Ольга Орлова
Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в сладкую страну»
Орлова Ольга
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1) Познакомить детей с этапами организации и проведения исследовательской деятельности по методике А. И. Савенкова («Познавательное развитие»).
Публикация «Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по методике А, И, Савенкова» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2) Упражнять детей в использовании разнообразных методов исследования при организации исследовательской деятельности по методике А. И. Савенкова («Познавательное развитие»).
3) Развивать у детей любознательность(«Познавательное развитие»).
4) Формировать первичные представления об объектах окружающего мира («Познавательное развитие»).
5) Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы («Познавательное развитие»).
6) Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать («Познавательное развитие»).
7) Развивать умения выстраивать диалог со сверстниками и воспитателем («Речевое развитие»).
8) Закреплять умение работать в команде («Социально- коммуникативное развитие»).
9) Совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке («Художественно - эстетическое развитие»).
10) Поддерживать двигательную активность детей («Физическое развитие»).
Методы и приемы : наглядные (наглядное изучение изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации; просмотр видео-фильма, презентаций);
словесные (рассказ воспитателя о методах исследования, беседа с поваром, вопросы и ответы детей, составление рассказа детьми о том, что нового они узнали; отгадывание загадки);
практические (проведение эксперимента, получение информации от другого человека, проведение физкультминутки, получение информации из книг, проведение подвижной игры, рисование, организация выставки рисунков).
Материалы и оборудование: папки исследовтелей (карточки с символическими изображениями «методов исследования», фломастеры, листочки бумаги размером А5, детские энциклопедии с информацией про сахар и кондитерские изделия, набор картинок «Кондитерские изделия», сюжетные картинки, головной убор повара-кондитера 3 шт, фартуки 3 шт, 5 пустых стаканчиков, вода, столовые и чайные ложки, краски, шприц (без иглы, блюдца с образцами: с сахарным песком, кусковым сахаром, тростниковым сахаром, сахарной пудрой, видео-фильм о разновидностях сладких блюд и технологиях их приготовления, проектор, ноутбук, колонки, экран.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации детской деятельности
Двигательная Выполнение упражнений физкультминутки
Игровая Игровая ситуация, подвижная игра
Восприятие художественной литературы и фольклора Загадывание загадки
Познавательно-исследовательская Проведение эксперимента, проведение методов исследования
Изобразительная Изображение полученной информации
Коммуникативная Составление рассказа об увиденном
Логика образовательной деятельности
Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
Воспитатель приветствует детей. Читает отрывок из произведения К. И. Чуковского «Телефон». Предлагает детям отправиться в путешествие в «Волшебную кондитерскую лабораторию» и стать настоящими кондитерами-исследователями.
Отправляются в путешествие в волшебную кондитерскую лабораторию. У детей вызван интерес к предстоящей деятельности, активизирована любознательность.
Воспитатель сообщает детям, что чтобы отправиться в Волшебную кондитерскую лабораторию, нужно сесть на ковер, взяться за руки, закрыть глаза и посчитать до 10. Но поскольку они отправляются в лабораторию волшебную, то считать они должны в обратном порядке.
Садятся на ковер, берутся за руки, закрывают глаза и считают до 10 обратным счетом. У детей закрепляется умение работать в команде, а также считать обратным счетом до 10.
Пока дети считают, воспитатель вносит необходимое для проведения опыта оборудование. Открывают глаза, видят оборудование для лаборатории. Активизирован интерес детей к знакомству с новой деятельностью.
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня они будут учиться проводить исследования — так же, как это делают взрослые ученые-исследователи. А что именно они будут исследовать, они узнают, отгадав загадку. Загадывает загадку: «Белый он, как снег, колючий.
Как песок сухой, сыпучий.
Сладкий-сладкий, словно мед.
Чай с ним часто муха пьет»
Отгадывают загадку воспитателя. Определяют, что темой исследования будет сахар. У детей активизирован процесс мышления, памяти, сформированы первичные представления об объектах окружающего мира.
Воспитатель показывает изображение сахара. Спрашивает у детей: для чего людям сахар? Где его используют?
Рассматривают изображение. Высказывают свои предположения. Сформировано умение задавать вопросы.
Воспитатель говорит детям о том, что они дают разные предположения. Ученые называют эти предположения – гипотезами. Гипотезу необходимо проверить и чтобы они не забыли все выдвинутые гипотезы, предлагает их зарисовать условными обозначениями. Показывает, как это сделать.
Слушают рассказ воспитателя, зарисовывают выдвинутые гипотезы. У детей совершенствуется умение передавать задуманный образ в рисунке.
Воспитатель рассказывает детям о том, что все ученые проверяют свои гипотезы различными методами. Предлагает детям также проверить высказанные ими гипотезы методами : «Подумай сам», «Спроси у взрослого», «Посмотри в книге», «Посмотри по телевизору», «Понаблюдай», «Проведи эксперимент». Просит детей всех вместе повторить названные методы, показывает иллюстрации к каждому методу. Сообщает детям, что методы исследования нужно выполнять в определенном порядке, вешает их на доску по порядку.
Слушают рассказ воспитателя. Повторяют за ним методы исследования. Запоминают последовательность. Рассматривают карточки с изображением методов. Дети определяют методы исследования, выдвигают гипотезы и порядок их проведения. Развивается связная речь, умение выстраивать диалог со сверстниками и воспитателем.
Объявляет детям о том, что они приступают к первому методу «Подумай сам». Предлагает детям вспомнить о том, где используют сахар люди и зарисовать это на листе бумаге. Уточняет, что рисунки не должны быть совершенными, что делать это нужно быстро с помощью понятных символов.
Фиксируют, как используется сахар в конкретной ситуации. У детей закрепляется умение изображать полученную информацию с помощь кратких символов.
Воспитатель говорит о том, что пора перейти к следующему методу «Спроси у взрослого». Спрашивает у детей кому они могут задать вопросы? Что будут спрашивать? Предлагает посмотреть на зарисованные гипотезы и определиться какой вопрос они будут задавать.
Рассматривают свои зарисованные гипотезы, предлагают спросить у повара детского сада «Зачем нужен сахар?». У детей развивается умение планировать предстоящую деятельность.
Вместе с детьми идет к повару детского сада, помогает детям сформулировать вопрос, выслушивает ответ и возвращается с детьми в группу. Вместе с воспитателем идут к повару, задают ей вопрос: «Зачем нужен сахар?», выслушивают ответ, возвращаются в группу. У детей развивается умение задавать вопросы, анализировать,
делать вывод.
Воспитатель предлагает детям изобразить на бумаге полученную информацию. Зарисовывают полученную информацию. У детей закрепляется умение изображать полученную информацию с помощь кратких символов.
Предлагает детям перейти к следующему методу «Посмотри в книге». Спрашивает у детей, подойдут ли им обычные книги или нужно искать информацию в каких то конкретных книгах? Определяют, что информацию нужно искать в энциклопедиях.
Развивается умение делать выводы.
Воспитатель вносит приготовленные заранее к теме исследования книги. Предлагает детям внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображены кондитерские изделия и затем прочитать информацию всем вместе.
Ищут картинки с сахаром в энциклопедиях, вместе с воспитателем читают информацию. Стимулируется развитие любознательности.
Предлагает обсудить найденную информацию, и зарисовать ее на бумаге.
Обсуждают свою найденную информацию, зарисовывают ее на листочках бумаги. Развивается умение классифицировать информацию.
Закрепляется умение изображать полученную информацию с помощь кратких символов.
Воспитатель предлагает детям устроить физкультминутку и немного расслабиться:
«Суп сегодня я сварю -
(Водят пальчиком одной руки по ладони другой руки)
Накормлю им всю семью -
(Разводят руками в стороны)
Положу качан капусты,
Чтобы было очень вкусно –
(Руками делают круг перед грудью)
Морковку теркой я натру -
(Делают приседания)
И картошки нарублю -
(руки над головой сцеплены в «замок», делают наклоны вперед)
Лук порежу –
(Ребром ладони одной руки стучат по ребру ладони другой руки)
Посолю –
(«Солят» пальчиками)
По тарелкам разолью – (Поворачиваются влево-вправо с отведением руки в сторону)»
Выполняют упражнения физкультминутки.
Снимается напряжение, восстанавливается умственная работоспособность. Дети расслабляются, снимают мышечную утомленность, успокаивают нервную систему.
Воспитатель предлагает приступить к следующему методу «Посмотреть по телевизору», наводя детей на мысль, что они не знакомы с тем, какой разный бывает сахар и как его производят. Предлагает просмотреть видеофильм о разновидностях и технологии его приготовления.
Просматривают видеофильм о видах сахара, кондитерских изделий и технологии их приготовления.
У детей стимулируется развитие любознательности.
Просит детей зарисовать новую информацию. Зарисовывают новую информацию. Закрепляется умение изображать полученную информацию с помощь кратких символов.
Воспитатель предлагает детям проверить, как сахар меняет плотность воды, тем самым перейти к следующему методу исследования : «Эксперимент». Для чего вносит пять прозрачных стаканов, сахарный песок, воду, пищевые красители. Просит детей в каждый стакан добавлять разное количество сахара.
Далее в стаканы, выставленные по порядку, наливаем по 3 столовых ложки воды и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Затем в каждый стакан добавляем несколько капель одной краски и перемешиваем. В чистый стакан начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го и по порядку – в обратном отсчете (4-3-2-1). В стакане образуется 4 разноцветных слоя. Дети добавляют сахар в стаканы:
1 стакан – 1 ст. ложку сахара,
2 стакан – 2 ст. ложки сахара,
3 стакан – 3 ст. ложки сахара,
4 стакан – 4 ст. ложки сахара.
Далее в стаканы, выставленные по порядку, дети наливают по 3 столовых ложки воды и перемешивают.
Затем в каждый стакан они добавляют несколько капель одной краски и перемешивают. В чистый стакан дети начинают добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го и по порядку – в обратном отсчете (4-3-2-1).
У детей развивается умение наблюдать, сравнивать, анализировать.
Спрашивает у детей, какой раствор оказался внизу? Какой можно сделать вывод? (У воды разная плотность, т. е. разная насыщенность сахаром.) Просит одного ребенка зафиксировать это на бумаге.
Дети анализируют. Один из детей зарисовывает сделанный вывод. Развивается умение делать выводы. (Самый сладкий раствор оказался внизу, самый несладкий наверху. Сахар меняет плотность воды).
Воспитатель спрашивает у детей: узнали ли они о том, где применяют сахар? Подтвердились ли их гипотезы? Что они узнали нового, о чем не знали раньше?
Отвечают на вопросы воспитателя.
У детей развивается умение обобщать, анализировать проделанную работу.
Предлагает детям, по желанию рассказать о проведенном исследовании, для чего одевает на желающих выступить колпаки кондитера и фартуки.
Трое детей одеваются кондитерами, готовят доклад, рассказывают о том, что узнали во время проведения эксперимента. Остальные дети выполняют роль слушателей и задают вопросы.
Развивается связная речь, умение выстраивать диалог со сверстниками, монологическая речь с элементами описания. Активизируется словотворчество.
Воспитатель подводит итог исследования. Говорит детям о том, что они сегодня были очень активными и хорошими исследователями и поэтому узнали много нового. Предлагает поиграть в игру «Полезное-вредное». Предлагает детям встать в круг, сам становится водящим. По очереди каждому ребенку кидает мяч и задает вопросы «Чем сахар полезен? Чем сахар вреден?».
Встают в круг и играют вместе с воспитателем.
Закрепление, получение новых знаний, расширение имеющихся у них представлений о предметах окружающего мира.
Благодарит всех детей за активную работу. Предлагает организовать выставку рисунков, созданных во время проведения исследования.
Помогают воспитателю организовать выставку рисунков. У детей развивается умение взаимодействовать с коллективом в процессе совместной деятельности.
Итоговое мероприятие: выставка рисунков на тему: «Путешествие в сладкую страну».