Папки-передвижки

Конспект НОД «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»

Светлана Сайфуллова
Конспект НОД «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»

Конспект НОД по теме «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»

Программные задачи:

1. Познакомить детей с древней историей жилища людей. Воспитать желание знакомиться с жизнью казаков.

2. Учить рассказывать о предметах быта казаков.

3. Учить украшать полотенце узорами, характерными для нашего края.

Предварительная работа :

1. Рассматривание иллюстраций жилищ древних людей.

Публикация «Конспект НОД „Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака“» размещена в разделах

2. Рассматривание иллюстраций «Устройство хаты казака».

3. Заучивание пословиц.

4. Заучивание стихотворения «На хуторе нашем вишневом».

5. Рассматривание одежды казака-казачки.

6. Рассматривание узоров полотенец.

Воспитатель: Очень часто, а событиями

И сутолокою дней, старины

Своей не помним мы,

Забываем о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним старые обычаи,

Вспомним нашу старину.

Дети проходят и садятся

Воспитатель: Это было давным-давно. Много лет назад на Земле жили древние люди. Сначала они жили в пещерах. Позже они научились строить жилище из костей и шкур животных. (Воспитатель открывает макет). Климат стал холоднее, и люди стали утеплять свое жилье. Они стали строить жилища, напоминающие огромные картины, обмазанные глиной с крышей из соломы и камыша. Шло время, так и жили люди в таких своих жилищах. До тех пор пока царица Екатерина II за верную службу подарила казакам земли. Земли казакам очень понравилось. Земля была покрыта степями, заросшими густой травой. Над степями царили белоголовые орлы. В лесах было много зверей. В плавнях водилось много рыбы. И построили казаки станицы. Строительство велось по плану. В центре станицы площадь, церковь, школа. Хаты-курени казаки строили из местных материалов: хворост, камни, глина, солома. (Рассмотреть макет №3).

Чтобы хаты были еще красивей, казаки воле хат сажали сады, яркие цветы мальвы. Так и жили казаки : сеяли хлеб, растили детей, а самое главное – охраняли южные границы от врагов.

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения писателя И. Бойко «Гимн хате».

«Строили тебя на скорую руку, из всего, что ни есть: из самана, шурлука, набивали глиной, рубили из дуба; укрывали бурьяном, камышом, дранью. Под твои углы закладывали монеты, чтобы быть богатым; на пороги прибивали подковы, чтобы быть счастливым, петухами, рыбками, розами; в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз. Строили тебя всей родней, всей улицей, всей станицей и повсюду к тебе каждый вхож, твои двери открытые каждому… А сколько пота пролила ты! Просыпались рано-рано, на зорьке. Будили тебя петухи, коровы, овцы, звон наковален в кузнеце. И было тебе радостно, когда вокруг тебя невестами хороводились вишни, яблони, груши; когда у окон твоих оббивали цепами снопы, веяли зерно; когда в горнице ткали полотна, в сенях плели лапти; когда тебе нашептывали сны пряхи и веретено. И сколько набивалось в тебя детишек, хата, что не повернуться, ни сесть!».

Воспитатель: А теперь посмотрим внутреннее убранство нашей хаты. (Дети встают и обходят комнату. Воспитатель показывает: вот кровать, стол, лавка, печка, одежда казака, и сами хозяева Маруся и Иван. А вот сундук).

Воспитатель: Как вы думаете, что в нем находится? Что может храниться в этом сундуке? (ответы детей).

Воспитатель: Что нам думать и гадать, давайте мы его откроем. (Дети пробуют открыть, но он не открывается).

Воспитатель: А я, кажется, догадалась – этот сундук не прост, а с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки.

Дети говорят пословицы:

1. Баба с возу, кобыле легче.

2. Хлеб, соль да вода – вот казачья еда.

Воспитатель: Молодцы, открылся сундук. Ой, чего здесь только нет!

Воспитатель: Дети, что это? (кувшин). Дети, определите, из чего сделан кувшин? (даю потрогать). Правильно, он сделан из глины. А если немного пофантазировать, то можно ощутить тепло рук гончара, сделавшего этот кувшин. Его принесла Саша.

Рассказ Саши: «У меня в руках кувшин. Его сделал гончар. Глину брали у реки. Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками. Готовую форму кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду».

Воспитатель: Бабушка Саши очень дорожит этим кувшином, она хранит его дома, он очень старый. А еще, дети, этот кувшин на Кубани называли глэчик.

Дети, какие казачьи слова вы еще знаете?

Дети: цыбуля, кабыца, буряк, тын, драбына, кавун, гарный, цуцыня.

Воспитатель достает из сундука рубашку.

Ребенок: я принесла бабушкину рубашку. Казачки очень любили наряжаться на праздники. Она сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой. Бабушка надевала рубашку, платок, юбку, бусы и была очень красивой.

Воспитатель: А узор на блузке обозначает плодородие земли (цветы). У казаков было много мастериц. Очень любили они кудесничать. Но днем они были заняты, а вечером в хатах было темно. Не было электричества, а горела вот такая лампа (достаю из сундука, даю детям для рассмотрения).

Ребенок: Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.

Воспитатель: Что же еще в сундуке? (достаю скалку). Казачки были хозяйками, они догадались, что деревянной скалкой можно не только тесто раскатывать, но и гладить свежевыстиранное белье. Позже появился утюг.

- Посмотрите какой! (ставлю на стол утюг). Из чего он сделан?

Рассказ ребенка: Он сделан из железа. Его сделал кузнец. В утюг клали угли, ими раскаляли его на печи и гладили белье.

Воспитатель: Вот какая история у этих вещей. Мы будем их хранить как память о предметах быта наших предков.

Воспитатель: Дети, а сейчас давайте украсим полотенце узорами. Посмотрите на рисунки вот на этих полотенцах и постарайтесь украсить свое, сделать его ярким и красивым. Каким узором ты украсишь свое полотенце, Саша? … (крестик, цветы, листья).

Дети рисуют, украшают полотенца (звучит фонограмма).

Рассмотрение работ.

Воспитатель: Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается. А завтра вы отправитесь в гости к своим бабушкам, прабабушкам. У них дома вы непременно отыщите какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитое полотенце или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга. Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это ваше прошлое, пуская любая мелочь, будет драгоценностью. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища. И будем помнить: МНОГИЕ ИЗ НАС ПОТОМКИ ТЕХ САМЫХ СИЛЬНЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ КАЗАКОВ, СОЗДАВШИХ СВОИМ УПОРНЫМ ТРУДОМ СЛАВНУЮ ЗЕМЛЮ.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Конь — верный друг казака» НОД «Конь – верный друг казака» Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста духовно- нравственных качеств в процессе.

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Конспект НОД «Как казака в армию забирали» к Дню ПобедыКонспект НОД «Как казака в армию забирали» к Дню Победы Ход: Воспитатель: Сегодня мы со всем Миром отмечаем великий праздник– День победы над фашистской Германией. Много лет прошло с того дня,.

Конспект НОД по лепке «Конь для казака» (старшая группа)Конспект НОД по лепке «Конь для казака» (старшая группа) Цель: Научить детей изображать лошадку. Задачи: Передавать характерную форму частей животного. Учить объединять вылепленные части в одно.

Конспект НОД «Знакомство с Предметами быта: Прялка, веретено» (открытое занятие для родителей) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области Конспект НОД.

Макет «Русская изба со старинными предметами русского быта»Макет «Русская изба со старинными предметами русского быта» Не все взрослые, а тем более дети бывали в краеведческих музеях, где могли бы ознакомиться с экспонатами быта, культурой и жизнью русского.

Экскурсия в музей «Знакомство со старинными деревянными предметами быта» для старшей группы Цель: Развитие познавательной активности воспитанников в процессе формирования у дошкольников представлений о музее и его коллекциях, приобщение.

Занятие «Знакомство с предметами быта. Прялка, веретено»Занятие «Знакомство с предметами быта. Прялка, веретено» Занятие «Знакомство с предметами быта: прялка, веретено» Образовательная область «Познание». Цель: познакомить детей с предметами крестьянского.

Конспект занятия «Знакомство с предметами Касимовского промысла» во второй младшей группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во 2 младшей группе. Тема: Знакомство с предметами Касимовского промысла. Программное содержание:.

Конспект занятия «Знакомство с предметами Касимовского промысла» Программное содержание: 1. Дать детям представление о Касимовском народном промысле. 2. Продолжать знакомить детей с предметами домашнего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»
Опубликовано: 30 августа 2019 в 14:58
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД