой ветке или по стволу, издавая звук "тррр-тррр-тррр!". Поэтому дятла называют лесным барабанщиком).

Воспитатель: Как дятлы ухаживают за своими птенцами?

(Дятлы по очереди долбят дупло.

Дно его устилают опилками.

Сухой травой, листьями, перьями и пухом.

Там у них вылупляются птенцы.

Дятлы их кормят, учат их ползать по дереву и летать).

Воспитатель: Какую пользу приносят дятлы?

(Дятел уничтожает много вредителей и их личинок.

Если много дятлов в лесу - значит, деревья будут крепкими и здоровыми.

Когда дятел расклёвывает шишки, некоторые семена падают на землю.

Из них могут вырасти новые деревца).

Воспитатель: Если вы видели дятлов, расскажите о своей встрече.

(Рассказы детей).

Дети пересказывают рассказ по цепочке с использованием схемы. Затем один или двое детей пересказывают рассказ целиком.

Воспитатель: Все рассказы, которые вы придумали, мы обязательно поместим в нашей книге.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, дятлу одному легко справиться со своей работой в лесу?

Дети: Трудно

12. «Творческая мастерская» (оригами – изготовление дятлов)

Воспитатель: Ему нужны помощники – дятлы.

Предлагаю сделать помощников - дятлов из бумаги.

Приглашаю вас в творческую мастерскую.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, мы с вами много читали о птицах и знаем, что кроме пёстрых дятлов бывают ещё и чёрные дятлы.

Помощниками нашего пёстрого дятла будут чёрные дятлы.

Согласны?

Воспитатель: Приступаем к работе.

Звучит тихо музыка и дети способом оригами делают дятлов.

По мере изготовления прикрепляют их на панно с лесом.

Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать стихи, или загадать загадки о дятле?

Дети по желанию рассказывают стихи, загадывают загадки.

13. Итог

Воспитатель: Спасибо вам за компанию, вы отличная команда.

Я бы хотела подарить вам на память о нашем путешествии фотографии, только, к сожалению, получились они у меня чёрно-белые. А мне так хотелось поместить в книгу цветные иллюстрации! Что делать?

Дети предлагают раскрасить снимки.

Воспитатель соглашается с ними и поясняет, что это они сделают дома, т. к. время путешествия заканчивается. А их готовые рисунки обязательно поместит в свою книгу.

Воспитатель: Дорогие ребята!

Птицы просили меня передать вам большое спасибо за доброту, ласку, за то, что их кормушки зимой не пустуют.

И в свою очередь просили передать вам вот эти кедровые шишки с вкусными кедровыми орешками, которые растут в наших лесах.

Всем спасибо.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Составление рассказа-описания по теме «Фрукты». Данная презентация может быть использована для составления рассказа - описания по теме "Фрукты" при работе с детьми старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию связной речи детей старшего возраста (6–7 лет) логопедической группы «Дятел — президент птиц»
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 12:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД