Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с солью»

Николаева Татьяна Александровна
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с солью»

Цель: Познакомить детей с солью, по средствам экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить знания детей о свойствах соли.

Систематизировать знания детей о том, что соль минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе.

Научить использовать соль, как средство для творчества.

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Развивающие:

Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Словарь: каменная, поваренная, морская, кристаллы, минеральное вещество, соляная шахта, ученый, микроскоп, лупа, пробирка.

Предварительная работа: беседы «Что мы знаем о соли и её свойствах?», ее роли в жизни человека, чтение русских народных сказок «Соль», «Соль дороже золота»; загадки, пословицы, поговорки о соли, дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус».

Материал: презентация, иллюстрации по теме, микроскоп, лупа, пробирка, разные виды соли (морская, крупного и мелкого помола); халаты на каждого ребенка, одноразовые ложки и стаканчики, тарелочки с солью, прозрачные стаканы, салфетки, пипетки, заготовленный рисунок (рыбки, клей, краски, тазик, вода.

Методы и приемы: беседа, художественное слово, физминутка, опыты, рассуждение.

Ход:

Воспитатель: Ребята! Посмотрите сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им свои улыбки. А теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои улыбки.

А сейчас, я загадаю вам загадку: (Слайд- 2)

Рассказать обо мне хоть немножко позволь.

У меня на Земле очень важная роль:

Отдельно я не так вкусна,

Но в пище каждому нужна

Без меня суп - не суп, и салат - не салат,

Нет меня - и невкусно, и повар не рад.

В рану, глаз попаду - будет едкая боль.

Как назвали меня, догадался ты?

Дети: Соль.

Воспитатель: Правильно, это соль.

Соль, один из главных минералов на земле. Минерал – это природный камень, образующееся в недрах (глубоко в земле) или на поверхности Земли. (Слайд- 3)

Мёртвое море – самое солёное в мире. (Слайд- 4)

Озеро Эльтон – самое большое по площади минеральное озеро Европы.

Озеро заполнено насыщенным солевым раствором. (Слайд- 5)

Самый соленый океан в мире – Атлантический океан. (Слайд- 6)

Соль добывают под землей, где образуются соляные горы. (Слайд- 7)

Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх. (Слайд - 8)

Воспитатель: Где люди ещё используют соль?

Где, чаще всего применяют соль?

Дети: Соль добавляют в еду. (Слайд - 9)

Воспитатель: С помощью соли консервируют овощи для длительного хранения. (Слайд - 10)

Ещё соль применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания.

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается. (Слайд - 11)

На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд. (Слайд - 12)

Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать.

По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей «Хлебом-солью». «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. (Слайд-13)

Соль не только приносит пользу, она может и нанести вред человеку. (Слайд-14)

Воспитатель: игра «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, мандарин, рыба, яйцо)

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. В лабораториях работают ученые.

Ученые – это люди, которые занимается наукой, проводят опыты, исследуют разные вещи и явления. Чтобы узнать, как эти вещи устроены. (Слайд-15)

Воспитатель: Ребята, кто работает в лабораториях?

Дети: Ученые

Воспитатель: А где работают учёные?

Дети: В лаборатории

Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты.

Сейчас я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в маленьких ученых. Закрыли глаза.

Раз, два, три - покружись и в учёных превратись. (Слайд-16)

Воспитатель: Надевайте фартуки.

Давайте посмотрим, с каким оборудованием работают ученые в лабораториях:

Лупа – это прибор, предназначенная для увеличения и наблюдения мелких предметов.

Микроскоп – это прибор, предназначенный для увеличенных более мелких изображений.

Пробирка – используется для проведения химических опытов.

Приглашаю пройти в нашу лабораторию.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.

1. Соблюдайте тишину в лаборатории!

2. Не толкайте соседа во время работы!

3. Сначала посмотри, а потом повтори!

4. Выполнил, на место положи!

5. Будь осторожен!

Важно помнить!

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

не трогать руками глаза;

если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Опыт №1:

Воспитатель: – Перед вами стоят стаканчики с солью, именно с ней мы будем проводить с вами опыты (три стаканчика соли: мелкого помола, крупного и более крупного размера в виде небольших камешков).

Воспитатель: Возьмите в руку лупу и посмотрим, в каком стаканчике мелкого помола, крупного и более крупного размера соль.

Соль на что похожа?

Дети: Соль похожа на зёрнышки, кристаллики, крупинки.

Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов, крупная, мелкая, кристаллики среднего размера.

Опыт №2:

Воспитатель: Из любого стаканчика наберите полную ложку соли и переверните её.

Что мы увидели?

Дети: Соль сыпучая.

Вывод: Соль сыпучая

Опыт №3:

Воспитатель: Надавим на соль сухой ложкой.

Что мы услышали?

Дети: Мы слышим хруст.

Воспитатель: При надавливании кристаллы трутся друг о друга.

Вывод: Соль твердая, хрустящая.

Опыт №4:

Воспитатель: Возьмите пипетки, наберите в них воду и капните на соль.

Что произошло?

Дети: Соль впиталась в воду.

Воспитатель: - Молодцы.

Вывод: Соль впитывает воду.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать. (Ходьба на месте)

Раз! Подняться потянуться. (Под счет дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища)

Три! В ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой)

На четыре - руки шире. (Руки в стороны)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — попрыгать поскакать. (Прыжки. Ходьба на месте.)

Встаньте прямо – улыбайтесь!

Каждый весел и здоров.

И к заданию готов!

Воспитатель: - А сейчас, мы продолжим своё знакомство с солью и узнаем еще много интересного.

Опыт №5:

Воспитатель: Посыпьте солью лед на тарелках. (Для эксперимента нам понадобится лед в кубиках). В каждую тарелочку положим по кубику льда и один из кубиков посолим. Отставим тарелочки в сторону. Вернемся к ним через несколько минут.

Опыт №6:

Воспитатель: На столе грязные чашки после чая. Нужно взять чашку, губку намочить водой, на губку насыпать немного соли и почистить, ополоснуть водой.

Чашку чистим от микробов

Мы за ними смотрим в оба

Спасем тебя мы чашка

Чумазая бедняжка.

Воспитатель: Посмотрите, чашки стали чистыми.

Вывод: Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Опыт №7:

Воспитатель: А сейчас мы пройдем к другому столу.

В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать.

Что у вас произошло с солью в стакане?

Дети: Соль растворилась.

Воспитатель: Ребята, попробуйте воду на вкус.

Дети: Вода стала соленной.

Воспитатель: Давайте понюхаем, пахнет или нет?

Дети: Нет.

Воспитатель: Изменился ли цвет воды?

Дети: Нет.

Вывод: А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. Соль полностью растворилась в воде, цвет и запах не изменился, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Воспитатель: Молодцы.

Ребята, давайте вернёмся к нашим тарелочкам со льдом.

Те кубики, которые посыпали солью, растаяли быстрее.

Вывод: соль растворяет лёд быстрее.

Воспитатель: Ребята, а вы видели, что в гололёд дворники посыпают дорожки солью. Как вы думаете, зачем они это делают?

Дети: Чтобы люди не поскользнулись.

Пальчиковая гимнастика «Солим капусту»

Мы капусту рубим- рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём- мнём, (мнут капусту)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём, (сгибание и разгибание кистей рук)

Опыт №8:

Воспитатель:

1. Возьмите листочки, где нарисованы рыбки, губку опустите в клей и промокните клеем картинку.

2. Посыпьте тонким слоем солью рисунок с нанесенным на него клеем (протрите руки салфеткой). Лишнюю соль стряхните на поднос.

3. Раскрасьте соль, прикасаясь к ней кисточкой с разными цветами жидкой краской.

4. Получились у нас яркие рыбки.

Воспитатель: Что делает краска с солью?

Дети: Разукрашивает

Воспитатель: Дождитесь полного высыхания

Вывод: С помощью соли можно делать красивые рисунки.

Воспитатель: После того как наши рыбки высохнут, мы отпустим их в соленое море. (Приклеить картинки с разукрашенными рыбками на общий плакат, где нарисован подводный мир – рыб).

Воспитатель: Ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией.

Давайте произнесем волшебные слова, закрыли глаза.

Раз, два, три - покружись и в ребяток превратись! (Слайд-17)

Заключительная часть:

Воспитатель: С чем мы сегодня проводили опыты?

Дети: С солью.

Воспитатель: Что узнали о соли?

Дети: Соль белого цвета, состоит из кристалликов, она твердая, сыпучая и растворяется в воде, не имеет запаха.

Солью можно мыть посуду.

С помощью соли можно делать красивые рисунки.

Соль растворяет лёд быстрее.

Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня с интересом работали в лаборатории, соблюдали правила.

Вы молодцы. (Слайд-18)

Публикации по теме:

«Черное золото». Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Черное золото» - экспериментирование в старшей группе. Цель: обогащать знания детей о родном крае. Познакомить с природным богатством нашего.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом. Свойства магнита»Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом. Свойства магнита» Токарева Д. Н. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе №2 «Радуга» «Знакомство с магнитом. Свойства магнита.» Цель: развитие.

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Магнит и его удивительные свойства»Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Магнит и его удивительные свойства» ТЕМА: «МАГНИТ И ЕГО УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА» Тема: «Магнит и его удивительные свойства» Цель: создание условий для формирования основного.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе. Тема: «Знакомство с магнитом и его свойствами».

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Мы маленькие исследователи воздуха» .

Конспект ОД по экспериментированию в старшей-подготовительной группе «Магнит и его свойства» Программные задачи: Сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла). Актуализировать знания детей.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с солью» Цель исследования: Узнать всё о соли. Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой.

Конспект занятия по экспериментированию «Воздух» в старшей группе технологическая карта Возрастная группа: старшая Тема: воздух Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.

Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе [bКонспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе Цели: способствовать знакомству детей со свойствами песка; обучать навыкам.

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Уход за комнатными растениями» Цель: Закрепления знаний об уходе за комнатными растениями. Задачи: 1. Уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности.

Библиотека изображений:
  • Экология
Автор публикации:
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с солью»
Опубликовано: 5 октября 2019 в 20:48
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки