Татьяна Беспалова
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте «Удивительное путешествие в мир «шестиногих»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, художественно – эстетическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие: расширять представления детей о многообразии насекомых, различать их по внешнему виду и называть их, закрепить знания о строении насекомых (голова, грудь, брюшко и шесть конечностей).
Знакомить с особенностями жизни «шестиногих».
Речевое: учить отвечать на вопросы полными предложениями, расширять словарный запас, развивать умение поддерживать беседу.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте „Удивительное путешествие в мир „шестиногих“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Художественно-эстетическое: закреплять умение создавать силуэты насекомых из природного и бросового материала, передавать выразительность образа. В процессе работы развивать фантазию, воображение.
Физическое: развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику, координацию движений.
Социально – коммуникативное: воспитывать любовь к природе, дать представление, что в природе всё взаимосвязано.
Предшествующая работа : чтение «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Ян Лари, произведений о природе, просмотры мультфильмов из серии «Лунтик», по произведению Яна Лари, конструирование из природного материала, аппликация, рисование насекомых.
Материалы и оборудование: Слайды «Насекомые», импровизированная полянка с цветами, природный и бросовый материал для изготовления насекомых, аудиозапись музыки из серии «Любимые песни детства», Р. Шуман «Бабочки».
Сценарий образовательной деятельности.
Воспитатель : «Ребята, мы с вами прочитали повесть о необыкновенных приключениях брата и сестры Карика и Вали, смотрели мультфильм, давайте вспомним, что же приключилось с детьми?» (Ответы детей).
- Правильно, они выпили жидкость похожую на лимонад у знакомого профессора Ивана Гермогеновича и превратились в очень маленьких существ…
- Что же с ними произошло дальше?
Ответы детей: «Их унесла стрекоза, и они очутились далеко от дома, на лугу».
- Вы правы, ребята, Карик и Валя оказались в удивительном мире насекомых.
Кто же такие эти насекомые? Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трё х частей: головы, на которой находятся два ушка, средней части (грудь) тела и брюшка. У большинства из них в определённые периоды жизни появляются крылья. Насекомые – самые древние и многочисленные обитатели нашей планеты.
- Я хочу предложить вам, ребята, тоже отправиться в удивительное путешествие (загадываю загадку) Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза,
Это чудо… (стрекоза).
Представьте, что нас тоже перенесла на луг огромная стрекоза…
- Звучит аудиозапись Р. Шумана «Бабочки». (Дети, изображая стрекоз, «летят» на луг – ковёр, украшенный цветами, и садятся на него).
Показ слайда: «Стрекоза».
- Стрекозу называют королём полёта, они могут двигаться в воздухе как захотят: лететь вперёд или назад, зависать на месте, резко менять направление и это потому, что они имеют особые крылья, которые могут принимать состоит форму. Две пары одинаково развитых крыльев могут вращаться, становясь то передними и задними, то верхними и нижними.
Глаза стрекозы очень большие и необычные, каждый состоит из отдельных шестиугольных граней и эта грань представляет собой отдельный глаз с крохотной линзой, поэтому стрекоза может видеть во всех направлениях одновременно.
Стрекоза- насекомое хищное, полезное для человека, потому что уничтожает комаров и мошек, удерживая свою добычу шестью ногами, которые в полёте образуют корзину- ловушку.
Воспитатель загадывает загадку :
«Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет». (бабочка).
-Правильно, дети, это бабочка, красивое, изящное создание, у неё то же, как и у стрекозы, 6 ног, крылья, на голове усики, большие глаза. (Показ слайда).
-Это бабочка – крапивница. Она имеет такое название потому, что только на крапиве может отложить яйца, из которых потом выйдут гусеницы и затем окуклятся, превратив крапиву в будто бы наряженную золотистыми шарами ёлку.
( Показ слайда: «Капустница»)
Капустницу можно встретить везде: на лугу, в поле, на огороде. Вот только в лесу её нет, так как там нет растений, которыми питаются гусеницы капустницы. Эта бабочка откладывает яйца на капусту в огромных количествах, поэтому её так называют.
( Показ слайда: «Павлиний глаз»)
- Павлиний глаз никакого вреда не приносит, так как гусениц очень мало. А у самой бабочки даже рта нет. В основном, эти бабочки живут на фруктовых деревьях, но можно увидеть её на сорных растениях. Называют её таким именем за пятна- глазки на крыльях.
Далее проводится подвижная игра. (Дети делятся на две группы. Одна группа образует широкий круг, внутри которого летают, например, стрекозы. Дети ходят, взявшись за руки, и повторяют: «Стрекозы- красавицы, мы вас не тронем. Летайте, летайте, мы вас не обидим». Или: «Бабочки – красавицы, летайте над цветами на лугу, крылышками машите, радуйте детей». Потом дети поднимают высоко руки и бабочки и стрекозы вылетают из круга. Команды меняются ролями.)
Воспитатель загадывает загадку : Красненькие крылышки,
Чёрные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?
( Показ слайда: «Божья коровка»).
-Божья коровка – насекомое хищное и очень прожорливое, питается тлёй, паутинными клещами, белокрылками, могут уничтожить не только взрослых особей, но и поедают их личинки и яйца. Иногда поедают гусениц бабочек. Божьи коровки - мелкие насекомые, живущие везде, кроме Антарктиды. Яркая окраска с чёрными точками имеет важную роль в жизни божьей коровки. В случае опасности эти жучки выпускают едкую пахучую жидкость, предупреждая птиц о том, что они несъедобны. Живут они поодиночке, скапливаясь в большие семьи только во время зимовки.
- Отгадайте загадку : На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята –
Вся жизнь их связана с трудом.
( Показ слайда: «Муравей»)
-Муравьи – очень трудолюбивые насекомые. Они всё время бегают то в одну, то в другую сторону, усиками шевелят, ищут, чем поживиться среди травинок, что в муравейник свой утащить. А ещё они очень сильные, поднимают такие тяжести, хоть и очень маленькие. Муравьи улучшают плодородие почвы, когда строят свои муравейники – перемешивают почву. Муравьи тоже хищники, уничтожают вредителей растений. А ещё они переносят по лесу семена растений и способствуют их расселению.
-Отгадайте ещё одну загадку: Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
-Правильно, это пчела. (Показ слайда «Пчела»). Пчела - удивительное насекомое, которое даёт человеку мёд, вкусный и полезный. А ещё у пчёл есть жало, через которое они выпускают яд. Так они от врагов защищаются. Укусами пчёл даже лечат людей. Помогают пчёлы растениям, на своих лапках переносят пыльцу с одного цветка на другой, опыляя их. Благодаря чему растения и деревья дают плоды и семена.
Пчёлы и муравьи, которые являются «общественными» насекомыми, запахом и движениями сообщают своим товарищам, где находится корм и как добраться до него.
Пальчиковая гимнастика: «Божья коровка».
Божья коровка, чёрная головка Ритмично покачивают ладонями.
Улети на небо. Делают взмахи перекрещенными
кистями рук.
Принеси мне хлеба, Машут кистями рук на себя.
Чёрного и белого, Ритмично хлопают в ладоши.
Только не горелого. Грозят указательным пальцем.
Пальчиковая гимнастика: «Муравьишка».
Муравьишка по тропинке Дети «пробегают» пальцами правой руки по
На плече несёт травинку. левой ладони. «Пробегают» пальцами левой
К домику не близок путь, руки по правой.
Помогите кто-нибудь! Прижимают ладони друг к другу и сильно
трут их.
Пальчиковая гимнастика: «Пчела».
Прилетела к нам вчера Машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк На каждое название насекомого
И весёлый мотылёк, загибают один пальчик.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.
Пожужжали, полетали, Машут ладошками.
От усталости упали. Опускают ладони вниз.
Вопросы:
Какие животные называются «шестиногими»?
Почему насекомых называют самыми древними обитателями планеты?
С какими насекомыми мы сегодня познакомились?
Чем питаются эти насекомые?
Почему одних насекомых можно назвать помощниками человека, а других вредителями?
Как вы думаете, почему, когда цветут сады, в них ставят ульи с пчёлами?
- Сегодня, ребята, вы узнали много нового о насекомых, которых мы часто видим вокруг. Гуляя по цветущему зелёному лугу не пытайтесь поймать красивую бабочку или стрекозу. Лучше понаблюдайте за ними, и вы узнаете ещё очень много интересного о жизни этих маленьких обитателей нашей планеты…
Воспитатель обращает внимание детей на «полянку», с которой начали необыкновенное путешествие.
- Посмотрите, ребята, как много красивых цветов на нашей поляне, но, кажется здесь как-то пусто и тихо без жужжания пчёл, стрекотания кузнечиков, без снующих взад – вперёд муравьёв…Давайте оживим полянку.
(Воспитатель предлагает подойти к столу, на котором находится природный и бросовый материал, подобрать необходимый, на усмотрение детей, и изготовить любое насекомое. Во время самостоятельной работы звучит аудио запись музыки «Любимые песни детства»).
Изготовленных насекомых дети «рассаживают» на цветы.
Чтение стихотворения: «Ты сачком их не лови!»
Насекомые хлопочут,
Наполняя жизнью сад:
Там кузнечики стрекочут,
Тут комарики звенят.
Каждый занят важным делом:
Золотистая пчела
На цветок душистый села,
Сок медовый собрала.
Вот в кустах возле тропинки
Деловитый муравей,
Уцепившись за травинку,
Доит усиками тлей.
Ты не трогай их, не надо,
Ты сачком их не лови!
Пусть живут с тобою рядом
Мотыльки и муравьи.
На этом наше путешествие заканчивается.