Конспект НОД по реализации ОО «Познание» для детей старшего дошкольного возраста «Символы моей Родины»

Елена Самойлова
Конспект НОД по реализации ОО «Познание» для детей старшего дошкольного возраста «Символы моей Родины»

Цель: Формировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России.

Задачи:

Образовательная область «Познание»

1. Формировать представление о Матрешке, березе, самоваре, медведе как о символах России. Упражнять в отгадывании загадок. Познакомить детей с русской традицией чаепития. Закрепить с детьми образы Сергиево – Посадской и Семеновской Матрешки при помощи упражнения на сравнение. Закреплять у детей понятия Родина, символ.

2. Развивать логическое мышление, активизировать мыслительные процессы (сравнение, обобщение) у детей, посредством решения игровых проблемных ситуаций.

3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес, эмоционально-положительное отношение к неофициальным символам.

Образовательная область «Ознакомление с художественной литературой»

1. Познакомить детей со стихотворением Сергея Есенина «Белая береза». Учить детей замечать средства художественной выразительности

2. Воспитывать у детей любовь к природе.

Образовательная область «Коммуникация»

Упражнять в словообразовании. Активизировать в речи детей прилагательные. Пополнять словарный запас детей: толстобокая, приземистая, полая, чаевничать, белоствольная.

Образовательная область «Художественное творчество»

Закреплять умение детей лепить из соленого теста, используя приемы лепки: раскатывание, соединение.

Образовательная область «Социализация»

1. Закреплять умение взаимодействовать друг с другом при помощи игровых ситуаций.

2. Развивать умение работать самостоятельно и в подгруппе.

3. Воспитывать культуру поведения за столом, доброжелательное отношение друг к другу.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, эмоциональную отзывчивость, желание и готовность помочь другим в сложной ситуации.

Ход НОД

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, к нам пришло видеописьмо. Давайте, посмотрим его. (На экране медвежонок в жаркой стране)

Ребята, я потерялся!

На наш дом налетел ураган

И все смел на своем пути.

Меня унесло далеко-далеко.

И я теперь не знаю,

Где моя мама и как к ней вернуться.

Я даже не знаю, в какой стране я живу…

Воспитатель: Ребята, что же будем делать? (Ответы детей)

Правильно, нам надо найти Родину медвежонка, где живет его мама.

- А вы знаете, что такое Родина? (Ответы детей)

- Родина – это та страна, где мы родились. Как называется наша Родина? (Россия)

-Правильно. А еще у каждой страны есть символы. А вы знаете, что это? Символы – это такие знаки, по которым люди из других стран могут узнать нашу Родину.

- Ну что, в путь на помощь медвежонку! А поможет нам в этом непростом деле вот этот клубок Он не простой, а волшебный! Как только мы скажем волшебные слова, он тут же укажет нам верный путь. Вы готовы? (Да)

Давайте скажем волшебные слова:

Ты катись, катись клубок

Через Запад на Восток.

Крепко ниточку держи

Путь-дорогу покажи!

Воспитатель подводит детей к экрану, там дом с закрытыми ставнями.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, куда это мы пришли? (Ответы детей) Интересно, кто же здесь живет? Чтобы узнать чей это дом, нам надо отгадать загадку:

Алый шелковый платок,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко,

Это русская…. (Матрешка)

На экране появляется матрешка

Воспитатель: Вы знаете, ребята, что издревле на Руси славилось имя Матрена, так вот Матрешка – уменьшенное имя от имени Матрена – знатная дама, мать семейства. Популярный русский сувенир, расписные деревянные фигурки, полые внутри. Полые – это значит пустые, повторите. Матрешки помещаются одна в другую.

По традиции матрешка – это нарисованная женщина в сарафане. В России есть несколько городов, в которых изготавливают матрешек. Это город Сергиев Посад, и город Семеново Все матрешки отличаются друг от друга. Обратите внимание на наших матрешек. Чем они отличаются? (ответы детей)

Воспитатель подводит итог

- А чем матрешки похожи? (Ответы детей). У обеих матрешек одинаковые предметы одежды.

Воспитатель: Вот такая она русская матрешка! Как Родина наша Россия красивая, так и матрешка удивляет и греет нас своей красотой.

- А теперь давайте поиграем.

Игра «Собери матрешку»

Дети делятся на 2 команды, каждая команда собирает свою матрешку

Воспитатель: Молодцы, весело и интересно поиграли с матрешкой. Но нам пора дальше отправляться в путь. Медвежонок ждет нашей помощи.

Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают волшебные слова:

Перед детьми мольберт (фланелеграф) с изображением деревьев: береза, папоротник, пальма.

Дидактическое упражнение «Что не так?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы попали? (Мы попали в лес)

- А что в этом лесу не так? (Здесь вместе растут деревья, которые не должны расти рядом)

- Почему они не могут расти рядом? (Потому что пальма, папоротник – это деревья жарких стран, а береза растет у нас в России)

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что с давних пор на Руси береза являлась самым почитаемым деревом, с которым связано множество обрядов и песен. Русские люди считали березу счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро.

Воспитатель открывает макет березы и отодвигает на задний план мольберт.

-Послушайте стихотворение С. Есенина, которое он написал о прекрасной русской березе «Белая береза»

Воспитатель: Скажите ребята, какие слова о березе говорит автор? Какая она? (белая, у нее пушистые ветки)

- А почему белая береза (Потому что ствол белый, потому что зима)

- Правильно, ребята и у нас уже поздняя осень, вот вот наступит зима, поэтому и наша береза тоже белая.

- Почему автор говорит, что у березы пушистые ветки? (Они пушистые от снега)

- С. Есенин в своем стихотворении говорит о том, что береза красива в своем снежном наряде, с чем он сравнивает снег? (С серебром)

- Как вы думаете, ребята, это доброе, нежное стихотворение или грубое? (Нежное и доброе). Правильно, ребята, Сергей Есенин тоже родился в России и как все русские люди любил природу, берег ее, нежно и по-доброму относился к ней, так он и описал «Белую березу».

Воспитатель: Помните, я говорила, что береза всегда считалась счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро. А давайте сейчас подойдем к нашей березоньке, возьмемся аккуратно за ветку и тихонько про себя загадаем желание самое заветное, и завяжем свою ленточку на ветку. И вот увидите, ваше желание обязательно сбудется. (Воспитатель раздает ленточки детям, дети загадывают желания и завязывают ленточки на дерево).

Воспитатель: Вот ребята, каким добром и нежностью нас одарила наша березонька. Но нам пора дальше в путь – искать Родину медвежонка.

Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают волшебные слова:[/i

Перед детьми накрытый стол.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы попали? (Мы попали в чей-то дом)

- А почему здесь накрыт стол? (Здесь ждут гостей) Мы так долго шли с вами. Может мы и есть те гости, которых здесь ждут. Давайте присядем за стол. Знаете, как говорили на Руси: «Как золотое яблочко всю землю огибает, так и русский самовар за столом близких людей объединяет» Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей). Правильно, ребята, русские люди всегда любили собираться за русским самоваром чаевничать- это значит пить чай и всегда любили принимать гостей. К чаю всегда подавали лимон, пироги, бублики (воспитатель обращает внимание на угощенье на столе) Очень интересна традиция русского чаепития. Подавать чашку чая за столом полагалось обязательно двумя руками, улыбаясь, с добрым напутствием «На здоровье». Принимая чашку, гости отвечали «Спасибо». Давайте и мы попробуем передать друг другу чашку так как раньше это принято было делать.

Воспитатель: Дети всегда пили чай со взрослыми, учились вести себя за столом. Нельзя было дуть на чай, чтобы студить его и звенеть ложечкой, размешивая сахар. Существует традиция завершения чаепития. Нужно было положить ложечку в чашку. Чайная ложка в пустой чашке, была знаком того, что гость больше не хочет чая.

Главное в русском чаепитии – это общение. Много чая, угощений и приятная компания. Не принято было молчать за столом. Молчание расценивалось как признак глубокого неуважения к хозяевам дома. Часто за чаем русские люди любили разгадывать загадки. Давайте и мы с вами отгадаем загадки – уважим хозяев этого гостеприимного дома.

Воспитатель загадывает детям загадки:

Воспитатель:

Сяду рядышком на лавке

Загадаю Вам загадки

Вместе с вами посижу,

Кто смышленей погляжу.

ЗАГАДКИ

Воспитатель:

Все сегодня молодцы, все сообразительны и загадки отгадали просто восхитительно!

Вот так русский самовар и правда всех гостей примет и объединит, как и наша страна Россия – гостеприимная!

А сейчас, ребята, давайте к этому замечательному столу слепим угощение – баранки, вдруг в этот дом еще гости зайдут. (Воспитатель показывает детям на тарелочки с кусочками соленого теста)

Дети лепят под песню группы «Непоседы» «Чых-пых самовар!»

- Складывайте свои баранки на разнос. Вот так угощение! А теперь вытирайте руки влажными салфетками, чтобы они были чистыми. Отдохнули мы в гостях пора уже нам в путь-дорогу, Родину медвежонка искать.

Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают волшебные слова:, останавливаются полукругом около экрана. На экране ворота и черные силуэты матрешки, березы, медведя, самовара.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие большие ворота, может мы уже пришли и там за ними и есть Родина медвежонка, где живет его мама медведица… Но ворота закрыты. Как же открыть их? (Ответы детей) Надо найти ключи.

Воспитатель из за экрана достает конверт с загадкой.

Воспитатель: Посмотрите, здесь подсказка, может она поможет нам узнать, в какой же стране живет медвежонок и его мама и открыть туда ворота (читает, на экране появляются поэтапно изображения из загадки):

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие же ключи от этих ворот! Это же уже знакомые нам предметы: матрешка, березка, самовар. Что общего у этих предметов? (Это символы нашей страны России). Значит, в какой стране живет медвежонок и его мама? (В России). Правильно, ребята, получается, что за этими воротами находится Родина медвежонка – Россия. Но посмотрите, ворота все еще не открылись. Какого символа России еще не хватает? (Дети по силуэту узнают, что не хватает медвежонка). Правильно, ребята!

Медведь – это тоже символ России. Всегда на Руси медведь был знаком мужества, защиты. Какая страна наша Россия – большая, народ в ней мужественный, такой и медведь – большой, мужественный, защитник.

На экране закрывается последний силуэт – изображение медведя. Ворота открываются и там картина просторов России, на заднем фоне медвежонок бежит к медведице)

Воспитатель: Какие молодцы, ребята! Вот и помогли медвежонку найти его Родину и вернуться к маме – медведице. А теперь и нам пора вернуться в детский сад.

Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают волшебные слова:

Воспитатель: Вот мы снова в детском саду.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА

Ребята, вы сегодня так старались и у вас все получилось. В благодарность за вашу помощь, медведица и медвежонок передали вам подарки – вот такие березки – красавицы. Символ нашей Родины России.

Прикреплённые файлы:

zanjatie-prezentacija_q7a95.pptx | 1299,47 Кб | Скачан: 135
 
Публикации по теме:

12 Июня — День России. Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему "12 июня - День России. " Она рассчитана на ребят старшего дошкольного возраста,.

Конспект интегрированного занятия «Мы разные» по образовательным областям социализация, познание, музыкаКонспект интегрированного занятия «Мы разные» по образовательным областям социализация, познание, музыка .

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект НОД по реализации ОО «Познание» для детей старшего дошкольного возраста «Символы моей Родины»
Опубликовано: 5 октября 2014 в 21:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июля. День сказочных поделок на МААМ

Такие разные сказки — веселые или поучительные, забавные или трагические, а может быть даже страшные, но обязательно со счастливым концом. Невозможно представить детство без сказок! А детский сад — это...

16 июля. День поделок из проволоки на МААМ

Чем хороша проволока в качестве материала для рукоделия? Тем, что она отличается высоким уровнем гибкости. А это значит, что можно придавать ей любую форму, воплощая в реальности даже самые сложные...

Конспект НОД по лепке с детьми раннего возраста на тему «Колобок»
Цель: -Учить детей лепить предметы округлой формы, используя приём раскатывания; -Развивать мелкую моторику пальцев рук; -Формировать интерес к лепке;...
Видео и конспект спортивного праздника «Овощи и фрукты — полезные продукты!» для...
Спортивный праздник "Овощи и фрукты - полезные продукты! " Авторы: Иванова Е. Г, Карачарова Н. П. Цель : создание условий для взаимодействия детей друг...
Маршрут «Вежливый охотник», реализуемый в рамках проекта «Маршруты. На пути к...
Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность являются одной из важных форм воспитания, обучения и оздоровления дошкольников. В последние годы...