Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «В. Бианки «Музыкант»

ирина
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «В. Бианки «Музыкант»

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе

В. В. Бианки «Музыкант»

Воспитатель: Копылова И. Л.

г. Котлас Архангельской области, 2020г.

Цель: обучение связному последовательному пересказу с опорой на

иллюстрации.

Задачи:

Образовательные:

1. Совершенствовать умение отвечать на вопросы.

Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе „В, Бианки „Музыкант“» размещена в разделах

2. Формировать умение логично излагать свои мысли.

3. Закрепить знания детей о творчестве В. В. Бианки.

Развивающие :

1. Развивать речь, память, наблюдательность, внимание, умение обобщать. 2. Активизировать словарный запас детей (музыкант, медвежатник, колхозник, завалинка, щепка, опушка, пиликать).

3. Обогащать знания детей об окружающем мире.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Чтение рассказов и сказок В. В. Бианки : «Чей нос лучше», «Мастера без топора», «Как муравьишка домой спешил», «Теремок», «Хвосты», «Первая охота», «Синичкин календарь», «Музыкант» и др; рассматривание иллюстраций; дидактические игры: «Скажи наоборот», «Кто больше подберет действий (признаков?»; отгадывание загадок, работа с пословицами.

Оборудование: Портрет В. В. Бианки, выставка книг писателя «Герои Бианки», предметы из дерева – ветки, кора, щепки, полено, опилки, 3 иллюстрации к рассказу, макет избы с завалинкой, 5 кругов разного цвета.

Ход НОД:

Дети, а я вас хочу пригласить на завалинку. Вы знаете, что такое «завалинка»? (рассмотреть макет избы с завалинкой).

(Завалинка - это невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы для утепления). Раньше в деревне люди часто собирались на завалинке. Там они делились друг с другом новостями, своими радостями и печалями, помогали друг другу советом, пели песни, шутили. Вот и я вам предлагаю присесть на завалинку, поговорить…

Воспитатель: Ребята, посмотрите на портрет одного писателя (показ портрета)

Кто знает, как его зовут?

По профессии В. В. Бианки – потомственный биолог, т. е. его отец тоже был биологом. Биолог – это человек, который занимается изучением природы. В. В. Бианки родился в 1894 году. С детства Виталий постоянно был в окружении природы. Его отец часто брал его с собой в походы. Виталий с самого детства не только, наблюдал, но и записывал все, что наблюдал. Из этих записей он потом брал материал для своих произведений. В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Эту любовь мы видим уже в самих названиях произведений. Например, «Снегурушка – милушка», «Пёрышко» и другие. Его творчество сложилось из многих произведений.

Сегодня мы познакомимся с рассказом В. В. Бианки и будем его пересказывать.

А какой, вы узнаете, отгадав загадки:

«Мой белый брат во льдах живет

И рыбу ест морскую,

А я люблю пчелиный мед

И ягоду лесную» (медведь)

В руках неумелых скрипит,

О мастере старом грустит.

Чарует, волнует, искрится,

Поет волшебница … (скрипка)

Догадались, какой рассказ мы будем пересказывать? («Музыкант», который расскажет нам о старом медвежатнике.

Дети, а кто такой «музыкант»? (Музыкант – это артист, играющий на музыкальном инструменте и занимающийся музыкой).

Послушайте рассказ и обратите внимание на новые незнакомые слова. Их мы будем обозначать разноцветными кругами (воспитатель читает текст и выставляет иллюстрации к рассказу).

Как называется рассказ и кто его написал?

Кто является главным героем произведения? (старый медвежатник и медведь).

А кто такой медвежатник и чем он любил заниматься? (Медвежатник - это человек, который охотится на медведей и пиликал на скрипке.) Выставляется на фланелеграф коричневый круг.

Как вы понимаете – «пиликал на скрипке»? (Это когда не умеешь играть на музыкальном инструменте, а пытаешься; плохо играешь). Выставляется красный круг.

Где сидел старый медвежатник, когда мимо его проходил колхозник? (на завалинке).

Объясните значение слова «колхозник». (Колхозник - это человек, который работает на земле, житель сельской местности). Выставляется желтый круг.

Что сделал старик после совета колхозника? (Отложил скрипку, расспросил, взял ружье и пошел в лес.).

Чем занимался старик в лесу? (искал медведя).

Какой звук услышал старик и с чем его сравнил? (звук «Дзенн». Он сравнивает его со струной).

Откуда слышался звук? (Звук слышался с опушки.)

Как вы понимаете слово – «опушка»? (Опушка-это край леса, свободное место в лесу.) Выставляется зеленый круг.

Что увидел старик на опушке леса? (на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки.)

Как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздался звук.)

Что такое щепка? (Щепка – это тонкая пластинка дерева, отколотая вдоль полена, мелкие кусочки дерева). Выставляется синий круг.

Давайте с вами найдем на столе среди разных предметов щепку и рассмотрим ее (обследование щепки).

Как вел себя медведь при этом? (Медведь наклонял голову и слушал. А когда звук замолк, медведь опять оттягивал щепку и пускал.)

Почему старик не убил медведя? (Он такой же музыкант, как и сам старик.)

Физминутка:

Идёт медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг,

На двух руках, на двух ногах,

Мы тоже можем так.

В лесу пастух трубит в рожок,

Пугается русак,

Сейчас он сделает прыжок,

Мы тоже можем так.

Чтение рассказа еще раз. После прочтения круги убираются и отмечается, сколько новых слов встретилось в произведении.

Пересказ рассказа по частям с опорой на картинки (по желанию детей 3 человека).

- Ваш пересказ должен быть последовательным и выразительным. Не забываем, что в каждом произведении есть начало, середина и конец.

Воспитатель предлагает сделать детям выбор: «Выберите картинку той части, которую будете пересказывать».

- А теперь давайте послушаем, кто желает рассказать? Не забывайте, что первый рассказывающий должен назвать автора и название рассказа. (Дети пересказывают)

А чей пересказ понравился больше всего? Почему?

А теперь ребята, вас приглашаю на коврик. Кто-нибудь из вас будет играть на музыкальном инструменте, а остальные должны отгадать.

Кто написал произведение?

Почему произведение В. Бианки "Музыкант" так называется? (ответы детей)

Что хотел нам сказать писатель в рассказе «Музыкант»? (Что нельзя убивать животных.)

А почему нельзя убивать животных, а надо их беречь? (Потому что они похожи на людей, животные даже могут создавать музыку.)

Дети, об этом надо помнить всегда, и когда вы вырастите, то не причиняйте животным вреда, а охраняйте их.

Народная мудрость гласит: «Добро побеждает зло». И мы видим, что это так. Старик пошел убить медведя, но не сделал этого, добро победило.

- А сейчас игра «Закончи предложение» :

«Сегодня я узнал…», «При чтении рассказа я думал…».

Приложение

«Музыкант» (рассказ) В. В. Бианки

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст.

Вдруг старик услыхал: «Дзенн.» Красивый такой звук, как струна пропела. Немного погодя опять: «Дзенн.» Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» А из лесу опять: «Дзенн.» — да так звонко, ласково. Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки. Старик подкрался из-за ё лочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн.» — как струна запела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.

Замолк звук, — медведь опять за своё : оттянул щепку и пустил.

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн.»

Колхозник спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

— Нет, — ответил старик.

— Что ж так?

— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий»Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Тема: Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Медведь» и «Игрушки». 2. Обучать умению.

Конспект открытой НОД по развитию связной речи во второй младшей группе «Путешествие в Зимний лес» Видео Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие» (коммуникация).

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе В. В. Бианки «Музыкант» Цели: Продолжать учить детей пересказывать рассказ по частям. Задачи: • Развивающие Развивать способность детей обобщать и активизировать.

Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНРКонспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР (2 год обучения, 3 период)Конспект подгрупповой НОД логопеда по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы компенсирующей.

Конспект занятия по развитию связной речи «Где зимуют зайцы?». Подготовительная группа для детей с ОНР Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Знакомство со стихотворением Н. П. Притулиной.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт»Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт» Рассказ-сравнение «Птица и самолёт» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Птицы» и «Самолёт». 2. Обучать умению сравнивать предметы,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Зимующие птицы» с детьми 3–4 летКонспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Зимующие птицы» с детьми 3–4 лет Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Предлагаю вашему вниманию конспект НОД "Зимующие птицы" для детей 3-4 лет. ЦЕЛЬ: обобщение знаний.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей 5–7 лет «Петушок с семьёй» Тема: Обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества Цели: 1. Учить составлять продолжение рассказа по предложенному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «В. Бианки «Музыкант»
Опубликовано: 22 января 2020 в 20:15
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД