МААМ-картинки

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Мир удивительных камней»

Морозова Наргиз
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Мир удивительных камней»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цель: Развивать познавательную активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями, углем, мелом, солью.

Задачи:

1. Закреплять представления о речных и морских камнях (речные имеют разную форму, иногда острые углы; морские камни всегда округлой формы, гладкие, многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Мир удивительных камней“» размещена в разделах

2. Поддерживать интерес к экспериментированию. Закреплять умение обследовать предметы и называть их свойства (крепкий, твердый, неровный (шероховатый, гладкий, тяжелый, и др.) и особенности.

3. Способствовать развитию диалогической речи, речевой активности, обогащению словаря.

4. Познакомить со свойствами каменного угля и мела, с тем, как их добывают и используют.

5. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

6. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми.

Материал:

Образцы речных и морских камней, угля, мела, каменной соли. «роза пустыни» Кусочек дерева, гвозди, молоток. Ёмкости с водой и палочки. Картинки.

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Вспомните, как называется наш детский сад? Можно ли по названию нашего детсада, понять, где он находится? Как вы считаете, сможет ли посторонний человек, зайдя в нашу группу, догадаться о наших увлечениях? Какие разные у вас увлечения! У каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение– это … коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Коллекционирование – это собирание, каких – либо предметов).

Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий —

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Я хочу познакомить вас с моей коллекцией камней. (убираю салфетку с подноса)

Посмотрите сколько камней в моей коллекции. Все они такие разные. Каждый по- своему хорош и может рассказать о себе много интересного, нужно только научиться раскрывать его тайны.

А давайте для начала попробуем разделить все эти камни на группы, объединив их по какому-либо признаку. (Думают, делят, обосновывают.)

После различных группировок, остановиться на двух группах (гладкие и шероховатые).

Речные (предлагаю рассмотреть, потрогать, погладить).

Как вы думаете, где можно встретить такие камни?

Эти камни я нашла на реке. А раз нашла я их на реке, то эти камни можно назвать - …. (речные).

Что вы можете сказать про речные камни? Какие они?

Дети: Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.

Морские

А вот совсем другие камни. Возьмите их и положите рядом с речными. Посмотрите на камни, и скажите, чем отличаются эти камни от речных? (думают, обследуют, обосновывают) Какой формы эти камни, цвета, какая у них поверхность, какие края?

Дети: Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холодные.

Воспитатель: Эти камни я привезла с моря, значит, их можно назвать… (морские) Как вы думаете, почему они такие? (Ответы.) Такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими - без единого уголка. А чем похожи речные и морские камни? (Твёрдые.)

Как вы думаете, камень тверже дерева? А как мы можем это проверить, (может быть какие-то предметы со стола нам помогут) - проводится опыт – вбить гвоздь в камень и брусочек из дерева. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево, а в камень вбить невозможно.) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Ответы) Какой можно сделать вывод?

Дети. Камень тверже дерева.

Воспитатель: Интересно, а как камень и дерево будут себя вести в воде? (Перед детьми сосуд с водой, предоставляется возможность опустить дерево в воду. Затем опустить в воду камень. Что произошло? (Камень тонет, он тяжелее воды; Дерево плавает, оно легче воды.)

А теперь достанем камень из воды. Каким он стал? (Мокрым) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее.)

Как вы, думаете где ещё кроме моря и реки можно увидеть камни? (На дороге, в лесу, в аквариуме, в горах.)

Как вы считаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы – предположения)

Физминутка

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли — белых камешков нашли,

С собой все их принесли.

В моей коллекции есть и другой

С виду неприглядный камень,

Он в земле лежит пластами.

Чтоб наверх его поднять,

Надо в шахте побывать.

Этот очень нужный камень.

Отбивают молотками

Он имеет чёрный цвет,

Всем даёт тепло и свет. (Показать уголь.)

Другая загадка:

Белый маленький комочек,

Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте,

Пишут буквы на доске. (Мел.)

Рассмотрите уголь и мел. Что вы можете сказать об угле и меле. Чем они похожи?

(Твёрдые – сжать в руке, маркие – оставляют след на руках.)

А чем они отличаются друг от друга? (Уголь блестящий, чёрный, а мел шероховатый, белый, матовый.)

Как вы считаете, уголь и мел прочные? Как проверить? (Действуют, рассказывают.)

А давайте попробуем опустить их в воду. (Слева от меня – уголь, справа от меня мел.)

Что произошло? Возьмите палочку, помешайте воду в бокалах, что вы видите?

Знаете, каменный уголь - это не простой камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь. Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы.

Добывают уголь люди - шахтеры с помощью отбойных молотков, труд шахтеров очень тяжелый. Потом его грузят в вагонетки и специальные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен.

Для каких целей нужен человеку каменный уголь?

Он хорошо горит и дает много тепла, поэтому используется в качестве топлива на котельных, фабриках, заводах и железных дорогах. Из каменного угля получают краски и лаки.

Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. Мел залегает глубоко под землей.

Как вы думаете, где мел используется? (Чтобы рисовать на доске, на асфальте.) Верно, но мел нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве - для известкования почв и подкормки животных, в промышленности - для производства цемента и извести, при изготовлении резины, пластмассы, для получения соды, стекла. С помощью мела сахар очищают от примесей. Очищенный мел используют при изготовлении лекарств. Мел - составная часть зубных порошков и паст. Мел идет для изготовления художественных красок, школьных мелков.

Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (птицы) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого?

Белый камень из горы

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает. (соль)

Каменная соль или по другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди употребляют в пищу. Минерал галит образует под землёй громадные залежи каменной соли. Только в России её запасы исчисляются десятками миллиардов тонн! Крупные месторождения каменной соли находятся в Германии Австрии, на Украине. Без соли поистине нет жизни. У всех народов она символ гостеприимства, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей.

«Роза пустыни»

Когда вонзится молния в песок,

Спекаются песчинки при ударе

И возникает каменный цветок

В зыбучей гофрированной Сахаре.

Роза пустыни - кристалл из смеси песка, соли и гипса. Розы рождаются в пустынях при особых условиях. Когда над пустыней выпадают осадки, вода моментально впитывается в песок. Если пески богаты гипсом, компоненты этого минерала вымываются и уходят вместе с водой вглубь. При этом раствор достаточно быстро нагревается и испаряется. После полного испарения воды образуются кристаллы гипса.

Кристаллы минерала «роза пустыни» можно обнаружить во многих местах нашей планеты с пустынным климатом и песчаными почвами, обогащенными гипсом. Но из-за высокого содержания песка, такой гипс не применяется в строительстве. Зато «роза пустыни» высоко ценится коллекционерами и любителями украшений.

Окраска кристаллов целиком зависит от цвета песка, в котором они формировались. Белые «розы пустыни» находят в тунисской Сахаре, черные – в пустынях Аргентины.

Вы хотели бы поиграть? - дидактическая игра: «Про что я говорю». (с мячом)

Воспитатель называет свойство предмета, а ребенок называет предмет.

Его добывают глубоко в земле, в шахте (уголь).

Он очень крепкий, с гладкими краями, тонет в воде (морской камень).

Его применяют для изготовления зубной пасты (мел).

Без этого минерала, любая пища будет невкусной (каменная соль).

Его края неровные, сам он шероховатый, найти его можно на берегу реки (речной камень).

Им можно писать на асфальте, на школьной доске (мел).

Он белый (мел).

Он черный (уголь).

Его используют для строительства дорог (камень).

Он хорошее топливо (уголь).

Матовый и пачкает руки (мел).

Ей встречают дорогих гостей (солью).

Его основу составляют останки погибших растений (уголь).

Состоит из микроорганизмов и водорослей (мел).

Воспитатель: Вот сколько интересного мы узнали, рассматривая мою коллекцию.

Ребята, на земле ещё очень много других интересных камней, узнать о которых вы можете от родителей, воспитателей, старших братьев и сестёр, из познавательных книг и телепередач.

На память о нашей встрече я хочу подарить вам по одному камешку из моей коллекции. Если они станут началом вашей коллекции, я буду очень рада, ведь коллекция - это не только красота, но и интерес, а значит и новые знания о природе нашей Родины.

Используемая литература:

1) Интернет – информация с сайта solium.ru «Мир камня для детей и их родителей»

2) «Научные эксперименты» серии «1001 прикол».

3) «Большая энциклопедия дошкольника» от изд-ва «Махаон», 2004 год

4) «Отчего и почему?» от изд-ва «Махаон», 2007 год

5) «Большая книга «Почему?» от изд-ва «Росмэн», 2014 год

6) «Почему» от изд-ва «Манн, Иванов и Фербер», 2014 год

7) Диана Астон «У камня своя история»

Публикации по теме:

Конспект НОД «Глаза-глазенки» (познавательно-исследовательская деятельность 2015)Конспект НОД «Глаза-глазенки» (познавательно-исследовательская деятельность 2015) НОД "Глаза-глазенки"(познавательно-исследовательская деятельность)Цель:через познавательно-исследовательскую деятельность развивать в детях.

Конспект НОД «Веселые бусинки» (познавательно-исследовательская деятельность» …) Конспект НОД во 2-ой младшей группы образовательная деятельность познавательно — исследовательская на тему «Веселые бусинки Цель: развивать.

Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства бумаги» Цель: Продолжать формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем. Задачи: • Формировать представление.

Познавательно-исследовательская деятельность «Магнитные силы» Познавательно-исследовательская деятельность. Экспериментирование. «Магнитные силы» Цели. Образовательные: – выявить свойства магнита, особенности.

Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие на паровозике» Мастер-класс «Путешествие на паровозике»Автор: Морочко Светлана Львовна, воспитатель МКДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 1" города.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в ДОУ Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в ДОУ Цель: способствовать познавательному развитию детей формировать.

Познавательно-исследовательская деятельность «Свет-лучистая энергия»Познавательно-исследовательская деятельность «Свет-лучистая энергия» Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка. Возрастная группа: 7-й год жизни (подготовительная группа). Форма.

Познавательно-исследовательская деятельность «Чудеса магнита»Познавательно-исследовательская деятельность «Чудеса магнита» Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные.

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду Цель современного образования –развитие личности ребёнка. Важно оказать педагогическую поддержку каждому воспитаннику на пути его развития.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Мир удивительных камней»
Опубликовано: 27 сентября 2015 в 12:30
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД