Маннапова Олеся
Конспект НОД по экологии (познавательное развитие) «Что будет, если из леса исчезнут птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии (познавательное развитие) на тему:
«Что будет, если из леса исчезнут птицы».
Подготовила:
Воспитатель д/с «Ляйсан»
Маннапова О. А.
Цели:
1. Изучить последствия исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев – птиц.
Публикация «Конспект НОД по экологии (познавательное развитие) „Что будет, если из леса исчезнут птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, развивать речь – умение спорить, рассуждать, делать выводы.
3. Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую работу, через экспериментирование с моделями биоценоза.
Обеспечение:
Магнитная доска, набор деталей модели биоценоза леса (деревья, кусты, трава, птицы, насекомые, грибы, слайдовая презентация «Птицы», магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц»; декорации леса, плоскостные фигурки птичек.
Персонаж – Мальчик.
Содержание:
1 блок - вспомнить, кто живет в лесу и кто чем питается;
2 блок – обсудить вопрос, как сказывается на биоценозе в целом изменение численности отдельных групп живых организмов;
3 блок - собрать модель биоценоза леса;
4 блок – «путешествие в лес»;
5 блок – рассмотреть последствия исчезновения из леса птиц.
Ход занятия.
1 блок.
Педагог: Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Здравствуй, солнышко лучистое!
Здравствуй легкий ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Здравствуй утро, здравствуй день!
Мне здороваться не лень!
Педагог. Ребята, у нас сегодня экологическое занятие. На предыдущих занятиях мы с вами рассматривали модели биоценозов. Может кто-нибудь помнит, что обозначает слово биоценоз? («био» - жизнь, «ценоз» - территория, то есть жизнь на какой-либо территории). А какие модели биоценозов мы с вами рассматривали? (Арктики и пустыни). Сегодня мы построим модель биоценоза нашего леса. Вы все бывали в лесу? Скажите, что там имеется: что растет ( Ответы детей: они называют вразнобой различные виды деревьев, кустарников, трав, грибов).
Педагог. Кто в лесу питается листьями деревьев? (Насекомые)
-А насекомыми кто питается? (Птицы)
-Что еще едят птицы? (Птицы едят семена и плоды деревьев, ягоды, мышей).
-А кто еще ест траву, кору деревьев, веточки? (насекомые, зайцы, кроты, мыши, лоси, медведи).
-А кто ест лису и волка? (Скорее всего, дети ответят, что никто их не ест).
-А если они заболели и погибли, что с ними произойдет? (Тогда ими будут питаться насекомые, черви, бактерии).
Вывод:
Педагог. В лесу все взаимосвязано, и животные и растения зависят друг от друга.
Лес кормит сам себя, но при этом животных и растений меньше не становится, лес сохраняется.
2 блок
Педагог. Представьте себе, что в лесу стало много мышей.
-Кому от этого хорошо? (Совам, лисам, волкам).
-Почему? (Потом что у них много еды).
-А чем питаются мыши? (Семенами, плодами растений).
-А кому будет оттого, что станет много мышей? (Растениям, а также травоядным животным).
-А если вдруг в лесу станет огромное количество волков и лисиц. Кому от этого плохо? (Зайцам, мышам, оленям и другим животным). Почему? (Потому, что опаснее находиться в лесу, где много хищников).
Вывод:
Педагог. Таким образом, если каких-то животных становится много, кому-то бывает хорошо, а кому-то плохо.
3 блок.
Педагог. Ребята, давайте выложим модель биоценоза на магнитной доске лес. Дерево и траву прикреплю я, а остальное вы будете располагать сами.
Последовательность прикрепления деталей: деревья, кустарники, травы, грибы, насекомые, птицы, звери. Детали каждого экологического звена лежат в отдельных коробочках. Дети приглашаются к магнитной доске по очереди. Они должны думать. Куда лучше разместить отдельные объекты. Итоги работы каждого ребенка обсуждаются всеми, при необходимости вносятся коррективы. Таким образом, биоценоз должен создаваться как бы с остановками, во время которых дети успевают визуально проанализировать возникающие картины.
Педагог. Все ли животные находятся в удобных для себя местах? (При необходимости исправляют вместе)
Вывод:
-Красивый лес у нас получился.
4 блок.
Педагог. Ребята, а вы хотели бы сейчас оказаться в этом лесу? (Да). Мы можем сейчас представить, как прогуливаемся по лесу.
Давайте встанем, я включу аудиозапись «Голоса птиц» и ионизатор воздуха с ароматом хвойного леса. Мы выполним дыхательное упражнение «Полное дыхание» (глубокий вдох через нос, выдох через рот,
упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» (глубокий вдох с задержкой дыхания и плавный выдох).
-Мы можем немного «погулять» по нашему лесу. Дети перемещаются по группе. Звучит запись «Голоса птиц».
Педагог. Давайте насладимся звуками леса, закройте глаза. Поют птицы. Послушайте, вы узнаете их? (Слайдовая презентация «Птицы леса».)Назовите каких еще птиц вы знаете. (Зяблик, сорока, иволга, соловей, дрозд, серая ворона, галка, кукушка).
Появляется персонаж Мальчик с рогаткой в руке, увидев ребят, он прячет рогатку за спину…
Педагог. Мальчик, как ты здесь оказался?
Мальчик. Да вот, услышал голоса птиц и решил взглянуть на них.
Педагог. –А что это у тебя за спиной, уж не рогатка ли? Ты, что в птиц из нее стрелять собрался?
Мальчик. Да это просто так, я из нее не стреляю.
Педагог. – Неужели ты не знаешь, как тяжело сейчас птицам после долгой и холодной зимы, перелетные птицы ослабли после долгого и длительного перелета. Ведь так, ребята? (Ответы детей) Отчего. Ребята, еще могут погибнуть птицы? (от экологической обстановки)
Мальчик. –Но даже, если птицы погибнут, лес-то все равно остается.
Педагог. –Ребята, а вы согласны с мальчиком? Давайте попробуем ему объяснить, что может случиться с лесом, если исчезнут птицы? Садись вместе с ребятами и внимательно слушай.
5 блок.
Педагог. Сегодня мы поговорим о лесе.
Посмотри мальчик, мы на магнитной доске составили модель леса. Теперь давай представим, что из леса исчезли все птицы. То ли их кто-то напугал, то ли еще что случилось, но птиц в лесу не осталось.
Говоря это, педагог снимает с доски всех птиц. Начинает тихонечко звучать тревожная музыка.
Педагог. Как вы думаете, кому от этого станет хорошо? (Насекомым).
-Их станет больше или меньше? (Больше)
-Тогда давайте, отразим это на магнитной доске, выложим много насекомых.
Вызывает 1-2 ребенка, и они быстро выкладывают всех имеющихся в наборе насекомых.
Педагог. Кому от этого стало плохо? (Растениям, потому что насекомые быстро съедят все листья на деревьях и всю траву).
-Чтобы увидеть,что случиться на самом деле, давайте, заменим зеленые деревья, кустарники, и траву. (Заменили на растения без листьев)
Вызванный ребенок производит замену.
Педагог. Насекомые съели всю растительность. Кто еще остался без пищи? (Зайцы, белки, ежи, лоси и другие растительноядные животные).
-Что же может случиться с ними? (Они либо гибнут от голода, либо уйдут в другие места, где пища осталась.)
Педагог. –Раз в этом лесу не будет, давайте уберем их с экрана.
Вызванный ребенок снимает фигурки животных.
Педагог. Как же будут чувствовать себя хищники – лисы, волки, медведи?
(Они будут голодать, им нечего есть. Они тоже погибнут или уйдут в другой лес).
-Давайте уберем хищников.
Вызванный ребенок убирает хищников.
Педагог. Что же осталось от пышного красивого леса? (Ответы детей).
-А по какой причине это произошло? С чего все началось? (Из-за того, что исчезли птицы).
Детям дается время на осмысление произошедшего. Громче звучит тревожная музыка.
Итог:
Педагог. Так может случиться и в нашем лесу. Теперь тебе понятно, Мальчик? Ты бы хотел, чтобы и с нашим лесом произошло подобное?
Мальчик. Нет, я все понял. Я никогда не буду стрелять в птиц. А свою рогатку я сломаю.
Педагог. Я рада, что ты это понял, но этого мало. Птицам нужна наша забота.
Мальчик. А как же это делать?
Педагог. Ребята, может быть вы подскажете? (Дети рассказывают о том, как они с родителями дома готовят для птиц кормушки, вывешивают их на нашем участке зимой, насыпают в них корм, а весной для скворцов готовят скворечники).
Педагог. Ребятам это очень нравится, кроме этого мы отмечаем в дневниках наблюдений тех птиц, которых наблюдали на нашем участке. Хочешь взглянуть, мальчик? Ребята, откройте, пожалуйста, свои дневники наблюдений. (Мальчик проходит, расспрашивает ребят, какие птицы прилетели к кормушке вчера, в понедельник и т. д.)
Мальчик. Я теперь всегда буду заботиться о птицах.
Педагог. А теперь, давайте, вернемся к нашей модели леса. Вот так могло бы быть и с нашим лесом, но, я надеюсь, что, когда вы вырастите не допустите такого. Сейчас вы бы хотели все исправить? А ты, Мальчик, помоги ребятам восстановить наш лес.
( Дети выставляют на магнитной доске: деревья, кусты, насекомые, птиц).
Педагог. Итак, сегодня мы познакомились с биоценозом леса, научились выстраивать его модель. Посмотрите, как опять стало красиво. Чтобы эта красота сохранялась, нужно бережно относиться не только к птицам, но и к природе в целом.
Используемая литература:
«Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
(Мир растений)
Автор: А. И. Иванова
Творческий центр «Сфера», Москва 2008 год.