Надежда Лычова
Конспект НОД по познавательному развитию «От ёлки до газеты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД (познавательное развитие).
Тема «От елки до газеты».
Цель: - Дать знания детям о процессе производства бумаги. Расширить представления детей о её предшественниках. Воспитывать бережное отношение к бумаге, желание активно участвовать в борьбе за её экономию.
Ход: (Приходит в гости к детям Незнайка (ребенок в костюме) с конвертом, в котором находиться белый лист бумаги).
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „От ёлки до газеты“» размещена в разделах
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Елка, ёлочки из газет и журналов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Незнайка: - Здравствуйте, ребята. Я сегодня в своем почтовом ящике обнаружил конверт. Я подумал, что это письмо прислали мне жители Солнечного города. Но в нем лежал чистый лист бумаги. Я пришел к вам, чтобы вы помогли мне разобраться, что это значит?
Воспитатель: - Здравствуй, Незнайка! Ты ждешь помощи от наших ребят? Давай спросим их, чем они могут тебе помочь? Ребята, подумайте, как мы можем помочь Незнайке? (ответы детей).
Воспитатель: - Мы попытаемся разобраться с этим.
(воспитатель показывает детям лист на просвет, на небольшом куске ватмана видна филигрань – знак бумажной фабрики, изготовившей эту бумагу)
- Смотрите, ребята. А здесь ведь что-то написано! (читает – ГОЗНАК). Что это за таинственная надпись и как она появилась на листе?
(предположительные ответы детей)
- Чтобы всё понять - нам нужно узнать – как появилась бумага, и из чего её делают? И так …. Мы отправляемся в путешествие! Закройте глаза – и мы перенесемся с вами в прошлое! Крибли. Крабле, бумс!
(звучит тихая мелодия)
Воспитатель: - Открывайте глаза, осмотритесь вокруг – что вы видите?
(вокруг разложены предметы – глиняные и деревянные дощечки, береста, папирус, камни, а также иллюстрации с изображением пергамента, петроглифами (наскальными рисунками).
Незнайка: – Ой, ребята, как здесь интересно, хочется поскорее открыть тайну бумаги!
Воспитатель: - Не спеши. Послушайте: у бумаги было много предшественников: камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и папирус, металл и пергамент – все они в разные времена служили людям в качестве материалов для письма. На стенах пещер до сих пор сохранились наскальные рисунки, выдолбленные заостренными камнями, их называют «писаницы» или «петроглифы». Некоторым изображения уже по 5-10 тысяч лет.
Незнайка: - А люди писали на камнях?
Воспитатель: - Да. Позже люди стали делать различные надписи на стенах, но высекать слова было не просто, и поэтому люди придумали писать свои послания на глиняных табличках (показать иллюстрации и саму глиняную табличку).
Незнайка: - Я предлагаю ребятам самим попробовать написать буквы на такой вот глиняной табличке. Писать нужно пока глина сырая, а потом просушить, чтобы надписи сохранить.
(детям дается возможность написать знакомые буквы
на табличках их глины).
Воспитатель: - Молодцы, у вас здорово получилось. Знаете, такие таблички очень хрупкие, поэтому позже люди стали писать на деревянных дощечках (показать иллюстрации и дощечку с надписью). Такие дощечки люди называли - «говорящее дерево». Известно, что жители острова Пасхи использовали вместо палочек острый зуб акулы, чтобы процарапывать слова на деревянной доске.
Незнайка: - Ребята, может вы знаете, на чем ещё можно писать?
(ответы детей).
Воспитатель: - Вот как много мы узнали о предшественниках бумаги. А теперь настало время узнать – кто изобрел бумагу? Её изобрели в Китае 2000 лет назад. Делали её сначала из старой ветхой одежды, обрывков рыболовных сетей. Позже люди стали делать бумагу из древесины.
Незнайка: - Вот бы своими глазами увидеть, как делают бумагу!
Воспитатель: - У меня есть фильм, который расскажет вам о процессе создания бумаги. Посмотрим его сейчас.
(показать презентацию «От елки до газеты»).
Незнайка: - Теперь я понял – друзья прислали мне чистый лист бумаги для того, чтобы я им написал письмо и рассказал о своем путешествии. Побегу домой писать друзьям. Спасибо, ребята, что взяли меня с собой! До встречи!
Воспитатель: - Ребята, как хорошо, что мы помогли Незнайке.
А что нового для себя вы узнали, путешествуя в прошлое? (ответы детей).
Я прочту вам стихотворение Л. Татьяничевой «Чистый лист бумаги»
Чище отбеленного холста целина бумажного листа.
Синих строчек понимая, флаги бороздим мы целину бумаги
В вечных книгах открываем с детства
Знаний драгоценное наследство!
Вот она лежит передо мною - белоснежной манит целиною.
Сделана умелыми руками мастеров-бумажников на Каме.
Славен труд ваш, мастера бумаги!
Синих строк мы поднимаем флаги –
Горняки, поэты, металлурги вам с любовью пожимают руки!