Валентина Ивановна Кириченко
Конспект НОД по речевому развитию детей в подготовительной группе и заучиванию стихотворения «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию детей в подготовительной группе
Заучивание стихотворения «Зима»
по мнемотаблице.
Воспитатель: Кириченко В. И.
Декабрь 2017год.
Цель НОД : формирование умения заучивать стихотворение с опорой на мнемотаблицы.
Задачи.
Обучающие:
-Формировать умения рассказывать по мнемотаблицам
-Обобщать представления о признаках зимы, ее характерных особенностях.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию детей в подготовительной группе и заучиванию стихотворения „Зима“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи о зиме. Конспекты занятий
- Темочки
.-Расширять и активизировать словарь по теме «Зима», закреплять навыки подбора прилагательных.
-Закреплять умение выражать свои мысли полными предложениями.
Развивающие :
-Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, способности обобщать.
-Развитие речевой активности, связной речи при рассказывании по таблицам.
- развивать ассоциативное мышление детей, побуждать их высказывать свои мысли, предположения, внимательно слушать собеседников.
Воспитательные:
-Воспитание навыка сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое.
Материал и оборудование: письмо; воздушный шарик; мнемотаблицы; магнитная доска; компьютер; мнемодорожки; простые карандаши; значки с названиями месяцев; ватные диски; сундук.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная,
познавательная, восприятие художественной литературы.
Ход:
Воспитатель звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди)
(влетает шарик, на нитке письмо)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
Воспитатель: это какой-то лист и на нем что то есть вроде символ какой то. Ну и что это может быть? (Ответ детей : а может это просто лист, тайное письмо, послание, приглашение)
Воспитатель: а разве бывают такие письма?
Ответ детей : да, такие письма могут быть засекречены.
Воспитатель: как же узнать что в нем? Давайте каждый подумает и выскажет свое предположение.
Приходим к единому мнению что это СУНДУК и нам надо его найти.
Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.) Вдруг во время поисков вас ждут какие - то зимние испытания, ведь не случайно у вас на значках: что? Надо нам быть ко всему готовыми.
Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?
Кто может назвать какое сегодня число и день недели, месяц?
Как вы заметили наступление зимы?
Игра “Снежная куча”. Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов. Я буду задавать вам вопрос, если вы отвечаете правильно, берёте «снежок» — ватный диск и будем делать сугроб. Посмотрим, насколько высокий сугроб у нас получится.
Вопрос команде «Декабрь».
Зима (какая) — … (холодная, снежная, суровая, вьюжная, веселая, красивая, нарядная и т. д.)
Команде»Январь».
Снег (какой) — … (мокрый, холодный, пушистый, легкий, мягкий, колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, белый сверкающий, и т. д.).
«Декабрь».
Сосулька (какая) — … (ледяная, холодная, острая, прозрачная, хрупкая, тающая, весенняя).
«Январь».
Мороз (какой) — … (холодный, сильный, жгучий, трескучий, крепкий, большой).
- Молодцы, назвали очень много разных слов, и поэтому сугроб получился высокий.
Теперь можно отправиться на поиски загадочного сундука.
Группа «Декабрь» идет на право, «Январь» налево.
Дети находят сундук, открывают и обнаруживают на дне сундука мнемотаблицы, но от кого они не догадываются.
В ходе рассматривания таблиц определяем, что 2 из них нам знакомые, а 3я нет.
На 3 таблице зашифровано стихотворение (отрывок) «Зима» автор Ирина Гурина.
Воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать по таблицам знакомые стихотворения.
На магнитную доску крепим таблицу№1. Стихотворение рассказывает группа «декабрь».
Таблица№2 .стихотворение рассказывает группа «январь».
Приступаем к расшифровке и заучиванию нового стихотворения.
Дети занимают места в «Дошкольной академии», перед ними на экране появляется таблица из 9 клеток (3 последних чистые, без символов). Разбираем первую дорожку. Начинаем с первой клетки.
-Что могут обозначать эти символы? (стрелка-вниз, снежинки-зима, облако-небо, «З»-зима).
Далее аналогично расшифровываются 2,3,4 и 5клетки. Вы хорошо поработали, и я вижу вы устали. В нашей дошкольной академии тоже бывают переменки. Предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка «Посмотрите на нас!»
Посмотрите вы на нас! (руки в центр круга)
Мы – ребята, суперкласс» (руки к себе, большой палец – вверх)
Дружные и смелые, (обнялись, руки на плечи соседа)
А еще умелые!
Можем многое мы делать, (шагаем на месте)
Клеить, резать, шить, плести, (движения по тексту)
Хорошо себя вести! (обняли себя за плечи)
Посмотрите вы на нас! Мы - ребята, суперкласс!
(руки к себе – большой палец- вверх)
Возвращаемся на места, расшифровываем 6 клетку, прочитываем получившиеся строки стихотворения. Далее клетки пустые. Педагог зачитывает строчки «Для речек - гладкий лед, для деток –Новый Год!
- Давайте зарисуем. Придумайте символы, которые отображали бы смысл зачитанных мною слов.
- Заполняем последнее окошко. Дети зарисовывают символ.
- Вот мы и «зашифровали» все слова. Теперь повторите все слова по порядку глядя на эти символы.
Дети называют слова.
-Что вы сделали? (Мы нарисовали символы к словам)
- Вам удалось запомнить и воспроизвести все слова по порядку? (Да, удалось.)
А теперь, опираясь на таблицу прочитаем все стихотворение.
Зима спустилась к нам с небес,
Мешок большой несла чудес:
Снегурочку из сказки,
И лыжи и салазки
И елку, и игрушки
И снег в большой кадушке.
Для речек - гладкий лед.
Для деток – Новый Год!
Таблицы это один из способов быстрого запоминания, поэтому мы быстро выучили.
Звонок по телефону (Включите компьютер)
На экране появляются Смешарики. (фрагмент мультика, озвученный текстом)
Привет, мальчишки и девчонки! Целый год мы незримо присутствовали у вас в группе и наблюдали как вы расшифровываете какие – то значки, символы, загогулички, картиночки. А потом бац и готовое стихотворение, бац и сказочка, бац и расказик. И стало понятно нам, что ваши таблицы это клад, сокровище Поэтому мы их в сундучок и положили. Мы с вас пример берем-кодируем, шифруем. Добавьте к слову «шарик» первый слог из трех букв и вы отгадаете от кого прилетел шарик. Пока!
Педагог: От кого прилетел шарик? Почему шарик? (дети рассуждают, доказывают, если к слову шарик добавить слог «сме» получится СМЕШАРИК.
Рефлексия:
- Что вам понравилось сегодня в дошкольной академии? (Понравилось зашифровывать слова)
- Что было трудного? (Подбирать символы к словам.)
- Для чего мы ходили в дошкольную академию? (Чтобы узнать способ быстрого запоминания, чтобы выучить стихотворение.)
- Где же вам пригодится этот способ? (В школе, в жизни, когда будем учить стихи к праздникам.