МААМ-картинки

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте «Удивительное путешествие в мир «шестиногих»

Татьяна Беспалова
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте «Удивительное путешествие в мир «шестиногих»
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, художественно – эстетическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие: расширять представления детей о многообразии насекомых, различать их по внешнему виду и называть их, закрепить знания о строении насекомых (голова, грудь, брюшко и шесть конечностей).

Знакомить с особенностями жизни «шестиногих».

Речевое: учить отвечать на вопросы полными предложениями, расширять словарный запас, развивать умение поддерживать беседу.

Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте „Удивительное путешествие в мир „шестиногих“» размещена в разделах

Художественно-эстетическое: закреплять умение создавать силуэты насекомых из природного и бросового материала, передавать выразительность образа. В процессе работы развивать фантазию, воображение.

Физическое: развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику, координацию движений.

Социально – коммуникативное: воспитывать любовь к природе, дать представление, что в природе всё взаимосвязано.

Предшествующая работа : чтение «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Ян Лари, произведений о природе, просмотры мультфильмов из серии «Лунтик», по произведению Яна Лари, конструирование из природного материала, аппликация, рисование насекомых.

Материалы и оборудование: Слайды «Насекомые», импровизированная полянка с цветами, природный и бросовый материал для изготовления насекомых, аудиозапись музыки из серии «Любимые песни детства», Р. Шуман «Бабочки».

Сценарий образовательной деятельности.

Воспитатель : «Ребята, мы с вами прочитали повесть о необыкновенных приключениях брата и сестры Карика и Вали, смотрели мультфильм, давайте вспомним, что же приключилось с детьми?» (Ответы детей).

- Правильно, они выпили жидкость похожую на лимонад у знакомого профессора Ивана Гермогеновича и превратились в очень маленьких существ…

- Что же с ними произошло дальше?

Ответы детей: «Их унесла стрекоза, и они очутились далеко от дома, на лугу».

- Вы правы, ребята, Карик и Валя оказались в удивительном мире насекомых.

Кто же такие эти насекомые? Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трё х частей: головы, на которой находятся два ушка, средней части (грудь) тела и брюшка. У большинства из них в определённые периоды жизни появляются крылья. Насекомые – самые древние и многочисленные обитатели нашей планеты.

- Я хочу предложить вам, ребята, тоже отправиться в удивительное путешествие (загадываю загадку) Самолётик лёгкий быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза,

Это чудо… (стрекоза).

Представьте, что нас тоже перенесла на луг огромная стрекоза…

- Звучит аудиозапись Р. Шумана «Бабочки». (Дети, изображая стрекоз, «летят» на луг – ковёр, украшенный цветами, и садятся на него).

Показ слайда: «Стрекоза».

- Стрекозу называют королём полёта, они могут двигаться в воздухе как захотят: лететь вперёд или назад, зависать на месте, резко менять направление и это потому, что они имеют особые крылья, которые могут принимать состоит форму. Две пары одинаково развитых крыльев могут вращаться, становясь то передними и задними, то верхними и нижними.

Глаза стрекозы очень большие и необычные, каждый состоит из отдельных шестиугольных граней и эта грань представляет собой отдельный глаз с крохотной линзой, поэтому стрекоза может видеть во всех направлениях одновременно.

Стрекоза- насекомое хищное, полезное для человека, потому что уничтожает комаров и мошек, удерживая свою добычу шестью ногами, которые в полёте образуют корзину- ловушку.

Воспитатель загадывает загадку :

«Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет». (бабочка).

-Правильно, дети, это бабочка, красивое, изящное создание, у неё то же, как и у стрекозы, 6 ног, крылья, на голове усики, большие глаза. (Показ слайда).

-Это бабочка – крапивница. Она имеет такое название потому, что только на крапиве может отложить яйца, из которых потом выйдут гусеницы и затем окуклятся, превратив крапиву в будто бы наряженную золотистыми шарами ёлку.

( Показ слайда: «Капустница»)

Капустницу можно встретить везде: на лугу, в поле, на огороде. Вот только в лесу её нет, так как там нет растений, которыми питаются гусеницы капустницы. Эта бабочка откладывает яйца на капусту в огромных количествах, поэтому её так называют.

( Показ слайда: «Павлиний глаз»)

- Павлиний глаз никакого вреда не приносит, так как гусениц очень мало. А у самой бабочки даже рта нет. В основном, эти бабочки живут на фруктовых деревьях, но можно увидеть её на сорных растениях. Называют её таким именем за пятна- глазки на крыльях.

Далее проводится подвижная игра. (Дети делятся на две группы. Одна группа образует широкий круг, внутри которого летают, например, стрекозы. Дети ходят, взявшись за руки, и повторяют: «Стрекозы- красавицы, мы вас не тронем. Летайте, летайте, мы вас не обидим». Или: «Бабочки – красавицы, летайте над цветами на лугу, крылышками машите, радуйте детей». Потом дети поднимают высоко руки и бабочки и стрекозы вылетают из круга. Команды меняются ролями.)

Воспитатель загадывает загадку : Красненькие крылышки,

Чёрные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке?

( Показ слайда: «Божья коровка»).

-Божья коровка – насекомое хищное и очень прожорливое, питается тлёй, паутинными клещами, белокрылками, могут уничтожить не только взрослых особей, но и поедают их личинки и яйца. Иногда поедают гусениц бабочек. Божьи коровки - мелкие насекомые, живущие везде, кроме Антарктиды. Яркая окраска с чёрными точками имеет важную роль в жизни божьей коровки. В случае опасности эти жучки выпускают едкую пахучую жидкость, предупреждая птиц о том, что они несъедобны. Живут они поодиночке, скапливаясь в большие семьи только во время зимовки.

- Отгадайте загадку : На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята –

Вся жизнь их связана с трудом.

( Показ слайда: «Муравей»)

-Муравьи – очень трудолюбивые насекомые. Они всё время бегают то в одну, то в другую сторону, усиками шевелят, ищут, чем поживиться среди травинок, что в муравейник свой утащить. А ещё они очень сильные, поднимают такие тяжести, хоть и очень маленькие. Муравьи улучшают плодородие почвы, когда строят свои муравейники – перемешивают почву. Муравьи тоже хищники, уничтожают вредителей растений. А ещё они переносят по лесу семена растений и способствуют их расселению.

-Отгадайте ещё одну загадку: Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

-Правильно, это пчела. (Показ слайда «Пчела»). Пчела - удивительное насекомое, которое даёт человеку мёд, вкусный и полезный. А ещё у пчёл есть жало, через которое они выпускают яд. Так они от врагов защищаются. Укусами пчёл даже лечат людей. Помогают пчёлы растениям, на своих лапках переносят пыльцу с одного цветка на другой, опыляя их. Благодаря чему растения и деревья дают плоды и семена.

Пчёлы и муравьи, которые являются «общественными» насекомыми, запахом и движениями сообщают своим товарищам, где находится корм и как добраться до него.

Пальчиковая гимнастика: «Божья коровка».

Божья коровка, чёрная головка Ритмично покачивают ладонями.

Улети на небо. Делают взмахи перекрещенными

кистями рук.

Принеси мне хлеба, Машут кистями рук на себя.

Чёрного и белого, Ритмично хлопают в ладоши.

Только не горелого. Грозят указательным пальцем.

Пальчиковая гимнастика: «Муравьишка».

Муравьишка по тропинке Дети «пробегают» пальцами правой руки по

На плече несёт травинку. левой ладони. «Пробегают» пальцами левой

К домику не близок путь, руки по правой.

Помогите кто-нибудь! Прижимают ладони друг к другу и сильно

трут их.

Пальчиковая гимнастика: «Пчела».

Прилетела к нам вчера Машут ладошками.

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк На каждое название насекомого

И весёлый мотылёк, загибают один пальчик.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.

Пожужжали, полетали, Машут ладошками.

От усталости упали. Опускают ладони вниз.

Вопросы:

Какие животные называются «шестиногими»?

Почему насекомых называют самыми древними обитателями планеты?

С какими насекомыми мы сегодня познакомились?

Чем питаются эти насекомые?

Почему одних насекомых можно назвать помощниками человека, а других вредителями?

Как вы думаете, почему, когда цветут сады, в них ставят ульи с пчёлами?

- Сегодня, ребята, вы узнали много нового о насекомых, которых мы часто видим вокруг. Гуляя по цветущему зелёному лугу не пытайтесь поймать красивую бабочку или стрекозу. Лучше понаблюдайте за ними, и вы узнаете ещё очень много интересного о жизни этих маленьких обитателей нашей планеты…

Воспитатель обращает внимание детей на «полянку», с которой начали необыкновенное путешествие.

- Посмотрите, ребята, как много красивых цветов на нашей поляне, но, кажется здесь как-то пусто и тихо без жужжания пчёл, стрекотания кузнечиков, без снующих взад – вперёд муравьёв…Давайте оживим полянку.

(Воспитатель предлагает подойти к столу, на котором находится природный и бросовый материал, подобрать необходимый, на усмотрение детей, и изготовить любое насекомое. Во время самостоятельной работы звучит аудио запись музыки «Любимые песни детства»).

Изготовленных насекомых дети «рассаживают» на цветы.

Чтение стихотворения: «Ты сачком их не лови!»

Насекомые хлопочут,

Наполняя жизнью сад:

Там кузнечики стрекочут,

Тут комарики звенят.

Каждый занят важным делом:

Золотистая пчела

На цветок душистый села,

Сок медовый собрала.

Вот в кустах возле тропинки

Деловитый муравей,

Уцепившись за травинку,

Доит усиками тлей.

Ты не трогай их, не надо,

Ты сачком их не лови!

Пусть живут с тобою рядом

Мотыльки и муравьи.

На этом наше путешествие заканчивается.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Насекомые». Проект по экологии для детей 4–5 лет Проект посвящен актуальной проблеме: вызвать интерес и расширить представления у детей о насекомых Цель: Формировать у детей желание и интерес.

Перспективное планирование занятий по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада Сентябрь *Хлеб - всему голова! - познавательное развитие; *С чего начинается Родина? - развитие речи; *Что растёт в лесу? - экология; *Осенний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте «Удивительное путешествие в мир «шестиногих»
Опубликовано: 27 мая 2014 в 15:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте «Удивительное путешествие в мир «шестиногих»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Беспалова (УИ 196055) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД