Конспект НОД подготовительной группы по составлению описательного рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Екатерина Младенцева
Конспект НОД подготовительной группы по составлению описательного рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель: развитие связной описательной речи

Задачи:

1. Содействовать формированию умения составлять описательно-повествовательный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

2. Содействовать художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать.

3. Способствовать совершенствованию диалогической и монологической

речи.

4. Способствовать развитию эмоционального отклика на весенние проявления природы.

5. Воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли.

Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе. Разучивание стихов А. Плещеева, С. Есенина о весне, рассматривание иллюстрации с весенними пейзажами, слушание музыкальных произведений: П. Чайковский «Времена года» «Март», Вивальди «Времена года» «Весна».

Оборудование: портрет А. К. Саврасова, картина «Грачи прилетели», магнитофон, кассета А. Вивальди «Времена года» (Весна).

Методы и приемы: Рассматривание картины, беседа по вопросам, чтение стихотворения Никитин И. С. «Полюбуйся, весна наступает», рассказ – образец воспитателя, составление описательного рассказа детьми.

Словарная работа: грачи, грачевник, церквушка, мокрый, рыхлый, серый, мутная, темная, весенний, корявая, старая, покосившейся, крикливые, суетливые, копошащейся, вьют гнезда, деревенька, облачное, неяркое, белоствольная, черное, проталины, вестники, маленькие труженики, пасмурный, переменчивый.

Ход НОД:

Воспитатель:

-Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой - улей – пчела

Первый мед принесла

Кто скажет? Кто знает? Когда это бывает? (весной)

-Правильно, это весна.

-Послушайте, как пишет о весне поэт Никитин И. С.

-Полюбуйся, весна наступает.

Журавли караваном летят

В ярком золоте день утопает.

И ручьи по оврагам шумят…

Скоро гости к тебе соберутся.

Сколько гнезд понавьют, - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День - деньской от зари до зари!

О чем это стихотворение? (о весне)

Какое настроение у вас возникает при слушании этого стихотворения? (веселое, радостное, задорное)

-Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о самом, трогательном времени года – весне.

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля.

В воздухе чувствуется запах прелой листвы, теплого весеннего ветерка.

Возвращаются из дальних стран домой первые весенние птицы-грачи.

В небе слышится радостный птичий гомон.

-Ребята, посмотрите, как чудесно об этом рассказал художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели»

- Саврасов родился в Москве в купеческой

семье. В ранней юности у будущего художника

обнаружились незаурядные способности к живописи.

Саврасов поступил в

Московское училище

живописи, ваяния и

зодчества. Саврасов был очень

трудолюбивым художником, к нему рано пришла известность. Он написал много пейзажей, но все -таки Саврасова называют художником одной картины, главной картины его жизни. Эта картина «Грачи прилетели».

(выставляется картина на мольберт) (Дети рассматривают картину под музыку А. Вивальди)

-Посмотрите внимательно на картину, что изобразил художник на картине? (Художник увидел и нарисовал стаю грачей на березах. Они радуются приходу весны. Еще художник изобразил на картине церковь, а вдалеке поле)

Молодцы! Действительно ребята, художник Саврасов на своей картине изобразил прилет грачей.

- Что изображено на переднем плане картины? (На переднем плане картины изображена стая грачей сидящих на старых, искривленных, покосившихся березах и стройные, прямые, тонкие березки)

Правильно. Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветви упругие. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно.

-Что делают грачи на березах? (Грачи на березах, кричат, копошатся, вьют гнезда)

Молодцы, как точно вы рассказали про грачей.

-В России место, где селятся грачи, называют - грачевник.

-Кто скажет, как можно назвать эту березовую рощу на картине? (Березовую рощу на картине можно назвать грачевник)

-Посмотрите, что еще изображено на переднем плане картины? (Еще на переднем плане картины художник нарисовал грязный, серый, рыхлый снег и рядом с ним талую мутную воду, которая появилась из-за таянья снега)

-Ребята, грачи и березы выдвинуты автором на передний план не случайно. Он подчеркивает, что животные и птицы слышат весну раньше человека, являются ее вестниками, поэтому нужно ориентироваться на их поведение, а не на случайную капель среди зимы.

-Что изображено на заднем плане картины? (На заднем плане картины изображена деревня и небольшая, сельская, церковь. За деревней виднеются бескрайние поле с черными проталинами земли)

-Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд? (Здесь спокойно, тихо, красиво. Это окраина села)

Правильно. Это окраина села здесь среди белоствольных берез никто не помешает грачам этим маленьким труженикам обустраивать свои гнезда.

-Каким художник изобразил небо на картине?

Какое оно, весеннее небо? ((Небо у художника нарисовано облачное с голубоватыми просветами)

Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? (Солнце скрылось за облаками, оно не яркое)

Как вы догадались? (потому что на снегу видны тени от берез)

Правильно. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за облака.

-Какие краски Саврасов использовал для изображения природы и строений? (Саврасов для изображения природы и строений использовал темные и серые краски)

- Да, картина нарисована в темных тонах, так как весна наступает медленно, это самое ее начало.

-Подберите, пожалуйста, слова, которыми можно описать день, изображенный на картине. (Весенний, серый, пасмурный, переменчивый)

-Какое настроение передает картина? (Картина передает смешанное настроение, грусть по уходящей белоснежной зиме и радость от прихода теплой красавицы весны)

Молодцы, вы все сказали верно, глядя на эту картину, испытываешь восторг, бодрость от прихода долгожданной весны и грусть от прощания с зимней сказкой.

-Ребята, вы молодцы! Очень внимательные. А сейчас я думаю надо немного отдохнуть и провести физкультминутку:

Голубые, синие

Небо и ручьи. (Руки через стороны вверх.)

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи (приседания)

На снегу прозрачные

Льдинки кружева. (прыжки)

Первые проталинки,

Первая трава (хлопки в ладоши)

(садятся на свои места)

Глядя на эту картину, я составила вот такой рассказ, послушайте. На картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» изображены старые, покосившиеся березы и несколько молодых березок. На них притаились грачи, а некоторые птицы храбро прыгают по весеннему, рыхлому снегу. Они обустраиваются, о чем говорят их гнезда, которые эти маленькие труженики уже начали сооружать.

На заднем плане художник изобразил деревню, обнесенную высоким забором. Из - за забора ясно виднеется купол церкви. Небо на картине изображено облачное сквозь него несмело проглядывает весеннее солнышко.

Мне очень нравится картина художника от нее заряжаешься радостным настроением.

-А сейчас, кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ?

Рассказать надо о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и об уходящей зиме, о березах и крикливых грачах.

(спрашиваю 2-3 ребят, дети составляют рассказ - например: На картине известного русского художника А. К. Саврасова «Грачи прилетелиизображены первые прилетевшие птицы весны – грачи. Они сидят на деревьях. Эти деревья – постаревшие, поломанные березки, в их ветвях хлопочут и вьют свои гнезда птицы. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый свет и талую, мутную лужу. Она образовалась от растаявшего снега. На втором плане художник нарисовал покосившейся старый забор, за которым виднеются крыши деревенских домов. Около них расположена старенькая церковь. Также на заднем плане нарисовано оттаивающие, с проталинами и сырым снегом, черное поле. Небо на картине облачное с голубыми просветами. За ним скрывается неяркое солнышко. Кажется, что они играют в прятки. Картина Алексея Саврасова мне очень понравилась своим весенним, теплым, ласковым настроением) Молодцы, ребята, очень точные у вас получились рассказы.

-Кто мне скажет, с картиной какого художника мы сегодня познакомились? (Мы сегодня познакомились с картиной А. К. Саврасова)

-А как называется эта картина? (Картина называется «Грачи прилетели»)

- Кто запомнил, как на Руси называли место, где селятся грачи? (Место, где селятся грачи, на Руси называли грачевник)

Молодцы!

Наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Составление описательного рассказа Задачи: 1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать; 2. Учить составлять описательные.

Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине "Зимние забавы"» Задачи: - связная.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по составлению рассказа по картине «Лиса с лисятами» в подготовительной группе Конспект НОД по составлению рассказа по картине «Лиса с лисятами» в подготовительной группе Цель: Создать условие для связного составления.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Лексика
Автор публикации:
Конспект НОД подготовительной группы по составлению описательного рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Опубликовано: 14 октября 2020 в 18:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 ноября. День уроков зимней безопасности на МААМ

Тот, кто предупреждён – тот вооружён своим знанием против любой опасности. Вот почему в детских садах и школах сейчас проходят занятия, посвящённые безопасному поведению в зимний период, подручным...

28 ноября. День солдатиков на МААМ

Очередной тематический день посвящен любимым игрушкам мальчишек всех времен и народов. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы увлечь ребенка созданием солдатиков и играми с ними.

Мастер-класс изготовления открыток в стиле «Шебби-шик»
Шебби-шик - стиль интерьера, появившийся в 1980-х. В отличие от многих других направлений, шебби шик исключает чрезмерную роскошь и вычурность. Скорее,...
«Интерактивный Дед Мороз»
"Появление интерактивного Деда Мороза" Чудо интернет включись, дедушка Мороз явись! На экране появляется Дед Мороз Дед Мороз: Здравствуйте, дорогие...
Фотоотчет праздника ко Дню Мамы «Тому, кого любим…»
Из поколения в поколение для каждого человека мама - самый главный человек в жизни. Спросите любого ребенка, кто самый любимый человек на свете и,...