Юлия Александровна Томилова
Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная область "Познавательное развитие"
• Обобщать, систематизировать знания детей о весне.
• Закреплять знание месяцев.
• Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
• Закрепить знания о труде людей весной.
Образовательная область «Речевое развитие»
• Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность.
Публикация «Конспект НОД по реализации образовательной области „Познавательное развитие“ (формирование целостной картины мира) „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
• Активизировать и обогащать предметный, качественный, глагольный словарь по лексической теме.
• Продолжать развивать речь как средство общения.
• Совершенствовать диалогическую форму речи.
• Воспитывать культуру речевого общения, умение выслушивать, вступать в диалог со сверстниками.
• Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
• Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.
• Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
• Развивать у детей навык самоконтроля и взаимоконтроля.
• Закреплять правила поведения во время игры в весеннее время года.
• Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых.
Образовательная область «Физическое развитие»
• Развивать умение регулировать силу и точность движения в игре с мячом.
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством использования гимнастики мозга, учёта индивидуальных особенностей детей.
• Создавать условия для формирования правильной осанки.
Словарь:
Предметный: весна, солнце, облака, капель, проталина, ручей, лужа, лед, ледоход, подснежник, сосулька.
Качественный: солнце – весеннее, яркое, лучистое, теплое. снег – серый, талый, грязный, ноздреватый. весна – долгожданная, теплая…
Глагольный: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, журчать, ломаться (лед).
Методы и приё мы: Загадка, беседа, вопросы к детям, д/и «Бывает – не бывает», подведение итога воспитателем
Предварительная работа: Беседа о весне, чтение произведений и стихов о весне, заучивание заклички «Приди, Весна!»
Оборудование: персональный компьютер, телевизор, презентация мероприятия, выполненная посредством программы Microsoft Office Power Point 2007, Microsoft Office Word 2007.
Инвентарь: мяч
Материалы: ветка тополя, сосулька.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, назовите времена года.
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: Верно. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте о каком времени года идет речь:
Солнце брызнуло лучами,
Вмиг капели застучали,
Подхватили радость птицы,
Стали в воздухе кружиться,
Лес проснулся ото сна,
Снова к нам идёт….
Дети: Весна.
Воспитатель: Какие слова из загадки вам помогли её разгадать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Назовите весенние месяцы.
Дети: Март, Апрель, Май.
Воспитатель: Ребята, к нам пришла весна! Праздновали встречу весны всегда. Люди ждали, встречали, закликали весну, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой. Давайте и мы с вами позовём весну к нам в гости.
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
Основная часть
(звучит музыка весны, дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Посмотрите, какая красавица Весна пришла к нам в гости!
Воспитатель: Как изменилось солнце с приходом весны?
Дети: Солнце стало светить ярче и теплее.
Воспитатель: Значит, солнце какое?
Дети: Солнце яркое, тёплое.
Воспитатель: Верно. Весной наша планета находится гораздо ближе к Солнцу, и поэтому на Землю попадает больше солнечного тепла.
- День становится длиннее, а ночь короче.
- Повышается температура, становится тепло и что происходит со снегом?
Дети: Снег тает.
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, каким стал снег?
Дети: Снег стал, серым, грязным.
Воспитатель: А почему же снег темнеет?
(Дети отвечают, воспитатель дополняет)
Воспитатель: При таянии снега становятся видны пыль и грязь. Весной снег оседает, тает, а пыль и грязь словно проявляются.
Воспитатель Снег тает, в некоторых местах появляются тёмные пятна. Как они называются?
Дети: Проталинки.
Воспитатель: Верно. Проталинки - место, где стаял снег, и открылась земля.
- Что можно увидеть на проталинках?
Дети: На проталинках можно увидеть зёлёную травку.
Воспитатель: Весной появляются все необходимые условия для роста растений.
- Как вы думаете, какие условия нужны для роста растений?
(Дети отвечают, воспитатель дополняет)
Воспитатель: Нужна влажная земля, тепло и солнечный свет.
Воспитатель: Что можно заметить на ветках деревьев?
(Дети отвечают, что на ветках деревьев набухают почки. Воспитатель демонстрирует ветку с набухшими почками)
Воспитатель: В начале весны почки маленькие, по мере потепления почки как будто набухают, становятся больше, затем раскрываются. Посмотрите, на другую веточку, что вы видите?
Дети: Мы видим листочки.
Воспитатель: Листочки какие?
Дети: Листочки маленькие, светло- зелёные, липкие.
Воспитатель: Молодцы, садитесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, назовите первый весенний цветок.
Дети: Это подснежник.
Воспитатель: Почему его так назвали?
Дети: Подснежник появляется из-под снега.
Воспитатель: Ребята, снег – это замёрзшая вода, при таянии он снова превращается в воду. Появляются лужи, образовываются ручейки.
- Ручейки какие?
Дети: Весенние, звонкие.
Воспитатель: Ручейки все сбегаются к рекам. Под действием воды и солнца во льду образуются трещины, лёд раскалывается и трогается с места. Льдины, теснясь и толкаясь, несутся вниз по реке. Такое явление называется ледоход. От слов – лёд и ходит.
-Как вы думаете, можно весной выходить на лёд? Почему?
(Дети отвечают, воспитатель дополняет)
Воспитатель: Весной на лед водоёма выходить нельзя. Лед стал тонким и хрупким. Ты не заметишь, как окажешься под водой.
- Ребята, отгадайте загадку.
С крыши вниз свисает
Острая рогулька
Капли вниз бросает
Мокрая.
Дети: Это сосулька.
Воспитатель: Верно. Как вы догадались?
Дети: Сосулька с крыш свисает, она острая, капли вниз бросает, она мокрая.
(Воспитатель демонстрирует сосульку)
Воспитатель: Посмотрите, потрогайте её, сосулька какая?
Дети: Сосулька прозрачная, длинная, холодная, ледяная, мокрая.
Воспитатель: Дети, как же образуются сосульки?
(Дети отвечают, воспитатель дополняет)
Воспитатель: Днём, когда тёплая погода, на крышах тает снег, вода каплями стекает с крыш. А ночью вода замерзает, и образуются сосульки.
- Ребята, сосульки очень опасны! Можно играть, где свисают сосульки?
Дети: Нет нельзя!
Воспитатель: Почему?
Дети: Сосульки могут упасть на голову.
Воспитатель: Правильно ребята, там, где есть сосульки ходить и играть нельзя, это очень опасно, ведь погода с каждым днем все теплее и теплее, а сосульки тают и падают на землю.
- Дети, вы слышите звук? Как вы думаете, что это?
(Дети отвечают, воспитатель дополняет)
Воспитатель: Это капель. Когда тает сразу много сосулек, сосульки капают, получается капель.
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание на облака? Они похожи на большие горы. Их называют кучевыми облаками. Они образуются из-за сильного таяния снегов. Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется и пар поднимается вверх, образовывая облака.
Воспитатель: Как только снег растает, начинаются весенние работы.
Какие у людей весенние работы: в поле, в саду, в огороде, в парках?
(Дети отвечают, воспитатель дополняет)
Воспитатель: Надо поле вспахать и засеять, в саду деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. В парках, во дворах убрать прошлогодние листья, ветки, мусор, высадить новые саженцы деревьев. А на клумбах посадить красивые цветы.
Много труда вкладывают люди. Работают в поле и в огороде, в садах и парках, во дворе и возле дома. Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима – с запасами.
Игра с мячом «Бывает – не бывает»
• Весной люди надевают тёплые шубы, а зимой – лёгкие куртки.
• Весной идёт снегопад, а зимой бегут ручьи.
• Весной солнце светит, но не греет, а зимой солнце припекает.
• Зимой появляются проталинки, а весной стоят сугробы снежные.
• Весной на реках стоит лёд, а зимой идёт ледоход.
• Весной медведь спит, а зимой просыпается.
Итог:
Воспитатель: Дети, какое время года наступило?
- Назовите весенние месяцы.
- Как называются тёмные места на снегу?
- Как называется явление, когда лёд на реках трескается и идёт по реке?
- Что вам понравилось на занятии?