Конспект НОД по формированию естественно-научных представлений «Воздушная страна»

Елена Круглова
Конспект НОД по формированию естественно-научных представлений «Воздушная страна»

Цель: развитие способности у детей устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы,

Задачи: уточнить понятие детей о том, что воздух - это не «невидимка», а реально существующий газ; расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека; Уточнить представления о значении растений в жизни планеты, развивать экологическое познание.

Материал и оборудование: веера, целлофановые пакеты, кубики тазы с водой, стаканы с простой и газированной водой, стаканчики по количеству детей, соломинки по количеству детей, воздушные шары, мыльные пузыри, свистки, бутылки, духовые инструменты, свистки, свистульки.

Ход занятия.

Ритуал начала занятия. Ритуал начала занятия «Эстафета дружбы» (взяться за руки и передать, как эстафету, рукопожатие).

3вучит фонограмма песни «Ужасно интересно всё-то, что неизвестно».

Воспитатель с детьми сидит на ковре и рассматривает «Детскую энциклопедию» («Полезные опыты» Жукова Л. А.)

Вопросы:

- О чём эта книга?

- Что такое энциклопедия? (Эта книга, из которой можно узнать много нового и интересного).

- А ещё как можно узнать то, что нам неизвестно? (Отправиться в страну ДОКОРУПО).

- И что это за страна такая?

Даже сквозь самую сильную лупу

Глупо на карте искать ДОКОРУПО,

Поскольку велика эта страна

На карту не может быть нанесена.

В ту страну не идут поезда,

И самолет не летает туда

Но, если всмотреться внимательным взглядом

Во все, что с тобою находится рядом,

То не придется дорогу искать.

В страну, ДО КОторой РУкою ПОдать.

Да, ДОКОРУПО - это страна, которая находится вокруг нас, чтобы попасть в неё, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на всё другими глазами - глазами исследователя, экспериментатора.

Давайте встанем, возьмёмся за руки, скажем заветные слова (стихотворение Я. Акима «Эники-беники»); имитация движений.

Эники-беники - весело мне

Эники-беники - я на коне.

Эники-беники - я в самолёте

Эники-беники - я в звездолёте

Эники-беники - я на волне,

Эники-беники - в чудо стране!

Раз, два, три - в ДОКОРУПО попади! (3 раза)

Ребята, я рада вас приветствовать в стране ДОКОРУПО и приглашаю вас в свою лабораторию, к столу №1.

Рассматривают материалы и оборудование, показывает чистую банку, спрашивает, есть ли что-нибудь в ней. (Банка пустая, в ней ничего нет).

Воспитатель: Это не так: в банке что-то есть, просто «это что-то» они не смогли увидеть.

Фокус с «мешочком» (полиэтиленовым) - выполняют все дети. Заполнить полиэтиленовые мешочки кубиками.

- Каким стал мешочек? (если в нём что-то есть, он всегда выпуклый. По мере наполнения становится всё более выпуклым).

Вывод: выпуклость мешочка зависит от количества содержащегося в нём вещества.

Скрутить мешочки со стороны отверстия.

- Что они видят?

Вывод: по мере скручивания они вздуваются, становятся выпуклыми.

Но ведь мешочек выпуклым может быть тогда, когда в нём что-то есть. Следовательно, что-то раздуло мешочек.

Загадать загадку. Тому, кто не догадался:

Такой большой, что занимает весь мир.

Такой маленький, что в любую щель пролезет.

Это воздух. Почему мы его не увидели? (Он невидим, но его можно обнаружить и кое, что узнать).

- Почему мы его не видим? (Воздух прозрачный, через него всё видно).

- Что ещё в нашей группе прозрачное? (Окно, аквариум, стекло, лампа, очки и т. д.)

Фокус: Воздух можно увидеть.

Положить лёгкую салфетку на край стола и взмахом книги привести салфетку в движение, салфетка слетает.

- Почему салфетка слетела? (между салфеткой н книгой есть воздух, он привёл салфетку в движение).

Игра: «Тонет — не тонет». (Кусочки пластилина опускают в стаканы с простой и газированной водой).

Проводится опыт, тонет, не тонет. Дети отвечают на вопрос: «Почему одни предметы тонут, а другие нет?

СТОЛ №2

Загадка очень странная. Один и тот же предмет — пластилин то плавает, то тонет.

- Попробуйте объяснить, почему так происходит?

Проводится опыт: «Пластилин в газировке».

Объяснение: Пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всегда всплывает. Значит воздух легче воды, он всегда всплывает.

Где же используется это свойство воздуха? (Надувной круг не даёт человеку утонуть).

Фокус: Можно ли почувствовать воздух? (Опыт с веером).

Вывод: Воздух можно почувствовать, как он движется. Особенно в жару.

Фокус: Есть воздух в стакане, если его опустить в воду.

- стакан опустить прямо

- что не пускает воду в стакан?

- наклонить стакан, что появляется в воде? (пузырьки воздуха). Откуда они взялись? (Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода). Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается наверх.

- прикрепить на дно стакана кусочком пластилина кусочек бумаги. Перевернуть стакан, опустить в таз с водой. Лист бумами остался сухим. Объясните почему?

Вывод: Воздух, который был в стакане, не позволил воде намочить лист бумами. Значит, стакан был не пустой, а наполненный воздухом.

Фокус: «Буря в стакане».

Детям предлагаются стаканчики с водой и соломинками.

- Подуйте в соломинку. Почему появляются пузырьки? (Воздух выходит из воды). А теперь подуйте сильнее.

Вывод: чем больше воздуха, тем больше пузырей выходит из воды.

(«Буря в стакане»)

А сейчас мы отдохнем, поиграем с ветерком проказником.

Физминутка «Проказник ветер».

Проказник ветер прилетел

Густой листвой зашелестел,

Подул немного посильней

И ветки закачал скорей.

Совсем плутишка разошелся

И по стволам уже прошелся.

Тут закачался целый лес

Не видно стало и небес.

Скрипят, качаются деревья

И ветру действуют на нервы

Тогда шалить он перестал,

И лес спокойным снова стал.

Фокусы о свойствах воздуха.

Воспитатель:

Мы закроем глаза и почувствуем:

- Где, есть воздух? (Есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице). Какого цвета воздух? (Бесцветный). Рассматривание кубиков «Маленькие человечки» (ТРИЗ) Составление модели воздуха. Это невидимые человечки — частички («пляшущие человечки»); пара; дыма; облака.

- Воздух безвкусный. Вдохнуть ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух?

- Воздух без запаха. Сравнение с ароматом духов, лимона, (закрыв глаза).

Вывод: чистый воздух не имеет цвета и запаха и вкуса.

«Вас ждёт сюрприз». Находят игру «мыльные пузыри» и воздушные шары.

- Любите ли вы пускать разно цветные мыльные пузыри?

- Как лучше надуть воздушные шары? Если сильно надувать, шарик может лопнуть, почему? (Воздух весь не поместится). Так, что главное, не перестараться.

- Надуть, а затем сдуть. Что происходит с воздушным шариком.

Игры с воздушными шарами и «мыльными пузырями».

Вывод: Воздух лёгкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемешать даже дыханием. Газ в шарике согревается и расширяется, воздуху становится тесно. При нагревании (дыхании) газ расширяется, при охлаждении сжимается. Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике.

Фокусы со звуковыми свойствами воздуха (Свистками, свистульками, духовыми инструментами).

Откуда берётся свист, звук? (Дети озвучивают дудочки, свистки и т. п.)

- Чем отличается свисток и свистулька? (Свистульки делают как игрушки, украшают). Они разные по звучанию.

- Что делает музыкант, играющий на музыкальных инструментах? (Он дует в отверстие инструмента). Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста музыкальные. Только тогда, когда вдувают воздух.

- Как люди используют «голос» воздуха? (Различные сигналы автомобилей, гудок тепловоза, парохода). Для чего они нужны?

Вывод: звуки распространяются по воздуху (прослушивание фонограммы различных звуков).

Игра: «Узнай по звуку».

Вывод: когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух.

«Фонетическая зарядка»

Как помогает воздух в жизни человека.

Дидактическая игра: «Лёгкий воздушный океан».

Итог занятия: Что нового, интересного узнали?

А теперь поиграем в весёлую игру «Раздувайся пузырь!» Почувствуем, как мы «раздуваемся», когда вдыхаем воздух. И как, сужаемся, когда выдыхаем.

Ребёнок.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый и всё же

Без него мы жить не можем.

Дидактическая игра: Любит, не любит» (привычки + поступки = здоровье).

Публикации по теме:

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. Сентябрь. 1. Мониторинг. Задачи: выяснить,.

Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной группе на 2012–2013 уч. год. СЕНТЯБРЬ: 1."Какой бывает вода?"- познакомить с принципом пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. 2."Очищение воды. " - выявить.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию естественно-научных представлений «Воздушная страна»
Опубликовано: 9 июня 2014 в 20:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. День осведомленности о пингвинах

Красавцам в черных смокингах, обитающим во льдах Антарктиды, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с пингвинами и увлечь...

20 января. День лево-право на МААМ

В стародавние времена солдат-новобранцев учили понимать, где лево, а где право, привязывая к их ногам по пучку сена и соломы. У нас задача ещё сложнее: современные дети не знают отличий и сена от соломы...

План — конспект зимней прогулки в младшей группе «Строительство снежного лабиринта»
1. Трудовая деятельность «Строительство снежного лабиринта» Цель: Построить с детьми снежный лабиринт. Вызвать у детей интерес к строительству...
Методическая разработка авторской песни написанной в казачьем характере «Зимушка...
Авторская песня в казачьем характере о зимних казачьих праздниках на Дону. Я, Более 30 лет работаю с детьми по теме «Приобщение дошкольников к...
Фотоотчет о новогоднем празднике «По дорогам добра вместе с зимней сказкой»
Задачи: - формирование устойчивого интереса к театрально - артистической деятельности; - развитие эмоциональной сферы, творческих способностей и...