Галина Кузанкина
Конспект НОД по валеологии в старшей группе «Чудо-нос»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии в старшей группе
Составила: Воспитатель МБДОУ «Зубово-Полянский детский сад №3 комбинированного вид» Кузанкина Г. В.
Тема: «Чудо – нос»
Программное содержание: Способствовать формированию у детей представлений о строении и функциях носа; продолжать знакомить с правилами профилактики заболеваний органов дыхания; помогать овладению навыками дыхательной гимнастики; развивать обонятельное восприятие; обучать вести диалог по проблеме, чётко формулировать мысли, слушать и понимать речь других, адекватно реагировать на высказывания; формулировать ценностное отношение к своему здоровью.
Публикация «Конспект НОД по валеологии в старшей группе „Чудо-нос“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- Органы чувств человека и их назначение
- Осанка. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Оборудование: картинка Микки-Мауса, схема-таблица «нос», схемы разных носов, мнемотаблица: «Берегите свой нос», карточки-схемы для дидактической игры «Чей нос?», пластиковые стаканчики с пахучими веществами (лимон, огурец, апельсин, лук, чеснок, масло пихты, духи,салфетки, квадратный лист бумаги для изготовления памятки, клей, клеёнка, кисточки, круги красного, зелёного и чёрного цветов.
Ход НОД:
Дети, к нам в гости пришёл сказочный герой. Вы узнали его? Как его зовут?
(ответы детей)
Давайте поздороваемся с Микки-Маусом.
Дети, недавно с мышонком произошла неприятная история.
Хотите узнать какая?
Тогда тихо присаживайтесь на свои места.
Дети давайте попробуем догадаться кто был виновником истории, произошедшей с нашим героем. Об этом его загадка: «Между двух светил, он в середине один» (нос).
(ответы детей)
Итак, слушайте. Жил-был весёлый, хулиганистый мышонок Микки-Маус. Он никогда не пользовался носовым платком, вытирался рукавом, ходил без шапки, любил подраться и часто получал по носу. Нос у мышонка всегда был распухший и красный. Обиделся нос на Микки-Мауса и убежал от него в лес. А что же мышонок? Он решил обойтись без носа.
Ребята, как вы думаете, правильное ли решение принял Микки-Маус? Можно прожить без носа?
(ответы детей)
Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице; другие думают, что природа дала нам нос,чтобы его задирать кверху, когда важничаешь, или «вешать» книзу, когда загрустишь. Недаром говорят: «ишь ты, нос задрал. Ну чего ты нос повесил?»
На самом же деле, нос, даже самый маленький, похожий на кнопку – очень важная часть лица и всего нашего организма.
Наш организм устроен так, что отсутствие или заболевание одного органа сразу отражается на работе других. Давайте поговорим о носе и расскажем Микки-Маусу о том, как он важен для нас и почему его называют «чудо- нос» .
Я задам вам вопрос : для чего вам нужен нос?
(ответы детей)
Да, вы совершенно правы.
А почему нужно дышать носом? Ведь можно это делать и ртом?
(ответы детей)
Микки-Маус говорит, что он слышал, как нос называют чудо – сторожем. От чего нос охраняет наш организм?
(ответы детей)
Дети, наш нос одновременно является и фильтром, и печкой, и сторожевым постом.
Давайте рассмотрим нос. Посмотрите друг на друга…А теперь повернитесь все ко мне. Давайте все вместе сделаем небольшой массаж нашему носу:
«Вот гора, а у горы две глубокие норы. (поглаживание носа и ноздрей)
В этих норах воздух бродит, то заходит, то вы ходит» (глубокий вдох и выдох)
(ставлю схему № 1)
Дети, наш нос является фильтром. Мы делаем вдох и втягиваем ноздрями воздух, он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они всё время колеблются, как трава на лугу, когда подул ветер. К этим ресничкам,как мухи к липкой бумаге, прилипают на лету пылинки. И в лёгкие попадает чистый воздух. Такой живой «Фильтр» оберегает лёгкие, чтобы в них не попала грязь. Этот «живой фильтр» -волоски в носу – можно рассмотреть в зеркальце. (предлагаю взять зеркало, поднять вверх лицо, заглянуть в свои ноздри)
Нос охраняет нас и от болезнетворных микробов. Внутренние стенки носа покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней и прилипают микробы, которые пытаются проникнуть к нам в организм вместе с воздухом. Когда слизи с налипшими на ней микробами становится много, мы чихаем и наш нос очищается.
Так почему же наш нос является «живым фильтром»?
(ответы детей)
От чего он защищает наш организм?
Дети, ещё наш нос называют чудо-печкой. Хотите узнать почему его так называют?
(Ставлю схему 2)
Внутри стенок носа расположено множество тончайших сосудов, по которым течёт горячая кровь, поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Пробегая по извилинам носа воздух успевает согреться и становится тёплым.
Почему в морозную погоду нельзя дышать ртом?
(ответы детей)
Правильно, можно простудиться и заболеть. (убираю схемы)
Дети, а что нужно делать, чтобы наш нос хорошо дышал?
(ответы детей)
Правильно, нос необходимо очищать с помощью носового платка или промывания.
А ещё нужно делать дыхательную гимнастику. Хотите научиться её правильно выполнять?
Подыши одной ноздрей
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
3-4. То же другими ноздрями.
Повторить 3-6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.
Ежик
Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик, с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
Повторить 4-8 раз.
Губы «трубкой»
Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.
Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.
Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
Повторить 4-6 раз.
«Звуковое дыхание «м м м.»
Ребенок делает два спокойных вдоха, затем глубокий вдох, выдох и произносим звук «ммм.» с закрытым ртом как можно дольше, до следующего вдоха.
Такие несложные упражнения вы можете делать дома с мамой и папой.
Дети, а теперь зажмите нос пальцами и произнесите вместе со мной: «Нина», «мама».
Что получилось? Красиво мы разговариваем с закрытым носом? Значит, для чего нам нужен ещё нос? (ответы детей)
Правильно, нос помогает красиво разговаривать.
Дети, а вы хотите узнать продолжение истории Микки-Мауса? Что же произошло с его носом?
Тогда слушайте…Идёт нос по лесу, дышит свежим воздухом, наслаждается запахами. Но вдруг на него напала простуда. В одно мгновение нос заложило…
Дети, у нас в группе чисто и тепло. Давайте закроем глаза и зажмём носы. Попробуем дышать ртом. (достаю мандарин)
А теперь вдохните носом. Что вы почувствовали?
Правильно, запах мандарина. А почему мы не почувствовали этого запаха, когда дышали ртом? (ответы детей)
Дети, нос можно назвать сторожевым постом организма, потому что он – единственный из всех органов умеет воспринимать различные запахи – приятные и не очень. Запахнет в воздухе дымом – нос сообщит об этом мозгу, а уж тот сообразит, где загорелось. Почувствует нос запах пирогов с кухни, значит –пекут в детском саду пироги. Для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд, мельчайшие частички пахучих веществ при дыхании попадают к нам в нос и мы распознаём запах. Это называется обонянием.
Как это называется? (индивидуальные и хоровой ответы)
«Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки
На поляне – землянику,
В грядке – спелую клубнику,
В огороде чует нос,
Где чеснок, где лук подрос.
В доме, может так случиться,
Носик тоже пригодится.
Всё пронюхает наш нос…
Даже помнит он каков
Запах маминых духов.»
Дети, давайте поиграем в дидактическую игру «Угадай по запаху».
Вы должны по запаху узнать, что лежит в стаканчиках. И поможет вам в этом ваш нос.
Нос – орган обоняния. Это очень важная функция нашего организма. Но помните, что незнакомые вещества и жидкости нужно нюхать очень осторожно, чтобы не повредить слизистую оболочку и не получить ожог.
Дети, а у кого ещё есть носы, кроме людей?
(ответы детей)
Правильно, носы есть у зверей, насекомых, птиц.
Нос у человека не такой чувствительный, как у животных.
Например, кошка, собак и лошадь узнают запах знакомого человека задолго до того, как он приблизится. Оленя и кролика выручает острый нюх: почувствовав запах хищника, они успевают убежать или спрятаться. Лучше других животных воспринимает запах собака; птицы – слабо; дельфины – не различают запахи.
Дети, я предлагаю немного отдохнуть и сделать весё лую зарядку:
(физминутка)
«Микки-Маус потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Нос свой так и не нашёл»
А что же Микки-Маус? Услышав о том, что мы рассказали про нос, он кинулся искать свой нос. Нашёл он его в лесу бедненького, простуженного, вернул себе и принялся лечить.
«Нос не должен быть простужен,
Нос здоровый всем нам нужен.»
Дети, какие способы лечения простуды вы знаете?
(ответы детей)
Правильно, мы посоветуем нашему герою держать ноги в горячей воде, в которую надо добавить горчицу, затем вытереть насухо и надеть тёплые шерстяные носки ; выпить чай с мёдом и малиной, тёплое молоко.
С помощью наших советов Микки-Маус вылечил свой нос и с той поры слал его беречь. А если простужался, то обязательно лечил насморк.
Дети, посмотрите друг на друга, одинаковые ли у вас носы?
Да, у каждого они разной формы, длинные и короткие, с горбинкой и вздёрнутые.
(показ схемы)
«Есть прямые носики,
Есть носики- курносики …
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.»
Дети, наш мышонок приглашает вас на поляну. А растут на ней не цветы и не ягоды. А растут на ней необыкновенные носы. (открываю «поляну»)
Отгадайте, чьи это носы и чем они знамениты?
Нос слона – хобот, он им пользуется. как рукой.
Нос комара – тоже хобот, им он протыкает кожу и высасывает кровь.
Нос собаки – самый чуткий.
Пеликан использует свой нос-клюв,как мешок для хранения рыбы.
Нос свиньи помогает разрывать землю.
Нос утки помогает употреблять пищу (ловить ряску).
Дети, а вот ещё один нос, он очень похож на утиный Это нос очень редкого австралийского животного – утконоса.
Дети, давайте напомним Микки-Маусу почему нос называют чудо-сторожем?
(ответы детей)
Давайте вспомним, как надо заботиться о своём чудо- носике?А поможет нам в этом мнемотаблица. (ставлю мнемотаблицу)
- Пользоваться носовым платком;
-Не засовывать в нос посторонние предметы;
-Осторожно нюхать незнакомые жидкости и порошки;
-Стараться беречь себя от простуды;
-Делать дыхательную гимнастику.
Дети, Микки-Маус доволен вами, он много узнал из нашего поучительного рассказа. Микки-Маус понял, что нос – важный орган всего нашего организма.
Дети, а что интересного, нового и полезного узнали сегодня вы?
(Ответы детей)
Дети, давайте Микки-Мауса отблагодарим за приятное общение и подарим ему носовой платок. Вы согласны со мной?
Дети, платок уже готов, но он совершенно белый, а наш герой любит яркие вещи.
Давайте после нашей беседы, в свободное время украсим наш платок разноцветными горошинами. Согласны?
Горошину зелёного цвета приклеит тот, кто сегодня узнал что-то интересное и полезное;
Красную - кто чему-то научился;
Чёрную – тот, кто провёл время без толку и ничего не узнал.
(дети приклеивают выбранные кружочки)
.