Конспект НОД по экологическому развитию «Птицы Причерноморья»

Ольга Ивашута
Конспект НОД по экологическому развитию «Птицы Причерноморья»

Конспект

по экологическому воспитанию на тему:

«Птицы Причерноморья»

Задачи:

[/b] Расширять представления детей о морских птицах (чайка, баклан, калпица, султанка;

обратить внимание на особенности внешнего вида и особенности строения их частей тела, как приспособлений для определённой среды обитания и добывания пищи;

развивать мышление, познавательный интерес к морским птицам;

воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: беседы, изо деятельность, чтение художественной литературы по теме: «Морские птицы», просмотр видеофильмов по теме, прослушивание аудиозаписи «Звуки природы».

Оснащение: доска мультимедиа, цветная бумага, мультимедийная презентация.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, вчера я получила очень интересное видеописьмо от птички. Хотите узнать, от какой птички, и что она сказала мне? (Включается аудиозапись: шум моря, крики чаек).

Ой-ой-ой, сказала птичка.

Очень я люблю водичку.

Я живу у водоёма

На Азовском море дома,

А зимой на юг лечу,

Встретить здесь друзей хочу.

Правда, никого не знаю.

Познакомьте, умоляю!

Посмотрите на экран. (Слайд) Есть в морских водах у Чёрного моря один интересный персонаж. Бредешь себе по мелководью в поисках той же раковины рапана уютно устроившаяся среди зеленых водорослей и вдруг мимо тебя в воде стремительно пронеслась серая тень. Присмотревшись к ней внимательно, определяешь существо очень похожее на утку. Так это, собственно, утка и есть. Но вольготно ей в соленых водах при хорошей погоде. А при штормах - беда- попробуй поборись с крутыми сердитыми волнами, И нырок в отчаянии выходит на берег. Устраивается прямо у кромки воды. А чуть завидел приближающегося курортника - тут же в свирепые волны. Смешно переваливается на перепончатых лапках, спешит изо всех сил. Пока не скроется в мутной от шторма воде. Удивительная по своей природе морская птица! По преданию, в нырка превратился греческий царевич Эсак после того, как по его вине погибла прекрасная нимфа. С горя Эсак бросился вниз со скалы, но боги не захотели его смерти, море вытолкнуло его обратно. Он снова бросился в море и опять не утонул. Так он и стал нырком. У нас она называется нырок. Вот и просит нас нырок найти ему друзей среди наших птиц. Какие же это птицы, отгадайте.

Среди птиц её узнай-ка -

Над водой кружится. (Чайка). (Слайд)

Воспитатель: У нас, на Черноморском побережье живёт удивительная птица — чайка-хохотунья. Это крупная птица и она очень уверенно держится вблизи людей. Серебристая чайка-хохотунья очень любит весёлую компанию и поэтому держится таких же белоголовых с жёлтым клювом и серебристой шеей птиц.

Почему же её называют «хохотуньей»? Да, да! Такое интересное название она получила за самый настоящий хохот, похожий на человеческий. И, если кому-либо приходилось слышать самое настоящее «ха-ха-ха», то, наверняка, сам счастливчик мог рассмеяться от неожиданного «смеха» этой птицы.

Серебристая чайка-хохотунья занесена в Красную Книгу России.

Вопросы:

– Как называется чайка, живущая на Черноморском побережье?

– Как она держится вблизи людей?

– Почему чайку называют «хохотуньей»?

– Почему чайка-хохотунья занесена в Красную Книгу?

– Чем она питается?

Воспитатель: Я думаю, ребята, что увидев такую птицу, наш нырок сразу узнает в ней чайку- «хохотунью».

Воспитатель: Ребята, наверное, нашему нырку будет интересно узнать о следующей птице?

Как сердитый, толстый пан

По волне плывёт. (Баклан). (Слайд)

Если нырок увидит крупную, как гусь, водоплавающую птицу с полностью чёрным опереньем, с удлинённым, крючковатым клювом, то это большой баклан. Он может издавать низкие звуки: «коророро», «хорр», «ток-ток-ток» и так далее.

Бакланы довольно молчаливые птицы, но у гнёзд, во время кормления птенцов, они обычно шумливы и крикливы.

Бакланы хорошо плавают и великолепно ныряют. Но во всём остальном их можно назвать неуклюжими. Плавая, баклан погружается в воду и всегда ныряет, если его беспокоят. Взлетает большой баклан тяжело и шумно. С воды поднимается с трудом, после длительного разбега, работая

одновременно крыльями и ногами.

С земли взлетает также с разбега или использует какие-либо возвышенности.

На отдыхе бакланы собираются на берегу в небольшие стаи и усаживаются рядами на земле или группами на вершинах деревьев. Они подолгу сидят с полуразвёрнутыми крыльями и сушат их на солнце. Питается большой баклан, в основном, рыбой, добывая её при нырянии. Нередко бакланы охотятся на рыбу вместе с пеликанами. Очень редко бакланы могут поедать траву.

Вопросы:

– Кого по размеру напоминает большой баклан?

– Какой у него клюв?

– Какие звуки издаёт баклан?

– Когда эти птицы бывают шумливы и крикливы?

– Как плавает большой баклан?

– Как поднимается с воды, с земли?

– Как отдыхают бакланы?

– Как сушат крылья?

– Чем питаются бакланы?

Вот теперь, нырок обязательно узнает большого баклана.

Физкультминутка.

Дружно за руки возьмёмся

И поднимем руки к солнцу.

А теперь пойдём по кругу

Мы, ребята, друг за другом.

А теперь, представь, давай-ка -

Не ребёнок ты, а чайка.

Мы по кругу полетели.

А теперь на волны сели.

Покачались, отдохнули -

В небо с волн опять вспорхнули.

А теперь шагаем вместе,

Завершая шаг на месте.

Воспитатель: С какой морской птицей мы ещё познакомим нырка? Ну, конечно же, колпица. Эта птица с белым оперением, на длинных чёрных ногах не сможет не понравиться нырку.

Колпица — мирная птица, которая не издаёт много шума. Даже когда собирается в стаи. Оказывается, звуки издают только взрослые птицы и голодные птенцы. Клюв этой птицы напоминает ложку или лопатку. Поэтому ранее у неё были и другие названия: «лопатень», «косарь». Тело колпицы покрыто белоснежными перьями. Она очень грациозно передвигается на чёрных длинных ногах.

Если понаблюдать за этой птицей издалека, то она напоминает цаплю. Но, если подойти поближе, то мы заметим, что колпица более изящна. Чем же питается колпица? Она питается мелкими рыбёшками, моллюсками, которых ловит с помощью своего длинного клюва. Колпица опускает клюв в воду и начинает грести под водой в поисках добычи. Она почти не употребляет растительную пищу.

Вопросы:

– Издаёт ли колпица много шума?

– Когда можно услышать звуки от этих птиц?

– Что напоминает клюв колпицы?

– Как она передвигается?

– Кого из птиц напоминает колпица?

– Чем питается?

Проводится конкурс:

«Кто быстрее «разделит» птиц на домашних и диких, изображённых на карточках?»

Дети выбирают из общего количества карточки птиц «домашних» и «диких».

«Отбери морскую птицу». (Из большего количества карточек с изображением птиц дети должны выбрать только морских и отнести к панно с изображением моря) (Слайд)

Воспитатель: Ребята, с некоторыми морскими птицами мы познакомили нырка и будем надеяться, что при первой же встрече он узнает их. Но что вы можете сказать о самом красноголовом нырке? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а как бы вы вели себя, если бы превратились в птицу?

Игра «Перевоплощение», «Все когда-то мечтают стать птицей».

Воспитатель: Птицы могут летать — об этом мечтает каждый человек. Сколько интересного можно увидеть сверху! Люди даже придумали самолёты, вертолёты, дельтапланы, чтобы хоть чуть-чуть побыть на месте птиц. Представьте себе, что у вас выросли крылья. Теперь вы можете летать, где захотите. Можете увидеть весь мир! Можете даже закрыть глаза, чтобы это вообразить. Вы высоко в небе. Простор. Плывут белые пушистые облака. Приятно обдувает ветерок. Вы раскрыли свои крылья и парите в небе над землёй. (Задаёт детям вопросы).

Птицы, расскажите, как вы живёте?

– Где бы вы хотели жить (в лесу, на лугу, в горах, в деревне, городе, на юге, севере?

– Где бы вы хотели свить гнездо? (на траве, дереве, воде, в кустах, песке) Почему?

– Какие у вас были бы соседи?

– Чем бы вы хотели питаться?

– Как бы вы себя чувствовали, если бы мальчишки стреляли в вас из рогатки? Как бы вы к ним относились? Что им сказали бы?

– Вы долго высиживали яйца, чтобы из них вылупились птенцы. Вот они и появились, такие маленькие, беззащитные. Вы улетели за кормом, а когда вернулись, увидели, что гнездо разорено. Что бы вы почувствовали в этот миг?

– Вы очень оберегали яйца с будущими птенцами, согревали их, но голод взял верх и пришлось улететь за кормом. Прилетели назад, а на дереве сидит мальчик и берёт в руки яйца, рассматривает их. Что бы вы почувствовали? Что бы сделали? Что сказали бы этому мальчику?

– Представьте, что вас поймали и посадили в клетку. Правда, клетка красивая, просторная. Вас кормят, ухаживают за вами. Но улететь нельзя. Нельзя вернуться к своим родным, деткам. О чем бы вы думали, мечтали, сидя в клетке? О чём бы попросили хозяина?

– Представьте, что вы прилетели в большой город. Как бы вам жилось в месте, где много машин, заводов, фабрик?

– Ах, как захотелось вам искупаться в реке, омыть свои пёрышки! Но что это? Все перья покрылись нефтью. Вы не можете взлететь. Как вы себя чувствуете в этой ситуации? Кто в ней виноват? Что вы, как птицы, хотели бы прокричать людям?

– В какой воде вы хотели бы купаться? Каким воздухом дышать? В каких лесах и парках жить?

– Расскажите мне, удалось ли вам побывать на месте птиц, увидеть мир их глазами?

Жаль, что мы не можем летать, но зато можем сохранить наших птиц и сделать их жизнь счастливой.

Много птиц на свете белом.

Изучай их мудро, смело.

Никогда не истребляй!

Ведь они друзья, ты знай!

У природы есть богатство -

Птиц разнообразных братство!

Вопросы:

– Что нового для себя вы узнали сегодня?

– Для чего это вам надо?

– Если захотите ещё больше узнать про морских птиц, что сделаете?

– С кем захотите поделиться своими знаниями?

– Получаете ли вы удовольствие от того, что человеку интересно слушать вас?

– Благодарят ли вас друзья, взрослые за интересную информацию?

– С кем хотите поделиться знаниями о морских птицах?

Воспитатель: Да, о морских птицах можно рассказывать очень много, но их можно и дарить. Как же можно подарить морскую птицу? (Выполнить а ригами, нарисовать, сделать аппликацию, вылепить из глины, пластилина и др.).

Воспитатель:

Можно птицу подарить.

Сделать, склеить и слепить.

Краски вот, карандаши.

Выбирайте, малыши!

Может эта птица

Мамам вашим пригодиться.

Папам вашим улыбнётся,

Принесёт на крыльях солнце.

С вами радость разделю

Потому, что вас люблю!

Звучит шум морского прибоя. Дети по желанию выбирают карандаши, краски, мелки, бумагу любого цвета для оригами и рисунков птицы.

Прикреплённые файлы:

pticy-prichernomorja_n65ck.ppt | 1785,33 Кб | Скачан: 48
 
Публикации по теме:

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Берегите планету» МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №42» «БЕРЕГИТЕ ПЛАНЕТУ» (конспект занятия по экологии) Подготовила и провела: Батяева В. В. Цель: •.

Занятие по экологическому развитию «Необыкновенные приключения малышей на лугу» Проект образовательной деятельности для детей первой младшей группы «Необыкновенные приключения малышей на лугу». Воспитатель: Шинкаренко.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Птицы» Программное содержание: Обобщать представление детей о птицах: у всех птиц есть клюв, тело покрыть перьями, птицы появляются из яйца. Учить.

Конспект НОД по экологическому развитию. Тема: «На лесной поляне». Познавательное речевое и художественно - эстетическое направление развития. О. О. : Познание. Коммуникация. Художественное творчество. Цель:.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Знакомство с волком» Тема: «Знакомство с волком». Цель: Дать детям новые знания о волке: внешний вид, окрас, образ жизни. Развивающие задачи: - обогащение словарного.

Конспект НОД в старшей группе по экологическому воспитанию Конспект НОД в старшей группе по экологическому воспитанию «Знакомство детей с лекарственными растениями» Цель: познакомить детей с лекарственными.

Конспект занятия по экологическому развитиюКонспект занятия по экологическому развитию Тема: «Зимние явления в неживой природе. Снег. Свойства снега» Цель: Расширить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Задачи:.

Конспект занятия по экологическому развитию «Осенний сундучок» в средней группе дошкольного возраста Программное содержание: продолжать учить обращать внимание детей на изменения, которые произошли в природе. Развивать у детей художественное.

НОД по экологическому развитию и ознакомлению с окружающим миром «Зелёный Дом» (средняя группа)НОД по экологическому развитию и ознакомлению с окружающим миром «Зелёный Дом» (средняя группа) Конспект интегрированного занятия составила Лычангина Л. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР д-с «Дюймовочка» МО г. Алдан РС (Я) НОД был представлен.

Занятие по экологическому развитию Задачи: Расширять и обобщать представления детей о растительном и природном мире, обогатить знание о мире открытий и изобретений. Сформировать.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект НОД по экологическому развитию «Птицы Причерноморья»
Опубликовано: 23 октября 2015 в 16:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект интегрированного занятия по сенсорному развитию во второй младшей группе «В...
Цель: создать условия для формирования представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Задачи: Образовательные: • Закреплять умение детей...
Украшение группы к Новому году.
Увaжaeмые кoллeги, спeшу пoдeлиться с Вaми идe й нoвoгoднeгo oфopмлeния гpуппы. Перед Новым годом много предпраздничных хлопот. Новый год – самый любимый...
Экспериментирование «Что быстрее растает — снег или лед?»
Экспериментирование. Опыт «Что растает быстрее снег или лед? Подготовила воспитатель: Старосельцева Т. П. Программные задачи: • расширять у детей...
Развлечение по ЗОЖ в средней группе «Путешествие в страну Здоровья»
Развлечение «Путешествие в страну Здоровья» Подготовили и провели воспитатели: Маликова Любовь Анатольевна и Серебрякова Светлана Харисовна Цель:...
Фотоотчет «Зимняя прогулка»
Удивительное время года – зима! Сколько радости она доставляет и взрослым, и детям. А как приятно бродить по заснеженному парку, когда сыплет пушистый...