наталья ким
Конспект НОД «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ № 17
Лермонтовского сельского поселения
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе
Тема «Путешествие капельки»
Подготовил:
воспитатель Ким Н. В.
декабрь 2015 г.
НОД «Путешествие капельки»
Образовательная область «Познание»
Цель: Формирование представлений о круговороте воды в природе у детей 5 - 6 лет.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
2. Способствовать нахождению детьми вариантов для решения проблемной задачи, применяя имеющиеся знания.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
4. Совершенствовать умение детей двигаться под музыку, выражать эмоциональную окраску прослушиваемых произведений.
5. Закрепить знания о геометрической фигуре - шестиугольнике.
6. Расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них представлений о природе.
7. Формировать представление детей о круговороте воды в природе.
8. Воспитывать уверенность и самостоятельность при выполнении задач.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация» «Чтение художественной литературы» «Коммуникация» «Физическая культура» «Музыка» «Художественный труд»
Оборудование:
- Письма от разных сказочных героев ворона, лисица, Снеговик, солнце, колобок.
- Задача от Снеговика с изображением кругов; в центре закрытая картинка «Круговорот воды в природе».
- Листы для решения задачи индивидуально для каждого ребенка, фломастеры,линейка, клей.
- Стол для проведения опытов: чайник, емкость с водой, зеркало или стекло, пластиковые тарелочки для снега, емкость со снегом,
- Лента или шарф, шапочки - капельки, музыкальный диск и магнитофон для проведения музыкальной игры.
Методы:
- Словесный (чтение стихов и загадок).
- Практический (элементарные опыты)
- Игровой (дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде).
Предварительная работа
1. Наблюдения (длительные - за осадками - снег и дождь, за инеем);
• Наблюдение за уровнем воды в прозрачном стакане (стакан поставить в теплое место и в прохладное место на 1-2 недели, зарисовка.
• Изготовление ледяных игрушек (замораживание подкрашенной воды в формочках, наблюдение при замерзании за испарением воды;
• Извлечение ледяной игрушки из формочки, формирование понятия о том, что при замерзании вода увеличивается в объеме, принимает форму емкости;
• Наблюдение за снежинками через увеличительное стекло;
2. Беседа «Кому нужна вода», «Где живет водичка», Чтение загадок о водоемах, воде, снеге, дожде, граде, инее.
3. Рассматривание альбома «Волшебница водичка» «Снежинки»
4. Труд: лепка снежных фигур на участке, уборка снега на участке, заливка горки водой.
1. Организационный момент.
Приветствие «Здравствуйте!» (установление эмоционального контакта)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я вам скажу и загадку расскажу!
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
обернулся зайкой белым.
Перестал реветь медведь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Ответ детей - Зимой).
Воспитатель:
Правильно, это время года - зима, что же происходит зимой в природе? (Ответы детей)
Скажите, а чем вы занимаетесь зимой на прогулке? (Ответы детей)
Что мы строим зимой из снега? (Ответы детей)
Снеговика! Как же я могла забыть, ведь вчера мне принес почтальон письмо от снеговика, где же оно? Точно помню, положила его вот на тот стол, посмотрите как много здесь разных конвертов, как же узнать какой из них наш?
( на столе лежат конверты: на каждом изображение - ворона, солнце, снеговик, заяц и волк)
Дети должны выбрать нужный конверт.
Воспитатель:
Давайте прочтем, для кого оно написано.
Воспитатель читает адрес:
Хабаровский край, Бикинский район, село Лермонтовка, детский сад, детям старшей группы.
- Прочтем, что же пишет нам Снеговик:
Здравствуйте ребята! В этом году я пошел учиться в Лесную школу и мне задали очень сложную задачку, помогите мне решить ее, пожалуйста.
- Ну что ребята поможем Снеговику? (Ответы детей)
2. Основная часть.
- Прочтем условия задачи: Перед вами заколдованные круги, к каждому кругу написано задание. Выполнив каждое из них, вы узнаете, о каком явлении в природе идет речь. Да, задачу эту решить одному непросто, а мы попробуем решить ее вместе? (Ответы детей)
Задание № 1
С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда —
Руби хоть топором!
Нагрей ее — и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее —. (вода).
Воспитатель:
- Скажите, где встречается вода в природе? (Ответы детей).
- Ребята, здесь есть загадка - подсказка:
Зонтик буду я держать,
И стараться их считать,
Раз, два, три, четыре, пять,
Что же падает опять?
- Ребята, а как нам нарисовать воду? (ответы детей) - дети по желанию рисуют каплю воды в первом кругу.
- Отлично, с первым заданием мы справились.
Задание №2
Воспитатель:
- Давайте посмотрим второе задание: «Нагрейте воду и посмотрите, во что она превратится».
Интересно, чем можно нагреть воду в нашей группе? Давайте внимательно посмотрим по сторонам. (Ответы детей)
- Правильно чайником, а вам можно включать электроприборы? (Нет)
- Хорошо, тогда садитесь на стульчики и подскажите, что я должна сделать, чтобы вскипятить воду. (Дети поясняют, что надо сделать).
Опыт «Как испаряется вода»
Цель: Показать, что при повышении температуры вода испаряется.
Ход: Налить воду в чайник из емкости, предварительно дать потрогать воду руками детям - холодная, вскипятить, поднести стекло к пару, показать испарину на стекле.
Вывод: Вода при нагревании испаряется.
- Что вы наблюдаете? Куда устремляются частички воды? (Ответы детей)
- Да, вверх. Они поступают в воздух. Сейчас я поднесу стекло к пару и мы посмотрим что произойдет, это капельки пара, они очень легкие, поэтому так быстро взлетают.
- В природе вода испаряется с поверхности моря, океана, реки и даже лужи. При этом испаряется множество мелких капелек воды.
- Что же нагревает воду в водоемах, заставляя ее испаряться? (Ответы детей).
- Да, наше солнце. Солнце нагревает воду. Капельки воды на поверхности водоема, нагреваясь, становятся лёгкими и взлетают в воздух. Куда же летят наши капельки? (Ответы детей)
- В небе они собираются в облака. Что надо нарисовать в следующем кружке? (Ответы детей)
- Давайте нарисуем следующий ответ. (Дети рисуют облака)
Воспитатель:
Задание №3
Для того чтобы отгадать третью картинку нам надо поиграть. Поиграем? (Ответы детей)
Музыкально-ритмическая игра «Путешествие капелек»
Дети надевают шапочки с изображением капелек и под музыку изображают движения. Воспитатель сопровождает музыку рассказом:
- В чистом и светлом озере жили-были капельки. Они весело резвились и плескались в родном озере. Выглянуло солнышко, пригрело капельки. Стали они легкими, почти невесомыми, и захотелось им взлететь. Поднялись капельки высоко в небо. Подул легкий ветерок, и наши капельки в белом облачке понеслись над землей. Но вот стало холодать и капельки стали сильнее прижиматься к друг другу, и их становилось все больше и больше, получилось большое облако. Но оно не могло больше их держать, ему стало совсем тяжело и оно лопнуло.
Ветер закружил их в воздухе, и полетели они на землю. Приземлились они на поля и леса, на реки и озера большим мягким белым покрывалом. Посмотрели они по сторонам и удивились, на каждой была красивая белая шубка. Как вы думаете, во что превратились наши капельки? (Ответы детей)
- Ребята, что нам надо нарисовать в третьем круге? (Ответы детей).
- Во втором круге у вас нарисована геометрическая фигура, кто знает как она называется? (Шестиугольник)
- В каждом углу у шестиугольника стоят точки, надо соединить две точки прямой линией - вот так (Воспитатель показывает как, посмотрите, что надо добавить, чтобы получилась снежинка? (Ответы детей, дорисовывают снежинку).
Воспитатель:
- Мы выполнили с вами все задания? (Ответы детей)
- Посмотрите, здесь стоит стрелочка от снежинки к капельке, что бы это значило? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, а может ли наша снежинка снова превратится в капельку? (Ответы детей)
- Как вы думаете, что надо сделать для этого? (Ответы детей)
- Предлагаю вам, поделится по парам и провести опыт со снегом. Теперь вы сами должны решить, где будет таять ваш снег. (Дети проводят опыт)
Опыт 3 «Таяние снега»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
Ход: Наблюдать за таянием снега на теплой руке и на тарелочке.
Вывод: Снег тает от источника тепла.
Воспитатель:
А теперь я вам опять предлагаю поиграть
Игра «Это можно или нет?»
Я сосульку полижу
И снежочком закушу
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
Я по тоненькому льду
На реку гулять пойду
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
Воспитатель:
Вот мы и решили все задания, давайте посмотрим, как называется явление природы, которое нам надо отгадать
- Дети, посмотрите какая картинка, она про нашу капельку и ее путешествие по миру. Это явление называется «круговорот воды в природе». Теперь вы сами сможете рассказать, как путешествует водичка в природе? (Дети по желанию рассказывают с помощью воспитателя)
Снеговик послал вам в подарок снежинки и капельки, вы можете украсить эту картинку, наклеив их. Мы отправим ее нашему Снеговику, пусть учится на одни пятерки.
Анализ:
- Что вы узнали сегодня интересного?
- Понравилось ли вам делать опыты?
- Что понравилось вам больше всего