Папки-передвижки

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников. Конспект открытой НОД в старшей группе «Птицы»

Любовь Филиппова
Воспитание основ экологической культуры у дошкольников. Конспект открытой НОД в старшей группе «Птицы»

Конспект НОД «Птицы»

Задачи:

Обучающие:

Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах. Углублять представления о причинах отлёта птиц. Продолжать учить классифицировать на зимующих и перелетных птиц.

Развивающие:

Закрепить знания воспитанников зимующих перелетных птицах, среде их обитания.

Публикация «Воспитание основ экологической культуры у дошкольников, Конспект открытой НОД в старшей группе „Птицы“» размещена в разделах

В процессе установления различных связей и зависимостей развивать умение воспитанников анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать, делать элементарные умозаключения, уметь предвидеть возможное развитие событий.

Продолжать развивать грамматический строй речи.

Развивать навыки работы с бумагой в стиле оригами (складывать из бумаги фигурки)

Воспитательные :

Прививать любовь к птицам.

Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимнее время.

Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, художественно – творческая.

Материал: мяч, письмо от Незнайки, иллюстрации с изображением зимующих и перелетных птиц, магнитная доска, корм для птиц, мерная ложка, иллюстрации с изображением экологических цепочек (Птица, гусеница, урожай. Яйцо, птенец, утка, два пера (гусиное и куриное, миска с водой, 2 пинцета, 2 тарелочки, квадратные заготовки для оригами.

Предварительная работа: заучивание стихотворений о птицах.

Ожидаемый результат: имеют элементарные представления о зимующих и перелетных птицах, умеют их классифицировать; умеет устанавливать различные связи и зависимости, анализируют различные явления и события, сопоставляют их, обобщают, делают элементарные умозаключения, умеет изготавливать птицу из бумаги способом оригами.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель : Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними.

Воспитанники : Здравствуйте!

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что приветствовать друг друга можно не просто словами, но и стихами. Давайте сейчас поздороваемся именно так.

Координация речи с движением «Здравствуй солнце золотое» :

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, утро,

Здравствуй, день,

Нам здороваться не лень.

(Воспитанники проговаривают текст и показывают движения руками).

Воспитатель : Давайте все друг другу улыбнемся. Мне кажется, что в нашей группе стало светлее. Пусть это светлое, радостное настроение навсегда останется с нами.

Воспитатель : Ребята, какое сейчас время года?

Воспитанники : Весна.

Воспитатель : А откуда вы узнали, что наступила весна?

Воспитанники : Снег растаял, стало тепло, солнышко греет, птички поют.

Воспитатель : Всё вы правильно сказали. Наступила весна! Какая она, весна?

Воспитанники : Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, ласковая.

Дидактическая игра «Подбери признаки, действия»

Воспитатель : Ребята, а теперь немного поиграем: я буду кидать вам мяч и говорить начало предложения, а вы постарайтесь его закончить.

Весною солнышко… (греет сильнее).

Весною снег… (совсем растаял)

Весною звонко зазвенели … (веселые ручейки).

Весною прилетели … (птицы с теплых краёв)

Весною погода… (становиться теплее).

Весною дни … (становятся длиннее)

Весною птицы… (поют веселые песни).

Весною птицы… (высиживают птенцов).

Воспитатель : Молодцы, ребята. Все справились с заданием. А теперь присаживайтесь на стульчики.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель : Ребята, кто-то к нам пришел. Пойду, посмотрю.

Воспитатель уходит и возвращается с письмом.

Воспитатель : Ребята, это был почтальон, он принес нам письмо. Здесь написано: что письмо для ребят старшей дошкольной группы села Ишпарсово. От кого пока не знаю. А вы, ребята, знаете, от кого оно.

Воспитанники : Нет.

Воспитатель : Предлагаю письмо открыть и прочитать : «Здравствуйте, ребята! Пишет к вам ваш друг Незнайка. Я узнал, что существуют зимующие и перелетные птицы. Но чем они отличаются? И как их узнать? Очень жду вашего ответа. Помогите, пожалуйста». Ребята, поможем Незнайке?

Воспитанники : Поможем.

Воспитатель : Ребята, посмотрите на доску. Здесь разместились разные птицы. Каких птиц на доске узнала ты, Софья? (Воробей, голубь, синица). А ты, Леня, каких птиц узнал (Снегирь, ворона, дятел).

Воспитатель : Воробей, голубь, синица, снегирь, ворона, дятел – это какие птицы?

Воспитанники : Это зимующие птицы.

Воспитатель : Как вы думаете, почему их называют зимующими?

Воспитанники : Им не страшны морозы, они ни куда не улетают.

Воспитатель : Что птицы едят зимой? Как человек помогает им. Как помогали мы с вами.

Воспитанники : Мы сделали кормушки, повесили их на деревья и насыпали туда корм для птиц.

Воспитатель : Ребята, у меня здесь есть корм для птиц. Но я не знаю, скольким птичкам его хватит. Как я могу это узнать?

Воспитанники : Можно измерить мерной ложкой.

Воспитатель : А кто мне, ребята, в этом поможет?

Один из воспитанников проделывает работу : измерение корма мерной ложкой.

Воспитатель : Скольким птицам хватит корма?

Воспитатель : А кто может рассказать стихотворение о зимующих птицах.

Воспитанник : За что люблю я воробья?

За то, что он, такой как я.

Когда приходят холода.

Не улетает никуда.

Воспитатель : Молодец! Хорошее стихотворение. А кто помнит другое стихотворение про воробья, где он радуется приходу весны?

Воспитанник рассказывает стихотворение «Воробей с березы на дорогу прыг…».

Воспитатель : Посмотрите, ребята, какие красивые птицы. Юля, какая птица тебе понравилась больше всех? Расскажи нам о ней.

Заслушиваются ответы 2-3 воспитанников, которые рассказывают около доски.

Воспитатель : Молодцы! А зимующих птицах вы много знаете. И когда я в тихий час сяду писать письмо Незнайке, обязательно всё это ему напишу. Ребята, а ведь в письме Незнайка спрашивает ещё и о перелетных птицах. Каких перелетных птиц вы знаете? И почему они так называются?

Воспитанники : Ласточка, грач, скворец, лебедь, утки, аист, кукушка.

Воспитатель выставляет иллюстрации с изображением птиц на доску по мере называния птиц воспитанниками.

Воспитатель : Почему эти птицы называются перелетными?

Воспитанники : Перелетными птицы называются потому, что улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно. Возвращаются они в строгом порядке: сначала те, кто клюёт зёрна, затем водоплавающие, потом которые питаются насекомыми.

Воспитатель : А почему они улетают в теплые края?

Воспитанники : Им холодно и голодно, они не могут найти себе корм, потому что все покрыто снегом.

Воспитатель : Я предлагаю вам, ребята, поиграть в подвижную игру «Скворцы». Вам нужно разбиться на пары. Пока звучит музыка, вы летаете. Как только музыка остановиться, вы залетаете в домики – скворечники. Музыка зазвучит – снова летаете.

Воспитатель встает поближе к доске.

Воспитатель : Ребята, подойдите все ко мне. Вам понравилось быть птицами? А скажите, пожалуйста, мне: какую пользу птицы приносят людям? Что будет, если птицы исчезнут?

Воспитанники : Птицы приносят огромную пользу. Нашим полям, лесам и огородам наносят огромный вред грызуны и насекомые. Без птиц не было бы урожая.

Воспитатель : Ребята, посмотрите на картину. Что здесь изображено?

Воспитанники : птица съедает гусеницу и мы получаем урожай. А если птиц не будет, гусениц станет много и съедят весь урожай.

Ребята, а откуда появляются птицы? Предлагаю посмотреть ещё одну цепочку: яйцо, утенок, утка.

Опыт с пером

Воспитатель : Ребята, предлагаю пройти к миске (центру воды и песка) с водой и провести небольшой опыт: посмотрите, на тарелке лежат 2 перышка. Что нужно сделать, чтобы узнать, почему говорят «как мокрая курица» и «вышел из воды сухим, как гусь»?

Воспитанники : Нужно опустить перья в воду.

Воспитатель : Правильно! Давайте еще немного подержим перья в воде, что вы видите?

Воспитатель : Действительно, одно перо почти сухое. А другое намокло и слиплось. Как вы думаете, какое перо гусиное, а какое куриное?

Воспитатель : Правильно, гусиное перо сухое, а куриное - мокрое. Так почему же говорят: «как мокрая курица» и «вышел из воды сухим, как гусь» Воспитанники : Одни перья - намокают, а другие – нет.

Воспитатель : Потому что, одни перья впитывают, а другие отталкивают воду. У всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа в клюве. И когда мы видим, как птицы чистят свои перышки, прихорашиваются. Оказывается, это они при помощи клюва смазывают перья жиром, чтобы держаться на воде и не тонуть. Так какой мы с вами можем сделать вывод?

Правильно, одни перья впитывают, а другие отталкивают воду.

Воспитатель : Ребята, вы очень много знаете о птицах. Всё что вы мне рассказали я обязательно напишу Незнайке. Но чтобы его порадовать, я предлагаю вам, ребята, сделать птиц из бумаги и отправить их Незнайке. Согласны? Тогда присаживайтесь за столы. Но сначала мы поиграем с нашими пальчиками: пальчиковая гимнастика «Грачи».

Мы лепили куличи. Лепим пирожок

Прилетели к нам грачи. Помахать крыльями

Первый грач испек пирог, Загибать пальчики по очереди на

одной руке

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики на другой руке

Выходи грачей считать.

Воспитатель : А теперь внимательно слушайте меня и выполняйте все мои инструкции (оригами «Птица» из книги А. В. Козлиной «Ручной труд»).

Ребята, перед вами квадратный листы бумаги. Возьмите квадрат руками. Согните его пополам так, чтобы получилось два треугольника, прогладьте его пальчиком. Разверните треугольника так, чтобы получился ромб. Правый угол ромба соединяем с центром так, чтобы получился треугольник. Левый угол ромба соединяем также. Тоже самое проделываем и с нижний частью заготовки. Складываем получившийся ромб пополам по центру так, чтобы получился треугольник. Верхнюю угол треугольника отгибаем вниз, в сторону - это будет голова. Нижний угол нижний угол отгибаем в сторону, назад – это будет хвост. Теперь осталось нарисовать глаза и крылья. Вот наша птица и готова. Я предлагаю положить птиц в посылку и отправить Незнайке вместе с письмом, он будет рад получить такой подарок. Но сначала расскажите, каких птиц вы изготовили (ребенок называет свою птицу и кладет в коробочку).

Воспитатель : О чем мы сегодня говорили? Что нового вы сегодня узнали?

Что больше всего понравилось?

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Ох, уж эти пташки!».Дидактическая игра «Ох, уж эти пташки!». Ох, ух эти пташки!Дидактическое пособие для детей 4–6 лет. Цели:закрепить знания детей о птицах; познакомить с классификацией птиц (зимующие.

Открытое занятие по экологии в старшей группе «Перелётные птицы» Автор: Сидорова Вера Иосифовна Участники: Старшая группа №12 «Звёздочка» МБДОУ №32 «Родничок», Р Коми, г. Инта, 2014г. Цель: Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание основ экологической культуры у дошкольников. Конспект открытой НОД в старшей группе «Птицы»
Опубликовано: 24 апреля 2014 в 12:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД