Елена Околотенко
Конспект НОД по речевому развитию «Осень» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вид: подгрупповой.
Временной ресурс: 25 минут
Цель:
1. Обобщать и систематизировать представление детей о характерных признаках осени, осенних деревьев.
Образовательные задачи:
1. Расширять и обобщать представления детей об осени, систематизировать и углублять знания об осенних изменениях природы.
2. Уточнять, обобщать и активизировать словарный запас, закреплять умение отгадывать загадки.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Осень“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
1. Конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, приспособление к сезонным изменениям).
2. Формировать умение грамотно строить предложения, четко произносить слова.
3. Развивать память и внимание детей, способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей чувство бережного, заботливого отношения к природе, окружающему миру,
2. Воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
Основная образовательная область – речевое развитие.
Интегрированные образовательные области: - социально – коммуникативное развитие, художественное развитие.
Виды деятельности:
Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательная.
Методы и приемы:
1. Наглядные методы (картинки, иллюстрации с изображением признаков осени, листья)
2. Словесные методы обучения: художественное слово, вопросы. Д/И «Приметы осени», «Я найду слова везде».
3. Практические средства обучения: физминутка «Мы осенние листочки», пальчиковая игра «Осенние листья» - для развития мелкой моторики пальцев и ладони, а также с целью общего укрепления организма, продуктивная деятельность (лепка «Прожилки на листочках).
4. Игровые методы обучения: использование игровых здоровье сбергающих технологий.
Предварительная работа:
-беседы, рассматривание альбомов, картин, иллюстраций.
-дидактические игры «Чей листок?», «Угадай по силуэту?», «Приметы осени». Рассматривание иллюстрации на тему «Времена года», «Осень», «Дикие животные
-обсуждение стихов, пословиц, поговорок, чтение художественной литературы
-подбор картинок по лексическим темам «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы и ягоды», «Дикие животные».
-творческая деятельность (утренник «Прощание с осенью»).
- Наблюдение за погодой на прогулке (какое небо, облака или тучи, солнце, ветер, одежда людей)
-Обзорные, целевые прогулки по территории садика, наблюдение за деревьями, изменениями цвета листвы на деревьях, листопадом, сбор листьев от разных деревьев. Чтение стихов «Осень», «Скучная картина» А. Плещееы; «Листопад» И. Бунин; «Осень» К. Бальмонт; «Зайчик» А. Блок.
-Чтение сказок; «Репка», «Вершки и корешки» - русские народные сказки,
Словарная работа: листопад, резной лист, моросит дождь, силуэт, контур, прожилки.
Методическое обеспечение, оборудование:
Картины с осенними иллюстрациями, мяч. Пластилин, доски для работы с пластилином, салфетки, стеки. Разные листочки, (листья клена, рябины, осины, дуба, деревья елки и береза) и т. д. Корзинка, деревья.
Планируемый результат:
Умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. Знание признаков осени, знание загадок. Выражение положительных эмоций – интерес, радость, восхищение, интерес к художественной деятельности. Объективно оценивать результаты своего труд.
Ход образовательной деятельности:
1. Вводная часть (создать проблемную ситуацию, стимулировать детей к поиску решения проблемы) Осмысление детьми проблемы в совместной деятельности через систему вопросов и заданий.
2. Основная часть( : детям дают знания необходимых для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучение связной речи.
3. Заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной. Подведение итога занятия в эмоциональном и смысловом аспекте, акцент на позитивные личностные изменения в ребёнке, определение результата образовательной деятельности с детьми.
1. Дети заходят, становятся полукругом лицом к гостям.
Воспитатель – Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но все же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
Что за пора к нам пришла?
Дети – Осень
Воспитатель – Правильно. Красавица – Осень. Это о ней мы с вами будем разговаривать. Сколько осенних месяцев вы знаете?
Дети: Три месяца
Воспитатель - Как они называются?
Дети. - Сентябрь, октябрь, ноябрь
Воспитатель - По каким приметам мы узнаем, что наступила осень?
Дети - Похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают в теплые края, день стал короче, идут дожди, люди надевают теплую одежду.
Подвести к иллюстрациям.
Воспитатель – Скажите дети, какое время года на картинах?
Дети – Осень.
Воспитатель – А как она еще называется? (показать на первую картину)
Дети – Золотая осень, поздняя осень и предзимье. /можно спросить по каким приметам они узнали/.
Воспитатель – Правильно. Сейчас мы с вами поиграем.
Итак, повторим правилами игры:
1. Внимательно слушать задание и не перебивать.
2. Когда отвечаете не выкрикивать и не перебивать своего товарища.
3. Когда ребенок ответил, только тогда можно дополнить его ответ.
Игра «Закончи предложение» - с мячом.
Воспитатель – Встаньте пожалуйста в круг. Я буду начинать предложение, а вы будете его завершать.
-На смену многоцветному лету пришла (золотая осень).
-Солнышко все реже проглядывает (из – за темных туч).
-Деревья надели (разноцветные наряды).
-Красные, желтые листья (шелестят на ветках, опадают, медленно кружатся в воздухе).
-Листья покрывают землю как (золотой ковер, пестрое одеяло).
-Часто моросит (холодный, затяжной дождик).
-Птицы собираются в стай, и (улетают в теплые края).
-Звери в лесу (делают запасы, роют теплые норы, готовятся к спячке).
Воспитатель – Молодцы! Посадить детей на стульчики.
2. Воспитатель – Какие приметы осени вы знаете дети? (раздать мнемо карточки). Попробуйте рассказать мне приметы по этим карточкам.
Дети - Осенью ….(желтеют листья).
Осенью (часто тучи на небе).
Осенью (на юг улетают птицы).
Осенью (идут холодные, проливные дожди)
Осенью (меньше светит солнце).
Осенью (на улице становится холодно).
Осенью ….(звери готовятся к зиме, готовятся к спячке).
Осенью (люди собирают урожай).
Осенью (бывает листопад). Спросить про листопад в последнюю очередь.
Ответы детей (низкое небо, похолодало, птицы на юг улетают, желтеет листва, листопад, идут затяжные холодные дожди и т. д.)
Воспитатель – Молодцы ребята, все приметы назвали. Давайте расскажем и покажем про «Осенние листочки»
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Листопад, листопад,
Листья по ветру летят.
Вот летит листок осинки,
А за ним листок рябинки,
Ветер гонит лист кленовый,
Подгоняет лист дубовый,
Лист березки кружится.
Осторожно – лужица!
Лист над нами покружился,
Прямо в лужу опустился.
Плавно поднимают и опускают руки.
Поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца.
Вращают большими пальцами.
Грозят указательными пальцами.
Вращают кистями рук.
Опускают руки вниз.
Воспитатель – Молодцы, дети, хорошо размялись.
Воспитатель – Дети, посмотрите около деревьев лежат листья. Давайте подойдем и посмотрим. Они все разные. Какие они? (Дети подходят к листьям)
Ответы детей (различаются по цвету, форме, количеству, от каких деревьев)
Воспитатель – Ребята, я буду называть лист, вы будете находить и брать по одному листочку, затем раскладывать листья перед собой слева на право. Лист березы, клена, рябины, осины, дуба.
Воспитатель – Дети, как вы узнали, где какой листок и какому дереву принадлежит?
Дети – Монетки у осины, остро резные у клена, мягко закругленные – у дуба, узкие и много листиков - рябина, овал внизу и острый кончик – береза.
Воспитатель – Возьмите в руки по два листочка, поиграем.
Игра П/ и «Мы – осенние листочки».
Мы листочки, мы листочки, (Стоя, поднять руки с листочками вверх).
Мы осенние листочки. (Покачивание туловища в стороны.)
Мы на веточке сидели, ветер дунул, полетели. (Присесть на корточки.)
Мы летали, мы летали, а потом летать устали. (Бег в разных направлениях.)
Перестал дуть ветерок, мы присели все в кружок. (Присесть на корточки.
Ветер снова вдруг подул, и листочки быстро сдул. (Медленно кружиться на месте.)
Все листочки полетели и на землю тихо сели. (Присесть на корточки. (1 – 2 раза.)
Спокойная ходьба по залу.
Воспитатель – Молодцы, дети.
3. Заключительная часть. Продуктивная деятельность:
Воспитатель – Словно хитрая – прехитрая лиса,
Ходит осень по полям и по лесам.
Как волшебница, без кисти
Разукрасила все листья.
Желтые, красные, оранжевые – листья летят.
Воспитатель - Давайте устроим листопад.
(дети подбрасывают листья вверх)
Воспитатель – Посмотрите ребятки, на наших листиках чего- то не хватает
Дети – На листиках нет прожилок.
Воспитатель - Предлагаю вам дети с помощью пластилина сделать прожилки на листочки. Присаживайтесь за столы, приступаем к работе.
.
.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель - Молодцы! Смотрите, как у нас красиво получилось. А в заключение, давайте поиграем.
Игра – «Я найду слова везде». Как закрепление знания.
Воспитатель - Сейчас мы с вами соберем в эту корзинку осенние слова. Встаньте в круг дети (сама встаю в середину круга).
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде
На полу, на потолке
На носу, и на руке.
Вы не слышали такого –
Не беда! Играем в слово. (Н. Пикулева)
Итог: Молодцы ребята! Наша игра подошла к концу. Вы правильно отвечали на вопросы, мы вспомнили приметы осени. Хочу всех вас похвалить за выдержку, умение внимательно слушать и отвечать на вопросы.