Татьяна Иванцова
Конспект НОД познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с бытом и традициями на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста
«Знакомство с бытом и традициями на Руси»
Цель занятия: Знакомство с бытом русского народа, развитие интереса к прошлому.
Задачи реализуемые в ходе занятия:
Публикация «Конспект НОД познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста „Знакомство с бытом и традициями на Руси“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Образовательная: приобщение к истокам русской культуры; обобщить имеющиеся знания о малой родине; обогатить словарный запас детей (горница, сундук, ухват, прялка, чугун.); познакомить детей с убранством русской избы, рассказать о старинной русской мебели, домашней утвари.
Развивающие : развивать познавательный интерес, мышление, наблюдательность, речь детей, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к истокам русской народной культуры, воспитанию доброжелательности по отношению к сверстникам и способствовать взаимопомощи.
Предварительная работа:
• чтение русских народных сказок
• художественное слово (стихи о Родине, загадки, пословицы, потешки,
• рассматривание фотографий, иллюстраций из книг о достопримечательностях г. Переславля-Залесского
• слушание русских народных хороводных песен.
Дети неоднократно посещали музей детского сада «Русская изба».
Методы и приемы:
• Наглядный - показ, демонстрация,
• Словесный - беседа, пояснения, художественное слово, обсуждение
• Игровой - русские народные игры, игры дидактические
• Использование ИКТ
использование музыкального сопровождения
Оборудование: Экран, проектор, предметы крестьянского быта, записи музыкальных произведений, деревянные ложки, заготовки поделок, куклы пеленашки, угощение для детей.
Демонстрационный материал: презентация «Моя малая Родина», музей «Русского быта».
Раздаточный материал: Разрезные картинки. Заготовки для изготовления куклы пеленашки.
Ход образовательной деятельности:
1 Организационный момент
Ребята, у нас гости, давайте поздороваемся!
Игра «Поздороваемся»
-Здравствуй, солнце золотое (поднимаем руки вверх)
-Здравствуй, небо голубое,
-Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками из строны в сторону)
-Здравствуй, маленький цветок, (приседают и начинают потихоньку подниматься)
-Здравствуй, утро, (правую руку в сторону)
-Здравствуй, день, (леву руку в сторону)
-Нам здороваться не лень. (Обнимают друг друга)
2. Основная часть
Воспитатель: читает стих о Родине
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
В: Ребята, о чём говорится в стихотворении?
Дети: О Родине.
В: Как называется наша Родина?
Дети: Россия!
В: Но ведь у каждого человека на земле есть малая Родина. А как вы понимаете, что такое «малая Родина»?
В. - это место где мы родились и живём, это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мамы и папы, где стоит наш детский. Это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне. Это наш город Переславль-Залесский.
В: Правильно, большая наша страна Россия. В этой большой стране есть место, где мы родились и живём – и это наша малая Родина. Это наш город Переславль-Залесский.
Слайд современного города
Посмотрите ребята, на наш современный город, Одна из главных достопримечательностей города Переславля – Залесского это озеро Плещеево изумительное по красоте и чистоте!
В: Но не всегда ребята, наш город был таким современным, не всегда были кирпичные многоэтажные дома и не всегда в нашем городе, было столько достопримечательностей.
Давным-давно люди строили себе жилища из дерева: сосны и ели. А называли такие дома изба, а также такое жилище называли срубами, потому что их рубили (строили) топорами. На первый взгляд изба – самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свою избу, старался сделать е прочной и т плой. Избы были очень красивыми. Их украшали резными наличниками и ставнями. Вот таких, как этот. (Слайд)
Ребята, а вы хотите совершить путешествие в прошлое и посмотреть, как жили люди в старину, и как они устраивали свой быт?
Дети: Да
Воспитатель: Как же нам с вами туда попасть? У меня есть волшебный клубочек, вот он нас туда и приведет.
(Воспитатель накидывает на себя шаль и приглашает детей в горницу)
Хозяйка:
Здравствуйте, гости званые, гости желанные!
Дорогих гостей встречаем
Пышным, круглым караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Проходите гости дорогие. Это моя горница. Горница в избе самая нарядная и красивая комната, в ней я принимаю гостей. Все – то у меня сделано из дерева и стол и лавка,.
В: Вот и сундук, он тоже деревянный. В нем, ребята у меня хранятся вещи, сейчас, я вам покажу. Ой, а открыть, то. я его не могу…куда то подевался ключ?
Аааа это проказник домовой, а вот и следы его. Ребята давайте посмотрим, куда они ведут…
В: А здесь ребята, какое – то письмо лежит, давайте я его вам прочитаю:
Стоит Матрена, здорова, ядрена, пасть открывает, что дают то и глотает (печь) Конечно же, печь!
Наверно домовой за печку спрятался, туда то он наверно ключь и положил, сейчас посмотрю…Нет, ребята здесь ключа нет.
С печью, у меня ребята связан весь быт. Про неё в народе говорят: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».
Печь не только обогревает избу.
Как вы думаете, для чего ещё можно использовали печь?
Дети: В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать. Правильно
В: Ребята а ведь печка упоминается во многих русских сказках, я вам сейчас буду показывать картинки, а вы постарайтесь разгадать из какой это сказки.
Молодцы ребята
В. : Ребята, а чтобы в печке приготовить еду, ее нужно растопить. А чем е растопить? (Ответы детей)
В. : Ребята, посмотрите, а дров-то маловато осталось. Давайте помогите мне дров нарубить, чтобы было, печку топить.
Физкультминутка:
За дровами в лес пойд м
И топор с собой возьм м,
Вместе рубим мы бревно
Очень толстое оно,
Чтоб дрова пролезли в печку
Их разрубим на дощечки.
В. : Молодцы ребята, дрова мы с вами нарубили, печку растопили, а в чем же мы будем с вами готовить еду?
Послушайте загадку: Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля, Где, там, в печке угол к кашу сварит
Д. : Чугунок.
В. : Чугунок, незаменим в хозяйстве. Он у меня вместо кастрюли. По весу он тяж лый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживает любой огонь.
В. А достаю я чугунок из печки, ухватом.
В: Ребята, есть у меня в хозяйстве еще помощница - это деревянная ложка.
В: Если есть деревянной ложкой, пища становится вкуснее и ароматней. Кушая девянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что пища у меня в основном жидкая, готовлю я супы или жидкую кашу. А еще ложки служат мне, как музыкальный инструмент. Ведь я не только много работаю, но люблю повеселиться, поводить хороводы, попеть песни, а вы хотите поиграть на ложках?
Звучит музыка «Ах, вы сени мои сени»
Воспитатель с детьми играют на ложках.
В: Ой, заболталась, я с вами, а ключ так и не нашли.
Следы, ребята ведут дальше, а привели они нас к прялке.
В. : Долгими зимними вечерами пряду пряжу да приговаривариваю: Ты помощница моя, прялочка родная,
Напряди ты пряжи мне,
что не видно края.
В. : Ребята, А для чего нужна была пряжа?
Д. : Чтобы вязать носки, одежду
(На прялке весит мешочек в нем игра «Разрезные картинки»).
В: А, что это за мешок на прялке висит? Это наверно домовой проказник повесил. Ребята давайте посмотрим! Наверно здесь ключ лежит. А здесь ребята картинки, их надо собрать, разделитесь, по двое и соберите целую картинку.
Ребята, что получилось?
Д: Утюг, печка, чугунок, прялка.
В: А для чего нам нужен утюг?
Д: Ответы детей
Стоит сундучок, а в нем игра «Что сначала, что потом»
Утюг у меня ребята необычный, он у меня нагревается березовыми углями, откройте крышку… Ааа вот и ключ. Сейчас мы откроем сундук.
В сундуке я храню одежду и дорогие для меня вещи. Хотите посмотреть, что в нем лежит?
В: Посмотрите, какие куклы у меня есть. Они сделаны из ткани без, иголок и ножниц. У каждой куклы сво название.
А эта кукла называется – берегиня. (от слов – «бережёт», «оберегает») – защитный талисман для сохранения тепла домашнего очага и здоровья членов семьи.
Ребята, а вы хотите сделать куклу своими руками? Сегодня мы с вами попробуем сделать куклу, которая называется пеленашка.
Самой первой куклой славянских детей была кукла - Пеленашка она охраняет ребёнка от бед.
Технология изготовления куклы: Бер м прямоугольный лоскут светлой ткани, туго сворачиваем трубочкой и обматываем по всей длине ниткой. Далее бер м цветной лоскут прямоугольной формы и надеваем на голову куклы: надвигаем на лоб, симметрично закладываем по бокам. Потом бер м пел нку с одной стороны, и укутываем один бочок куклы; затем захватываем, пел нку с другой стороны и укладываем поверх первого слоя, укутываем второй бочок куклы; затем аккуратно расправляем, пел нку и поднимаем е вверх – укутываем ноги. И перевязываем, пел нку красивой лентой. Эти куклы возьмете с собой и пусть они будут вашим оберегом.
Итог: Ребята, понравилось вам у меня в гостях?
А что больше всего вам понравилось?
А в чем, я вещи храню?
А пищу в чем готовлю?
А чем чугунок из печи достаю?
А что самое главное в избе?
Молодцы ребята, вам пора возвращаться, Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас бублики испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.
- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие!