Получи документы

Конспект НОД по развитию связной речи с опорой на схему-модель Т. А. Ткаченко «Магазин игрушек»

Астапова Галина Алексеевна
Конспект НОД по развитию связной речи с опорой на схему-модель Т. А. Ткаченко «Магазин игрушек»

Конспект НОД по развитию связной речи с опорой на схему – модель Т. А. Ткаченко «Магазин игрушек» для детей старшего дошкольного возраста (2011 – 2012 уч. г.)

Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных монологов с опорой на схему – модель Т. А. Ткаченко.

Образовательные задачи:

Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи с опорой на схему-модель Т, А, Ткаченко „Магазин игрушек“» размещена в разделах

- актуализировать знания детей о признаках и свойствах предметов (игрушках);

- познакомить детей со схемой – моделью Т. А. Ткаченко.

Развивающие задачи :

- развивать монологическую речь детей при составлении описательных монологов использую схему – модель Т. А. Ткаченко;

- развивать навыки учебной деятельности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к игрушкам;

- воспитывать взаимопомощь и эмпатию.

Оборудование: сюжетные игрушки (ответы на загадки – мяч, лиса, колобок, заводная машина, барабан, кукла, заяц, матрёшка, схема – модель, большая машина с кузовом.

Использованная литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш, и сред. пед. учеб. заведений. – 2- е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 1999 – 160 с.

2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

3. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 10.

4. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т. А. Ткаченко. – М., 2004. – 16 с.

Ход НОД

Педагог: Ребята, сегодня рано утром, когда я только пришла на работу, я обнаружила на столе необычную открытку (показывает детям большую открытку с цветными изображениями игрушек и надписью : «Магазин игрушек»). Хотите узнать, что там?

Дети: Да, очень хотим!

Педагог: Здесь написано «Магазин игрушек», а внутри какие – то загадки, странно…Ой, слышите, кто – то к нам едет.

(Заходит мальчик из другой группы и везёт большую машину с игрушками.)

Мальчик: Мне сказали, что у вас открылся «Магазин игрушек», вам игрушки разгружать?

Дети: Да, нам!

Педагог: Я всё поняла, мы должны разгрузить грузовик с игрушками, но для этого вам нужно отгадать загадки. Слушайте:

Очень любят этого молодца, бьют колотят без конца (Мяч).

У вороны рыжая плутовка, сыр отнять сумела ловко (Лиса).

Из муки он был печён, на окошке остужен, убежал от бабки с дедом и лисе он стал обедом (Колобок).

Совсем не нужен ей водитель, ключом её вы заведите – колёсики начнут крутиться, поставьте и она помчится (Заводная машина).

Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (Барабан).

Я – хорошая игрушка, всем девчонкам я подружка (Кукла).

Серый, байковый зверушка, косолапый длинно ушко, ну – ка кто он, угадай и морковку ему дай (Заяц).

Ростом разные подружки, все похожи друг на дружку, все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка (Матрёшка).

(Когда дети отгадывают загадки педагог выставляет игрушки из машины на витрину.)

Педагог: Ребята, давайте ещё раз назовём предметы на нашей витрине.

Дети: Барабан, кукла, заяц, матрёшка, заводная машина, колобок, лиса, мяч.

Педагог: Назовите одним словом все эти предметы в нашем магазине?

Дети: Игрушки.

Педагог: Правильно, это игрушки. Пусть они пока познакомятся друг с другом, а мы немного разомнёмся. Выходите в центр группы.

(Педагог проводит физминутку.)

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик тот достать,

Надо на носочки встать.

(Дети выполняют движения по тексту.)

Педагог: Ребята, чтобы выбрать в нашем магазине игрушку, нужно рассказать о ней, а поможет вам эта схема. Давайте вместе её рассмотрим. (Педагог выставляет схему – модель на доску.)

Педагог: В- первом квадрате обозначается цвет игрушки; во-втором квадрате обозначена форма игрушки (на какую геометрическую форму похожа игрушка); в-третьем квадрате обозначена величина игрушки; в-четвёртом квадрате обозначение материала, из которого изготовлена игрушка; в-пятом квадрате обозначено из каких частей состоит игрушка; в-шестом квадрате обозначение как играть с игрушкой. (Рассказывая об обозначениях педагог использует указку.)

Педагог: Ребята послушайте, как я расскажу об игрушке и смогу купить её. (Педагог описывает игрушку с опорой на схему – модель, а потом забирает её с витрины.)

Педагог: Ребята, кто хочет выбрать себе игрушку в нашем необычном магазине рассказав о ней?

(Дети (3 – 4 ребёнка) по очереди описывают игрушки, педагог следит за их описанием двигая указкой по схеме – модели, если ребёнок пропустил какой – либо признак, педагог напоминает ему об этом. Если кто – то из детей затрудняется самостоятельно описать игрушку по схеме – модели, необходимо объяснить, что позже взрослый вместе с ребёнком составят рассказ об выбранной им игрушке.)

Педагог: Все выбрали себе игрушку? А теперь давайте с ними поиграем. (Дети выходят в центр группы и проводится п/игра.)

Подвижная игра «Угадай игрушку по движению»

Ход игры: педагог тихо договаривается с одним ребёнком какую игрушку они будут показывать движениями (попрыгать, как зайчик постучать в барабан и т. п., остальные отгадывают. В конце игры каждый из детей имитирует движение своей игрушки.

Педагог: (глядя на часы) Ребята пора нам уже закрывать наш необычный магазин.

- Как вы выбирали игрушки?

Дети: Рассказывали о них.

Педагог: Какие бывают игрушки? (задаёт вопросы по схеме подводя анализ).

Педагог: Вам понравился наш необычный магазин?

Дети: Да!

Педагог: Мы ещё обязательно в него вернёмся. Всем спасибо, вы молодцы!

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия по формированию связной речи «Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему» Цели: - формирование у детей навыка составления описательного рассказа о кошке (с опорой на схему); - формирование у детей навыка связности,.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа с опорой на модель» Программное содержание: 1. Развитие воображения, сочинение сказок и историй с опорой на модель. 2. Самостоятельное построение связного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию связной речи с опорой на схему-модель Т. А. Ткаченко «Магазин игрушек»
Опубликовано: 4 мая 2015 в 18:16
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД