Получи документы

Конспект НОД «Знакомство детей с предметами старинного русского быта»

Дьячкова Елена
Конспект НОД «Знакомство детей с предметами старинного русского быта»

Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».

Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.

Задачи:

- познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.).

-знакомить детей с предметами домашней утвари их названиями предназначением

-учить детей знать характерные особенности деревенской посуды.

-активизировать употребление в речи названия материалов из которых они изготовлены.

Публикация «Конспект НОД „Знакомство детей с предметами старинного русского быта“» размещена в разделах

-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям своего народа.

Оборудование: предметы быта (старинная посуда, ухват, чугунок, половики, коврики. демонстрационный материал, мольберт.

Ход занятия: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта. На моем столе много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами говорим. Слушайте мою загадку:

Всех накормит, обогреет

Варежки сушить поможет

Деток спать она уложит.

- Правильно, печка. Молодцы.

-Для чего нужна была печь в избе?

(в ней еду готовили, она обогревала дом. На печи можно было даже спать.)

-Скажите как называли человека, который умел класть печь?

(печник)

-Из чего складывали печь?

(из кирпичей)

-Значит она какая?

(кирпичная)

-Встану я рано утром, первым делом растапливаю печку, растопится печка – жарко становится – пора и готовить.

-Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте мою следующую загадку:

Он как круглая кастрюля

Он чумазый не чистюля

Где там в печке уголек

Сварит кашу …. чугунок.

-Какая необычная посуда. Ну- кА еще раз скажите как называется?

(чугунок).

-Попробуйте, подержите какой он?

(тяжелый)

-А может быть кто-нибудь знает почему его называют чугунок?

(потому, что он сделан из чугуна).

-Чугун – это такое железо.

-Чугун сделан из чугуна – значит он какой?

(чугунный).

-Как же можно было достать из печи горячий чугунок?

-здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку:

Из русской печи

Кашу тащи

Чугунок очень рад

Что схватил его …ухват.

-Хорошо, молодцы.

-А вы знаете что представляет собой ухват?

(деревянная палка с металлической рогаткой на конце).

-А для чего нужен был в доме ухват?

(для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься).

-Хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам?

(Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).

- Что ты достал из печи?

(чугунок)

- Чем ты достал чугунок?

(ухватом). А что такое ухват вы знаете? Сейчас вам наш гость расскажет для чего он нужен и покажет как выглядит ухват. Ухват, или рогач, — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

Хорошо, молодцы.

- Слушайте мою другую загадку:

Выпускает жаркий чай

Древний чайник…. самовар.

- Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар- значит сам варю.

- А что же он варит?

(чай).

-Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пирогами, блинами.

- А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются?

(да)

-Сейчас они стали электрические.

-Раньше не было холодильника, как вы думаете в чем хранили молоко?

(крынке, кувшине).

- Крынка, кувшин – что это?

(это посуда).

-Из чего она сделана?

(из глины).Значит она – глиняная. Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось.

- А вот у крынки родной братишка может быть кто – нибудь знает как его называют?

(горшок).

-Раз он родной братишка, из чего он сделан?

(из глины).Значит он какой?

(глиняный).

- А чем он отличается от крынки?

(формой, высотой).

- А вот эти туеса сделаны из коры деревьев- бересты. Береста- это кора с какого дерева?

(березы).

- Берестяная посуда – легкая, удобная, красивая. Она обладает особыми свойствами: в жару жидкость налитая в такую посуду долго оставалось холодной, а горячая наоборот долго не остывала.

- Слушаем мою загадку:

Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра

На плечах дугой повисло

Держит ведра …. коромысло.

- Из чего делали коромысло?

(из дерева).

- По краям, что делали?

(крючки)

-Для чего?

(для ведер).

Коромысло можно носить на одном плече или двух. (показ).

- Кто хочет попробовать пронести ведерки?

Хорошо. Молодцы.

- Посмотрите на пол. Чем покрыт пол?

(ковриками, половиками).

-Половики какой формы?

(прямоугольные).

-А еще какие?

(длинные).

- А коврики какой формы?

(круглые).

Для чего пол покрывали?

(для тепла).

Сегодня мы с вами познакомились и поговорили о предметах старинного быта. Вам понравилось?

А хотите мы с вами поиграем. Игра называется : «Что было, что стало».

- Где готовили еду в старину?

(в печке).

-А мы сейчас где готовим?

(на газовой плите).

-В чем раньше кашу варили?

(в чугунке).

-А мы сейчас где готовим?

(в кастрюле).

-В чем раньше готовили чай?

(в самоваре).

-А мы сейчас?

(в чайнике).

- Зачем нужно было коромысло?

(воду носить).

- А у нас сейчас?

(водопровод).

- Какие вы умные и смышленые. Все загадки отгадали, в игры со мной поиграли.

Публикации по теме:

Целевая прогулка с детьми старшего дошкольного возраста. Мини-музей «Предметы русского быта» Целевая прогулка с детьми старшего дошкольного возраста Мини-музей «Предметы русского быта» Цель: воспитание у детей интереса и любви к.

Фотоотчет «Ознакомление дошкольников с историей русского быта»Фотоотчет «Ознакомление дошкольников с историей русского быта» Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в далекое прошлое русского быта» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Ознакомление воспитанников с обережными предметами русского народа. Летопись педагогического опытаОзнакомление воспитанников с обережными предметами русского народа. Летопись педагогического опыта Ознакомление воспитанников с обережными предметами русского народа. Воспитатель, Сорокина Н. А. Летопись педагогической работы по ознакомлению.

Методическая разработка НОД для детей подготовительной группы с ОНР «Сокровища старинного замка» Автор: воспитатель: Романова Г. В. ; Дисциплины (образовательные области): «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.

Паспорт мини-музея «Истоки русского быта» МКДОУ города Новосибирска «Детский сад №234 «Кроха» комбинированного вида» ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ «ИСТОКИ РУССКОГО БЫТА» Старшая группа.

Мини-музей «Предметы старинного русского быта» (старшая группа)Мини-музей «Предметы старинного русского быта» (старшая группа) В наш век компьютерных технологий, когда вся информация стала гораздо доступнее, почему-то дети все равно стали меньше знать и интересоваться.

Конспект НОД «Знакомство с творчеством русского художника В. М. Васнецова и его картиной «Аленушка» (Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка» здоровье) Программное содержание: 1. Познакомить детей с творчеством.

Проект «Знакомство детей с жизнью и творчеством русского живописца И. И. Шишкина» Проект «Знакомство детей с жизнью и творчеством русского живописца И. И. Шишкина» Проблема проекта: Дети не знакомы с творчеством великих.

Знакомство с предметами быта — посудой в форме дидактической игры «Собери и назови»Знакомство с предметами быта — посудой в форме дидактической игры «Собери и назови» Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Знакомство детей с предметами старинного русского быта»
Опубликовано: 26 сентября 2018 в 19:38
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД