Елена Столярова
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Русские богатыри — защитники Отечества»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Русские богатыри-защитники Отечества».
Цель: расширять знания детей о защитниках русской земли.
Программное содержание:
Образовательная область «Речевое развитие» :
- Продолжать совершенствовать все стороны речи.
- Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря. Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе „Русские богатыри — защитники Отечества“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
- Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
- Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- Совершенствовать умение детей составлять рассказы по содержанию картины.
- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
- Продолжать знакомить детей с картинами русских художников.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
- На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
- Углублять и уточнять представления о нашей Родине-России.
- Воспитывать уважение к защитникам Отечества.
- Воспитывать организованность, дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца.
Образовательная область «Познавательное развитие» :
- Продолжать развивать навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.
- Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
- Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
- Расширять знания детей об изобразительном искусстве. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи.
-Формировать интерес к разнообразным сооружениям.
- Закреплять навыки коллективной работы.
Образовательная область «Физическое развитие» :
- Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, книги о богатырях, сундук, сапоги, щит и меч, лук и стрелы, шлем и кольчуга, булава, картинки с изображением богатырских доспехов, разрезные картинки с изображением богатырей, фигурки богатырей, строительные кубики, презентация к занятию, мнемотаблицы для составления рассказов-описаний богатырей,
Предварительная работа: чтение русских былин и сказок о богатырях, рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Три богатыря», слушание в аудиозаписи былин, рисование на тему «Русские богатыри».
Ход НОД:
Дети на ковре, звучит музыка.
Воспитатель: Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Вместе с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем…
Ребята, скажите, что же мы с вами называем Родиной?
Ребята, а как называется наша родная страна?
Дети: Россия
Воспитатель: Что вы можете о ней сказать? Какая она?
Дети: Наша страна… (большая, красивая, сильная, богатая и т. д.).
Воспитатель: А вы знаете, как Россия называлась давно, в старину?
Дети: Русь.
Воспитатель: Правильно. Страна наша всегда была большой, с удивительно красивой природой, богатой на разные полезные ископаемые. В ней всегда жили трудолюбивые и талантливые люди. Все это привлекало врагов земли русской, и хотели они ее захватить. Кто же вставал на ее защиту в те времена?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Ребята, а кого из русских богатырей вы можете назвать?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор, Микула Селянинович, Вольга Святославич.
Воспитатель: Можете сказать, какими они были?
Дети: Сильными, смелыми.
Сюрпризный момент: прилетает стрела.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, эта стрела из далекого прошлого. Она предлагает нам отправиться в путешествие во времена богатырей, в Древнюю Русь. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Только как нам туда попасть? Нам нужен транспорт, но не простой, а сказочный. Какие виды сказочного транспорта вы знаете?
Дети: Ковер-самолет, сапоги-скороходы, летучий корабль.
Воспитатель: Посмотрите, у нас здесь коробка. Что же в ней? (сапоги). Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и скажем:
Сапоги-скороходы, помогите,
В Древнюю Русь нас перенесите.
Открываем глаза.
На экране Старец, голос за кадром:
Ой, вы, гости дорогие, добры молодцы и красны девицы! Добро пожаловать к нам в Древнюю Русь. Только в недобрые времена вы к нам попали: напал враг на нашу Русь-матушку. Собрались богатыри встать на защиту родной земли, да случилась беда: исчезли все доспехи богатырские. Теперь и не знаем, что будет с нашей Русью-матушкой.
Воспитатель: Что же делать, ребята?
Дети: Помогать!
Воспитатель: Как же мы сможем помочь?
Дети: Доспехи найдем.
Воспитатель: Что же нам поможет в поисках? Ой, а что за сундук здесь? Он закрыт, чтобы его открыть, мы должны сказать чистоговорку:
Чук-чик-чак-чок, открывайся сундучок!
Дети проговаривают.
Посмотрите, здесь изображено то, что нам надо найти. Что же это?
Дети называют: шлем, кольчуга, булава, лук и стрелы, щит и меч.
Воспитатель: Ребята, меч-то нам надо найти не простой, а настоящий меч-кладенец. Знаете, что это?
Ответы детей.
Воспитатель: хочу вам рассказать, что есть три версии возникновения этого названия. Первая: меч-кладенец всех врагов кладет. Вторая: та, что он добыт из так называемого клада – укромного, тайного места. Но словарь русского фольклора говорит нам, что название меча происходит от слова «укладный», что значит «стальной», а стальное оружие в древности считалось редкостью.
А еще здесь карта. Она подскажет нам, куда надо идти.
Воспитатель: Ребята, у нас речка на пути, (На экране река)
Ни проехать, ни пройти.
Соловей-разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
Пословицы про богатырей нам надо называть,
Из бревнышек нам надо
Мостик собирать.
Дети называют пословицы.
(Не родом богатырь славен, а подвигом.
Славна богатырями земля русская.
Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает.
Каждый сам себе богатырь.
Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот, кто врага одолевает.
(На экране над рекой появляется мост.)
Воспитатель: Вот и первая наша находка. Что это?
Дети: Шлем богатырский и кольчуга.
Воспитатель: А мы продолжаем наш путь. (На экране стена)
Ребята, злой Тугарин-змей построил стену, чтобы помешать нам. Для того, чтобы разрушить ее, мы должны поменять его слова на противоположные по значению. Справимся?
Дети: Да!
Игра «Скажи наоборот» :
Здравствуйте-до свиданья;
Война-мир
Зло-добро
Поражение-победа
Трусливый-смелый
Слабый-сильный
Старый-молодой
Глупый-умный
Начало-конец.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, стена разрушена, у нас теперь есть лук и стрелы, и мы можем продолжать наш путь.
(На экране Змей Горыныч)
Запись: Фу-фу, русским духом пахнет! Не побоялись меня, пришли. Что же вам надо?
Дети: Ищем доспехи и оружие богатырей.
Запись: Выполните мои задания, посмотрю, может, и помогу вам. Была у меня картина, да только поспорили мои головы, кто первый смотреть будет, да порвали ее. Вам надо собрать части и рассказать, что на картине.
Воспитатель: Справимся, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Нам надо разбиться на четыре группы, собрать фрагменты картины и рассказать о том, кто на них изображен. Поможет вам в этом мнемотаблица. Четвертая группа ребят построит крепость для богатырей (на столе фигурки богатырей и кубики).
(После выполнения задания получают булаву)
На слайде поляна и старец.
Запись: Долгий путь вы проделали, друзья, устали, наверное. Присядьте на моей полянке, отдохните, да последнее задание выполните. Расскажите-ка, почему же так сильны богатыри русские?
Дети садятся в круг, передают друг другу фигурку богатыря и говорят :
Русские богатыри сильны, потому что… (дружные, занимаются спортом, хорошо едят, много бывают на свежем воздухе, много тренируются и т. д.).
Запись: Молодцы, в моем сундуке для вас кое-что лежит.
(находят щит и меч)
Воспитатель: Ребята, наше путешествие в Древнюю Русь подошло к концу. Мы с вами выполнили все задания, нашли богатырские доспехи. Вы показали, какие вы дружные, находчивые, сообразительные. А сейчас надеваем сапоги-скороходы и возвращаемся в детский сад.
Сапоги-скороходы, помогите,
В детский сад нас перенесите.
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
Где же мы побывали?
Что вам было интересно?
Что показалось трудным?
Богатыри в благодарность передали нам вот эти книги, чтобы мы могли их раскрасить и повесить в группе.